Рабочая программа "Роботенок"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по обучению детей конструированию с элементами программирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лего программа45.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           Утверждаю

                                                                                                           Заведующий МАДОУ

                                                                                                           Детский сад№1 «Радуга»

                                                                                                           ГО г.Агидель

                                                                                                           Холбан Л.А.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

по РОБОТОТЕХНИКЕ «Роботенок»

Срок реализации: 3 года

для детей от 4 до 7 лет

Разработал:

воспитатель Байдугановой С.А.

под руководством

       заведующего Холбан Л.А.

старшего воспитателя Ибрагимовой Г.Х.

г. Агидель

2018г.

Содержание

Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

1.4 Целевые ориентиры

1.5 Оценка результативности

1.6 Содержание Программы

Раздел 2.Содержательный

2.1 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программ

2.2 Индивидуализация процесса

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3 Раздел 3. Организационный 

3.1 Методическое обеспечение реализации Программы

3.2 Ресурсное обеспечение программы

Раздел 4. Приложения 

Приложение 1. Критерии оценивания результатов освоения Программы

Приложение 2. Комплексно-тематическое планирование LEGO-конструирование из конструктора LEGO Duplo

Приложение 3. Комплексно-тематическое планирование LEGO-конструирование «Простые механизмы»

Приложение 4. Комплексно-тематическое планирование


Раздел 1. Целевой

  1. Пояснительная записка

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности  во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься   LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности в ДОУ. Образовательные ситуации носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. 

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники. Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу авторской инновационной Программы.

В данном Программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов LEGO Duplo, LEGO – простые механизмы, LEGO WeDo. Составлены конспекты НОД с использованием конструкторов LEGO.

Инновационность Программы заключается во внедрении конструкторов LEGO Duplo и LEGO WeDo в образовательный процесс ДОУ.

Программа разработана для педагогов ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО.

1.2 Цель и задачи

Цель Программы: целенаправленное внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

  1. Организовать работу по применению LEGO-конструкторов в ДОУ начиная со второй младшей группы.
  2. Организовать работу с детьми среднего возраста по курсу LEGO – простые механизмы.
  3. Организовать работу технической направленности с использованием программируемых конструкторов LEGO WeDo для детей старшего дошкольного возраста.
  4. Создать    LEGO-центры в группах.
  5. Повысить образовательный уровень педагогов за счет знакомства с LEGO-технологией.
  6. Повысить интерес родителей к   LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

Программа дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ» реализуется с учетом возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Принципы, на которых базируется программа:

- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей

- принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, уважение к личности ребенка)

- принцип дифференциации и индивидуализации (интересы, склонности, индивидуальные возможности ребенка)

- принцип непрерывности и системности

1.4 Целевые ориентиры

Планируемые итоговые результаты освоения Программы дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»:

У  детей сформированы конструктивные умения и навыки, умения анализировать предмет, выявлять его характерные особенности, основные части, устанавливать связи между  их назначением и строением

Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Развита познавательная активность детей. Воображение, фантазия и творческая инициативность.

Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую деятельность.

Сформированы умения собирать и программировать простых LEGO-роботов, используя компьютерные приложения.

Имеются представления о деталях конструктора и их названиях, способах их соединении; об устойчивости моделей, их подвижности в зависимости от ее формы, назначении и способов крепления ее элементов.

1.5 Оценка результативности

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»:

- проведение мониторинга на каждом возрастном этапе, включающего в себя исследование технического творчества воспитанников;

- заинтересованность дошкольников в конструктивной деятельности, степень активности ребенка в ней;

- степень заинтересованности и участия родителей воспитанников в совместной творческой конструктивной деятельности;

- оснащенность LEGO-центров позволит определить качество достигнутых результатов в конструктивной деятельности, определить эффективность и результативность работы.

Критерии оценивания результатов освоения Программы см. в Приложении 1.

1.6 Содержание Программы

Основная идея Программы заключается в реализации более широкого  и глубокого  содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием  конструкторов LEGO.

Реализация Программы с использованием LEGO-технологии проходит в нескольких направлениях.

  1. Направление

Использование   LEGO-конструкторов с младшего дошкольного возраста (возрастная категория с 3 до 5 лет).  Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент образовательной деятельности  детского сада, реализуется в рамках совместной деятельности с детьми.

