Проективная методика "Дом-Дерево-Человек"
презентация

Рублева Алена Алексеевна

Презентация для доклада

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проективная методика “Дом-Дерево-Человек” Презентацию приготовила: Рублева А.А . МБДОУ №27

Слайд 2

История создания: Проективная методика «Дом- Дерево-Человек» (ДДЧ) уже более 50 лет широко используется зарубеж­ными исследователями и практиками. В отечественной психологии исто­рия ее применения более короткая: еще в 1989 г. в Словаре-справочнике Л. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова было отмечено отсутствие сведений об ее использовании в СССР. В пос­леднее десятилетие возник большой интерес к рисуночным методам, кото­рый сохраняется и в настоящее вре­мя. Возрастающая популярность ме­тодики ДДЧ далеко не случайна: это определяется потребностями практи­ки и теоретическими предпосылками.

Слайд 3

История создания: Методика предложена Дж. Буком в 1948 г. Он считал, что каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития. Тест используется в России, включен в методику Керна-Йерасека.

Слайд 4

Теоретические основы метода: Идея использовать рисунки дома, дерева и человека для выявления психологических проблем личности возникла на основе наблюдений Дж. Бука за поведением обследуемых в процессе рисования.Увлеченность рисованием снижала уровень напряженности и стимулировала вербальную активность изначально замкнутых пациентов.

Слайд 5

Теоретические основы метода: Объясняя выбор объектов рисования, Дж. Бук приводил ряд аргументов. Прежде всего, объекты хорошо всем знакомы. Независимо от возраста предложение нарисовать их, как правило, не вызывает протеста у человека. Изображение этих объектов содержит в себе ценную информацию, позволяет получить данные об интеллектуальном уровне и личностных характеристиках.

Слайд 6

Теоретические основы метода: Появлению методики Дж. Бука предшествовало накопление эмпирических данных о возможности использования таких рисунков. Автор методики ДДЧ считает, что каждый объект, изображенный обследуемым, следует рассматривать как автопортрет. Поскольку предлагаемые для рисования объекты практически не имеют собственной эмоциональной окраски, рисунки отражают субъективное восприятие человеком окружающего мира и себя, актуализируют глубинные эмоциональные переживания, порождают индивидуальные ассоциации.

Слайд 7

Модификации: Р. Бернс предложил модифицированный вариант методики Дж. Бука. Этот вариант отличается инструкцией, согласно которой обследуемому человеку предлагается нарисовать на одном листе бумаги дом, дерево и человека в полный рост, изобразив на рисунке какое-то действие. В остальном процедура проведения остается стандартной: наблюдение за процессом рисования и пострисуночный опрос. Логично предположить,что изменения в инструкции не позволяют в полной мере опираться на принципы анализа и интерпретации традиционного варианта методики ДДЧ.

Слайд 8

Назначение метода: Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей. Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.

Слайд 9

Достоинства методики: Преимущества, связанные с формальными особенностями методики и процедурой проведения: Проведение методики не требует оригинального стимульного материала; Возможно как индивидуальное, так и групповое применение; Возможно многократное обследование одного и того же человека; Независимость процедуры проведения и анализа результатов дают возможность выбора схемы интерпретации после получения рисунков.

Слайд 10

Достоинства методики: Преимущества, связанные с отсутствием возрастных ограничений: Может применяться в широком возрастном диапазоне; Незаменима при работе с детьми, поскольку позволяет выявить невербализуемые проблемы; Способствует установлению контакта с ребенком; Практически исключается возможность негативной реакции ребенка на ситуацию обследования, так как рисование является для него естественным видом деятельности и не вызывает опасений и страхов.

Слайд 11

Достоинства методики: Преимущества, связанные с содержанием получаемой информации: Основана на идеографическом подходе и позволяет раскрыть целостность личности; Является интегративной, позволяет получить широкий спектр информации об особенностях личности обследуемого, о его переживаниях и системе отношений; Может быть использована для оценки уровня умственного развития; Позволяет исследовать вербальный и невербальный уровни сознания и самосознания; Позволяет выявить неосознаваемые переживания, психологические защиты; Позволяет предположить наличие органических нарушений в деятельности мозга, дефектов интеллектуального и личностного развития.

Слайд 12

Достоинства методики: Преимущества, связанные с областями применения и решаемыми задачами: Находит широкое применение в клинике для постановки дифференцированного диагноза, выявления отношения к болезни; Простота применения позволяет использовать еѐ при скрининговых исследованиях; Может использоваться при выполнении научных исследований; Многократное применение позволяет использовать методику для оценки эффективности коррекционной и психотерапевтической работы с клиентом; Сочетает в себе диагностические и психотерапевтические возможности, так как процесс рисования может способствовать эмоциональному реагированию; Представляет особую ценность для обследования детей с нарушениями или недоразвитием речи, при языковых барьерах, аутизме, работе с замкнутым, необщительным ребенком.

Слайд 13

Недостатки метода: Ограничения, связанные с особенностями проективного подхода: Отсутствие единого теоретического обоснования; Низкий уровень формализации результатов обследования; Многозначность, широкое семантическое пространство символических значений признаков, затрудняющее их интерпретацию; Необходимость коррекции интерпритационных схем в соответствии с индивидуальными значениями и смыслом.

Слайд 14

Недостатки метода: Ограничения, связанные с влиянием исследователя на конечный результат: Надежность получаемого результата существенно зависит от квалификации исследователя; Зависимость интерпретации от теоретических предпочтений исследователя; Субъективность интерпретации, влияние личностных особенностей, стереотипов и установок исследователя (чем больше психолог ориентирован на подтверждение своей гипотезы, тем меньше надежность заключения).

Слайд 15

Технология проведения: Проведению методики предшествуют беседа с клиентом,установление эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий. Установление контакта с клиентом является неформализованной частью психодиагностического обследования и проводится в соответствии с общими принципами общения с клиентом, которые формируются в процессе профессионального обучения психологов и подробно описаны в психологической литературе.

Слайд 16

Технология проведения: Стандартная процедура, разработанная Дж.Буком, включает в себя два этапа. На первом (основном) этапе ярко проявляется невербальная, творческая и свободная активность обследуемого. Средство самовыражения — рисование. Второй этап — вербальный и более структурированный: обследуемому человеку предоставляется возможность уточнить или объяснить содержание рисунка, высказать возникшие в связи с ним ассоциации.

Слайд 17

Процедура проведения: Первый этап Для рисования страница располагается в горизонтальном положении, предлагаются несколько простых карандашей средней мягкости и ластик. Инструкция: «Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы вы как можно лучше нарисовали дом. Вы можете рисовать дом любого типа, какой Вам захочется. Это полностью предстоит решить вам. Вы можете стирать нарисованное сколько угодно - это нe отразится на вашей оценке. Вы можете обдумывать рисунок столько времени, сколько вам понадобится. только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше».

Слайд 18

Процедура проведения: Первый этап При проведении методики ДДЧ не рекомендуется использовать ручки, фломастеры, восковые мелки, пастель, краски. Это связано с тем, что, во-первых , чем разнообразнее изобразительные средства, тем сложнее выявить «нормативные» или типичные признаки изображения для возрастных или нозологических групп и тем ниже диагностическая ценность методики. Во-вторых , использование красок и фло­мастеров лишает исследователя возможности проанализировать качество и специфические графические признаки, которые важны для оценки физиологических, психомоторных и экспрессивных характеристик испытуемого. В-третьих , использование цвета практически исключает возможность исправить рисунок, что может вызвать у человека негативную реакцию на обследование или недовольство собой, если ему присущи перфекционизм, высокий уровень притязаний и критичность.

Слайд 19

Процедура проведения: Первый этап Если испытуемый выражает отказ (люди среднего и пожилого возраста делают это часто), заявляя что он не художник, что когда он ходил в школу, его не обучали рисованию так, как это делают теперь и т. д., исследователь должен убедить испытуемого, что ДДЧ - не тест на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-нибудь предмет, исследователь должен сказать ему, что рисунок должен быть выполнен от руки. Затем следует аналогичные инструкции, касающиеся заданий, связанных с рисунками дерева и человеческой фигуры.

Слайд 20

Процедура проведения: Первый этап Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать; следующие аспекты, касающиеся времени: (а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию; (б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением той или иной детали); (в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил что полностью закончил рисунок (например, дома);

Слайд 21

Процедура проведения: Первый этап названия деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисован испытуемым, последовательно пронумеровывая их. Отклонения от последовательности изображения деталей возникающие в работе хорошо приспособленных испытуемых, обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку упущение из внимания исследователя отклонение испытуемого может помешать достаточно качественно оценить завершенный рисунок в целом;

Слайд 22

Процедура проведения: Первый этап все спонтанные комментарии (по возможности дословно), сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам которые, тем не менее, могут предоставить много интересной информации об испытуемом; любую эмоцию (самую незначительную), проявленную испытуемым в процессе выполнения теста и связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Слайд 23

Процедура проведения: Первый этап Чтобы вести записи более успешно, исследователь должен сделать так, чтобы ему можно было беспрепятственно наблюдать за процессом рисования. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение - слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными и будут скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования. Если выполнению задания предшествовала пауза это должно быть записано под пунктом 1, а первая нарисованная деталь в таком случае записывается под номером 2 и т. д.