LEGO-конструирование начинается с трехлетнего возраста. Детям предложен конструктор LEGO Duplo. Дети знакомятся  с основными деталями конструктора   LEGO Duplo, способами  скрепления элементов,  у детей  формируется  умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

II.        Направление «Простые механизмы»

        С 5 лет конструктивная деятельность усложняется. Детям предлагается курс LEGO-конструирования «Простые механизмы», который разделен на 3 части: зубчатые колеса; оси; рычаги. Дети знакомятся с подвижными постройками, такими как карусель, катапульты, манипуляторы, тележки, шлагбаумы, и т.д. Возрастная категория детей с 5 до 6 лет.

III.        Направление «Робототехник»

Реализуется  расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO WеDо. Дети собирают и учатся программировать простые модели-роботы LEGO через приложения в компьютере. Первые роботы LEGO  WeDo.

        Направление «Робототехник» для детей от 6 до 7 лет. Данное направление помогает положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить  технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации Программы

Формы, способы, методы и средства реализации Программы отбирались и используются исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Для реализации содержательного раздела Программы используются следующие средства:

1. Наличие оборудованного помещения (LEGO-центры с конструкторами нового поколения).

2. Сотрудничество с социальными институтами города: МАОУДО «Центр информационных технологий».

3. Взаимодействие с семьей.

Образовательная деятельность с детьми по Программе реализуется в образовательных событиях, в самостоятельной, совместной деятельности и индивидуальной работе, с использованием таких методов, как: наглядный, словесный и практический. Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

  1. Индивидуализация процесса

Цель индивидуализации при реализации Программы состоит в создании условий для осознания ребенком себя индивидуальностью и максимального раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка. Для обеспечения индивидуализации необходимо, чтобы ребенок:

- имел возможность выбора

- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности

- получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу»

преобразовываются в «могу»

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

При организации совместной с семьями необходимо придерживается следующих принципов:

- открытость для семьи;

- сотрудничество с родителями детей;

- обеспечение единые подходов к развитию личности ребенка;

- главный принцип - не навредить.

3 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

  1. Методическое обеспечение реализации Программы
  • Аленина Т.И, Енина Л.В, Колотова И.О, Сичинская Н.М, Смирнова Ю.В. Шаульская Е.Л «Образовательная робототехника во внеурочной деятельности дошкольников: в условиях внедрения ФГОС НОО: учеб.- метод. пособие» / М-во образования и науки Челяб. обл., - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2012.
  • Бедфорд А. «Большая книга LEGO»  - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
  • Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем»; М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
  • Ишмакова М.С.  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
  • Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»; Творческий центр «Сфера», 2005 г.
  • Комарова Л. Г. «Строим из Лего»; М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  • Мирошина Т.Ф, Соловьева Л.Е, Могилёва А.Ю, Перфильева Л.П. «Образовательная робототехнка в ДОУ» Челябинск: Взгляд, 2011.
  • Фешина Е.В.  «Лего - конструирование в детском саду»4 М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
  • Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности «Легоконструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru 

  1. Ресурсное обеспечение программы

Для реализации Программа используются специально оборудованное помещение «LEGO-центры», оборудованные конструкторами нового поколения LEGO Duplo, LEGO Wedo. Так же используются демонстрационная доска, технические средства обучения (ноутбук, проектор, мультимедийные устройства), презентации и тематические учебные фильмы, технические карты, наглядно – демонстрационный материал.


РАЗДЕЛ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ

 Приложение 1.

Критерии оценивания результатов освоения Программы

ФИ ребенка

Умение правильно конструировать поделку по инструкции педагога

Умение правильно конструировать поделку по схеме

Умение правильно конструировать

поделку по образцу

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу

Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам

Умение детей моделировать объекты, используя разные виды передач

Умение детей моделировать объекты и самостоятельно их программировать

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Уровень требований, предъявляемых к ребенку по каждому из параметров, зависит от степени мастерства ребенка.

Высшее мастерство:

Достаточное мастерство:

Недостаточное мастерство:

Приложение 2

Комплексно-тематическое планирование LEGO-конструирование из конструктора LEGO Duplo

1 год обучения (4-5 лет)

Тема

Теория

Практика

Всего

 октябрь

Путешествие по стране LEGO

8

1.1

Учимся читать простые схемы

1

1

2

1.2

Домики

0,1

1,9

2

1.3

Многоэтажные дома. Восстановление разрушенных конструкций по схемам.