Слайд 24

Процедура проведения: Первый этап Связь спонтанных высказываний и/или выражение эмоций с деталями рисунка определяется положением спонтанного высказывания и/или эмоционального проявления в записанном материале. Например, если спонтанное высказывание или эмоция были записаны перед деталью, но под одним пунктом, значит они имели место в то время, когда испытуемый начинал рисовать данную деталь. Если комментарий или эмоция были записаны под одним пунктом с деталью, но после нее, значит это произошло позднее. Если же кроме спонтанного высказывания или эмоции в пункт ничего не записано, значит это произошло после того как предшествующая деталь была закончена, и прежде чем следующая была начата.

Слайд 25

Процедура проведения: Второй этап После того, как невербальная фаза ДДЧ завершается, исследователь должен предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Он также должен учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, так что после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени он не мог выразить. Очевидно, что если испытуемый менее замкнут и враждебен и более разумен, вторая фаза ДДЧ может быть более продуктивной.

Слайд 26

Процедура проведения: Второй этап Цель проведения пострисуночного опроса — в первую очередь уточнить содержащуюся в рисунке информацию. Исследователь может сказать: «Теперь мы закончили с формальной частью методики. Сядьте удобнее и расслабьтесь, а я задам вам ряд вопросов о том, что вы нарисовали».

Слайд 27

Процедура проведения: Второй этап Опросник, состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой - избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными. ПРО не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Слайд 28

Процедура проведения: Второй этап По завершении этапа пост-рисуночного опроса, исследователю предстоит выяснить то возможное значение, которое может иметь для испытуемого наличие необычных, отсутствие «обязательных» деталей в pисунках, любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами. Время проведения пост-рисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс. Можно порекомендовать исследователю отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе. Было обнаружено, что иногда очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и ПРО.

Слайд 29

Процедура проведения: Второй этап В заключении можно сказать, что ПРО преследует 2 цели: 1) создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности т. д.; 2) предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.

Слайд 30

Групповое тестирование: При прочих равных условиях, методика ДДЧ более продуктивна при индивидуальном тестировании, чем при групповом. Однако очевидно, что за этой методикой закрепилось определенное положение среди групповых тестов. В таком качестве лучше всего ее использовать как отборочный тест для выявления внутри группы испытуемых, отклоняющихся от среднего уровня личностного развития и приспособляемости. Кроме этого методику можно применять для определения степени оздоровления в процессе групповой терапии, но с этой стороны она еще не достаточно изучена.

Слайд 31

Инструкции: Перед началом выполнения задания исследователь должен обратиться к испытуемым с просьбой нарисовать как можно лучше дом, дерево и человека в перечисленном порядке и сказать им, что они мои стирать нарисованное сколько захотят, не опасаясь взысканий, что они могут затратить столько времени, сколько им понадобится, и что каждый, как только закончит тот или иной рисунок, должен сообщить с этом исследователю, чтобы он мог записать количество затраченного времени. В некоторых случаях может понадобиться ввести определенное временное ограничение (желательно не менее 30 минут), в таком случае испытуемые должны быть полностью проинформированы об этом до того, как они начнут рисовать. Исследователь должен показать испытуемым рисуночную форму и продемонстрировать им каждую страницу для выполнения соответствующего рисунка. После этого они могут приступать к выполнению задания.

Слайд 32

Запись: Исследователь должен записывать время, использованное каждым испытуемым на выполнение того или иного рисунка. Пока испытуемые заняты pисованием, исследователь должен, не привлекая внимания ходить, наблюдая за ними, и записывать случаи эмоциональных проявлений, необычной последовательности деталей и т. д. всякий раз, когда заметит что- нибудь подобное. Очевидно, что наблюдение не будет таким полным, как при индивидуальном обследований.

Слайд 33

ПРО: Исследователь должен выдать каждому испытуемому бланк с ПРО и попросить письменно ответить на вопросы, напечатанные на этом бланке.

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ

Проективная деятельность и формирование пространственной ориентировки дошкольников...

Проективный тест

Проективный тест: шесть незаконченных изображенийПроективный тест Леви...

Проективная диагностика мотивации учения младших школьников

Данный вариант рисуночной методики для диагностики мотивации учения младших школьников рекомендуется применять начиная со 2-го полугодия 1-го класса. С этого времени ученикам начинают выставлять оценк...

проективная деятельность в старшей группе

Организация работы с детьми, последние годы, претерпевает значительные изменения.На смену традиционным формам работы приходят инновационные, интегрированные виды деятельности. Поначалу у меня, как и у...

Применение проективных методов в исследовании личности детей старшего дошкольного возраста

Гуманизация педагогического процесса предусматривает личностно-ориентированную модель развития и воспитания ребенка. Разработка и реализация современных личностно-ориентированных программ в дошкольном...

Проективные методики в помощь специалистам

С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, русалок, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые кон...

Проективная работа по безопасности дорожного движения в детском саду

Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал на автобусе – он пассажир. И везде его подстерегает опасность. Улица для ребенка - это яркий мир, полный р...