0,5

1,5

2

1.4

Конструирование красивых ворот для «фруктового сада»

0,2

1,8

2

ноябрь

«Транспорт»

8

2.2

Удивительные колеса

0,5

1,5

2

2.3

Машина

0,2

1,8

2

2.4

Карета

0,5

1,5

2

2.5

Гараж для машины

0,1

1,9

2

декабрь

«Детские забавы»

8

3.1

Горка для ребят

0,5

1,5

2

3.2

Песочница и качели

0,5

1,5

2

3.3

Детская площадка

0,2

1,8

2

3.4

Игрушки для елки

0,5

1,5

2

январь

«Дома»

6

4.1

Городской дом

0,5

1,5

2

4.2

Дом фермера

0,5

1,5

2

4.3

Дом моей мечты (творческое конструирование)

0,1

1,9

2

февраль

«Калейдоскоп важных профессий»

8

5.1

Пожарная часть

0,5

1,5

2

5.2

Скорая помощь

0,5

1,5

2

5.3

Полиция

0,5

1,5

2

5.4

Строитель

0,5

1,5

2

март

«Городской пейзаж»

6

6.1

Здания и сооружения

0,2

1,8

2

6.2

Полезная техника

0,5

1,5

2

6.3

Парк

0,8

1,2

2

апрель

«Космос»

8

7.1

Ракета

0,6

1,4

2

7.2

Луноход

0,5

1,5

2

7.3

Военная техника (танки, самолеты, корабли)

0,8

1,2

2

7.4    

Космический корабль

0,8

1,2

2

Всего занятий

52


Приложение 3

Комплексно-тематическое планирование

LEGO-конструирование «Простые механизмы»

1 год обучения (5-6 лет)

Тема

Теория

Практика

Всего

октябрь

«Вводная часть»

8

1.1

Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с названием деталей, сборка несуществующего животного.

1

1

2

1.2

Просмотр мультфильма «Фиксики. Манипулятор». Сборка манипулятора.

0,8

1,2

2

1.3

Соревнование на грузоподъемность и длину.

0,4

1,6

2

1.4

Просмотр презентации «Самые высокие башни мира». Постройка башни.

1

1

2

ноябрь

«Зубчатые колеса»

8

2.1

Соревнования на самую высокую башню.

0,2

1,8

2

2.2

Просмотр мультфильма «Фиксики. Будильник». Знакомство с зубчатым колесом (передача движения).

0,8

1,2

2

2.3

Сборка передачи и волчка.

0,2

1,8

2

2.4

Зубчатые колеса. Смена направления передачи движения (повышающая и понижающая передача).

0,5

1,5

2

декабрь

                              « Простые механизмы»

8

3.1

Творческое занятие. Сборка карусели.

0,2

1,8

2

3.2

Творческое задание. Сборка тележки с вращающимся табло.

0,5

1,5

2

3.3

Творческое занятие. Сборка миксера.

0,5

1,5

2

3.4

Просмотр мультфильма «Фиксики. Сила трения». Знакомство с силой трения.

0,8

1,2

2

январь

«Колеса и оси»

6

4.1

 Творческое занятие. Сборка простой тележки.

0,5

1,5

2

4.2

Сборка тележки с одиночной фиксированной осью. Соревнование на скорость.

0,2

1,8

2

4.3

Просмотр мультфильма «Фиксики. Колесо». Ременная передача. Сборка механизма с ременной передачей.

0,8

1,2

2

февраль

                                        «Приводы»

8

5.1

Сборка тачки.

0,2

1,8

2

5.2

Сборка машины с передним приводом.

0,5

1,5

2

5.3

Сборка модели по замыслу

0,2

1,8

2

5.4

Знакомство со светофором

1

1

2

март

«Рычаги»

6

6.1

Просмотр мультфильма «Фиксики. Рычаг».  Сборка рычага.

0,8

1,2

2

6.2

Карусель «Качалка».

0,5

1,5

2

6.3

Различные рычаги.

0,5

1,5

2

апрель

                                      « Подведение итогов»

8

7.1

Сборка модели по замыслу

0,2

1,8

2

7.2

Сборка шлагбаума.

0,5

1,5

2

7.3

Сборка катапульты.

0,5

1,5

2

7.4

Итоговое занятие. Сборка интересного механизма.

0,2

1,8

2

Всего занятий

52

Приложение 4

Комплексно-тематическое планирование

 LEGO-конструирование «Робототехник»

1 год обучения (6-7 лет)

Тема

Теория

Практика

Всего

октябрь

«Введение»

8

1.1

Знакомство с конструктором LEGO WeDo

1,5

0,5

2

1.2

Возможности LEGO WeDo

1

1

2

1.3

Введение в робототехнику Знакомство с деталями конструктора

1

1

2

1.4

Знакомство с деталями конструктора

0,5

1,5

2

ноябрь

«Программное обеспечение LEGO WeDo»

8

2.1

Обзор, перечень терминов. Сочетания клавиш.

1

1

2

2.2

Сочетания клавиш.

0,5

1,5

2

2.3

Все звуки.

0,5

1,5

2

2.4

Все фоны экрана.

0,5

1,5

2

декабрь

«Изучение механизмов»

8

3.1

Первые шаги. Обзор

0,5

1,5

2

3.2

Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса

0,2

1,8

2

3.3

Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

0,2

1.8

2

3.4

Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача. Снижение, увеличение скорости.

0,2

1.8

2

январь

«Изучение датчиков и моторов»

6

4.1

Червячная зубчатая передача,

0,5

1,5

2

4.2

Мотор и оси

0,5

1,5

2

4.3

Датчик наклона, датчик расстояния

0,5

1,5

2

февраль

«Конструирование и программирование заданных моделей»

8

5.1

Танцующие птицы

0,2

1,8

2

5.2

Умная вертушка

0,2

1,8

2

5.3

Обезьянка – барабанщица

0,2

1,8

2

5.4

Голодный аллигатор

0,2

1,8

2

март

«Программы для исследований»

6

6.1

Управление мощностью мотора при помощи датчика наклона.

0,5

1,5

2

6.2

Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов. Случайный выбор фона экрана.

0,5

1,5

2

     6.3

Все звуки. Все фоны экрана.

0,5

1,5

2

апрель

«Подведение итогов»

8

7.1

Конструирование моделей

0,2

1,8

2

7.2

Конструирование моделей по замыслу

0,2

1,8

2

7.3

Программирование моделей

0,2

1,8

2

7.4

Презентация моделей, выставка

0,1

1,9

2

Всего занятий

52

 

Краткая презентация

дополнительной образовательной программы технической

направленности «Роботенок»

возраст детей 4-7 лет;

срок реализации 3 года.

          Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по обучению детей конструированию с элементами программирования платной образовательной услуги «Роботенок» направлена на формирование у детей дошкольного возраста технического мышления. Увлекательные путешествия в «Техномир» способствуют развитию технических способностей детей в процессе конструирования моделей и формирует пространственное мышление.

       Новизна программы. Данная программа удовлетворяет запрос родителей в развитии детей с использованием новых методов и технических возможностей современного общества. Главное преимущество программы заключается в ее инновационном оснащении конструктором LEGO WeDo. Данный конструктор в линейке роботов LEGO предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети учатся создавать и программировать модели, работая индивидуально, парами, или в командах. При построении модели затрагивается множество вопросов из разных областей знаний.  

       Актуальность программы обоснована потребностями современного общества. Дети живут во время технического прогресса. Их окружает много роботов: в производстве автомобилей, роботы-помощники в медицине и т.д. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что вызывает потребность воспитывать и развивать детей в новых областях знаний. Необходимо прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам, развивая техническое мышление детей дошкольного возраста.

     «Робототехника» - прикладная наука, которая занимается разработкой автоматизированных технических систем. Это сложная дисциплина, которая включает в себя научные знания из электроники, механики и программирования. Робототехника применяется на предприятиях различных сфер для автоматизации процесса. Образовательная робототехника позволяет вовлечь детей в процесс технического творчества, погрузиться в сложную среду информационных технологий.

   В настоящее время в образовании применяют различные  робототехнические комплексы, одним из которых является конструктор LEGO WeDo. Работа с образовательными конструкторами LEGO Duplo, LEGO WeDo позволяет обучающимся в форме игры исследовать основы механики, физики и программирования. Разработка, сборка и построение алгоритма поведения модели позволяет обучающимся самостоятельно освоить целый набор знаний из разных областей, в том числе робототехники, электроники, механики, программирования, что способствует повышению интереса к быстроразвивающейся науке робототехнике.

    Педагогическая целесообразность. Содержание программы построено таким образом, чтобы помочь ребенку постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе конструирования и программирования управляемых моделей дети получат дополнительные знания в области физики, механики и информатики. Практическая деятельность научит детей самостоятельно разрабатывать и конструировать управляемые модели, что является стимулом к познанию нового и формированию технического мышления. Занятие в кружке способствует развитию уверенности в своих силах, формирует самооценку и расширяет горизонты познания детей дошкольного возраста. Занятия по программе «Образовательная робототехника на базе конструктора LEGO WeDo» позволяют заложить фундамент для подготовки будущих специалистов нового типа мышления, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.

    Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы отвечают возрастным и индивидуальным особенностям детей и оказывают благотворное влияние на развитие технического мышления.

Методы и приемы работы:

 Объяснительно-иллюстративный метод обучения.

 Воспитанники получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.

  Репродуктивный метод обучения.

 Деятельность детей носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

  Метод проблемного изложения в обучении.

 Прежде чем излагать материал, перед воспитанниками необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи. Дети становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

 Частично поисковый, или эвристический.

 Метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов.

  Исследовательский метод обучения.

Дети самостоятельно изучают основные характеристики простых механизмов и датчиков, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.

Цель программы: развитие технического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи программы.

Обучающие:

- Обучение детей конструированию через создание простейших моделей.

- Обучение основам конструирования и программирования.

- Обучение детей необходимыми умениями при взаимодействии с интерактивным оборудованием и современным конструктором LEGO WeDo.

 Развивающие: 

- Развитие технического и пространственного мышления.

- Развивать техническое и пространственное мышление детей старшего дошкольного возраста.

- Развитие интереса к технике, конструированию, программированию и высоким технологиям

Воспитывающие: 

- Воспитание личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности.

- Воспитание взаимной поддержки и бережного отношения к результатам труда.

    Отличительная особенность программы. Отличительной особенностью программы кружка «Роботенок» является то, что при ее реализации используется современные конструкторы и программное обеспечение, которые являются необходимыми средствами технического обеспечения.

     Программа структурирована на интеграции знаний из разных областей и тесно связана с зоной ближайшего развития ребенка. «Роботенок » связана с предметами общеобразовательной школы:

- математикой (геометрические фигуры, измерения, вычисления, понятия о плоскихи объемных телах, деление целого на части);

- естествознанием (картина мира, бионика в технике и производстве);

- технологией (овладение методами проектной деятельности, и их защита, использование технологических карт, создание и программирование действующих моделей);

- физикой (понятия о простейших механизмах и явлениях, связь между диаметроми скоростью вращения, проведение опытов и исследований);

- изобразительным искусством (развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; развитие пространственного мышления)

- элементарные знания черчения (понятия о техническом рисунке, сборочном чертеже).

Возраст детей, сроки реализации программы

 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы – 4-7 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы – 3 года

Форма и режим занятий.

 Форма проведения занятий – очная.

 Форма организации занятий – групповая.

Занятия по типу – практические.

Режим занятий - 2 раза в неделю (8 занятий в месяц). Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, занятия в кружке «Роботенок» проводятся в игровой и продуктивной деятельности. Данная программа составлена с опорой на ведущую деятельность детей дошкольного возраста.

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Предметные результаты:

- дети научатся конструировать и создавать простейшие модели;

- дети овладеют навыками конструирования и программирования;

- дети научатся взаимодействовать с интерактивным оборудованием и современным конструктором LEGO WeDo.

Метапредметные результаты: 

У воспитанников будут сформированы действия:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

- представлять образы моделей роботов и строить их по схемам.

- удерживать интерес к технике, конструированию, программированию и высоким технологиям.

Личностные результаты: 

У обучающихся будут сформированы:

- потребность доводить начатое дело до конца, настойчивость и самостоятельность в работе;

- потребность в сотрудничестве со сверстниками и доброжелательном отношении к ним и результатам труда.

 Способы определения результативности. Метод отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы - педагогическое наблюдение. Наблюдение осуществляется за выполнением воспитанниками самостоятельных творческих работ, владением навыков конструирования и программирования. Анализ на основе практических работ и защиты творческих проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...