Развитие речи у детей от 1 до 3 лет.
статья (младшая группа)

Гульназ Медведева

Равное вмешательство взрослых. Равное участие и хорошее отношение взрослых - это внешние факторы, которые побуждают детей что-то сказать и осмелиться  что-то сказать. Воспитатели часто участвуют в равноправном диалоге между детьми, который может помочь детям почувствовать заботу, укрепить эмоциональную связь между воспитателем и детьми, а также стимулировать и усилить желание детей говорить. Воспитатель должен быть коммуникатором в участии и устанавливать такой вид общения в жизни детей, чтобы у детей было чувство компетентности и контроля над содержанием разговора. В то же время воспитатель также должен быть слушателем, понимать детей, когда они слушают, и своевременно давать положительные ответы и соответствующие рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи у детей от 1 до 3 лет28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей от1 до 3 лет.

Одним из самых сложных физиологических и психических процессов является овладение речевыми навыками, которое у каждого человека протекает по-разному. Оно заключается не только в развитии способности проговаривать слова, но также в понимании их смысла, выражении собственных эмоций, мыслей и желаний с помощью речевого аппарата.

На развитие речи у ребенка влияют состояние здоровья, окружающая среда, особенности воспитания в семье или образовательном учреждении.

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Одним из важнейших условий развития личности ребенка является полноценное и своевременное овладение речевыми навыками. Как правило, эти навыки начинают формироваться в младшем и дошкольном возрасте.

Очень важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как задержка обычно, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человека – специалисты называют ее «вторичной задержкой познавательной деятельности».

Кроме того, у 2–3-летнего ребенка, не владеющего речью, возникает множество других проблем, и одна из них – трудности в общении со сверстниками. Это влечет за собой сложность адаптации в детском коллективе. В результате маленький молчун чаще всего замыкается в себе, отказываясь от каких бы то ни было попыток вступать в общение с окружающими. У него формируется речевой негативизм – стойкое нежелание говорить, преодолеть которое даже специалисту будет очень непросто

Считается, что свое первое слово девочки произносят раньше мальчиков. Однако фразовую речь они могут освоить позже, а с возрастом стараются говорить на взрослый манер. У мальчиков, наоборот, сначала формируется грамматический строй. При этом взрослую речь они осваивают позже, заменяя ее «своим» словарем.

Как основной носитель информации язык - это уникальная психологическая деятельность человека, мост для общения между людьми и обществом и главный инструмент адаптации к человеческому обществу. Дошкольный период - критический период для зарождения и развития детского творчества и лучший период для изучения детьми языков. Как способствовать развитию детской речи, вопрос имеет следующие аспекты.

 Позвольте маленьким детям проявлять инициативу в общении, чтобы они осмеливались говорить и хотели говорить.

Фактически, языковые способности детей активно развиваются во время использования. Если в языковом образовании в детском саду умышленно проводится простое обучение детей произношению, лексике и грамматике составления предложений, это не соответствует характеристикам языкового образования детей и нарушает основную функцию языка - коммуникативную функцию.

Изучение языка детьми в основном завершается в процессе общения с другими людьми и использования языка. Поэтому, чтобы дети активно использовали язык, воспитатели  должны создавать языковую среду и условия обучения для детей, которые осмеливаются говорить и хотят говорить.

Что влияет на развитие речи?

На развитие речи у ребенка влияют следующие факторы:

1. Слуховое внимание. Если речевой слух формируется стремительно, это, как правило, замедляет развитие слуховой чувствительности. Между тем, на скорость развития фонематического слуха влияет музыкальный, в частности, звукочастотный слух. Именно поэтому родителям важно не только разговаривать с малышом, но и петь для них или включать на фоне музыку.

2. Моторное развитие. Существует прямая связь между языковым и моторным развитием. Поэтому чтобы ускорить процесс формирования одного, нужно развивать и другое. Дети гораздо быстрее осваивают речевые навыки в играх, в которых задействуются все органы чувств и мускулы тела. Важно следить за тем, чтобы они контролировали движения мышц, в особенности мелких.

3. Интеллектуальный рост. Если ребенок произносит слова или фразы, которые родителями кажутся глупыми, не стоит оценивать это как низкий уровень интеллекта. С помощью «своего» словаря дети младшего возраста выражают мысли, желания, ассоциации, взгляды на мир. Исправляя ошибки, взрослые тем самым не дают речевому аппарату развиваться.

4. Эмоциональное развитие. Скорость становления речевых функций во многом зависит от эмоционального контакта ребенка с взрослыми. Чувствуя связь с родителями, он стремится повторять их слова или действия. Детям, у которых нет этого контакта или которые пережили эмоциональный стресс, гораздо сложнее рано заговорить.

5. Общение. Чтобы развить речь, у ребенка должно быть желание общаться с окружающими. Ведь речевые навыки нужны не только для того, чтобы выражать свои эмоции и мысли. Именно общаясь со взрослыми, дети расширяют словарный запас и развивают речевые функции.


Отклонения при формировании речи

Слабо развитые речевые навыки в первую очередь препятствуют нормальной адаптации к внешним условиям.

Если развитие речи происходит не в соответствии с возрастом ребенка, это влияет на формирование его психической деятельности, ограничивает эмоциональные проявления и познавательные возможности. Именно поэтому важно своевременно выявлять отклонения.

 К ним могут относиться:

• нарушения в произношении звуков (замена, пропуски, неправильная артикуляция);

• неправильная слоговая структура слов;

• бедный словарный запас;

• непонимание смысла и значения слов;

• неправильное применение слов;

• ошибки при грамматическом оформлении предложений;

• отсутствие связанного высказывания;

• недостаточно выразительная устная речь;

• нарушение темпа и ритма речи (ускоренная или замедленная речь, бессмысленные остановки в речи, спотыкание, запинание, скандирование);

• нарушения мелодико-интонационного произношения (нарушение тембра, высоты и силы голоса, отклонения в подаче голоса);

• проблемы в общении.

Все эти нарушения могут проявляться по отдельности или комбинироваться между собой. При слаборазвитых речевых навыках ребенок может как плохо говорить, так и плохо понимать услышанную речь. Стоит обратить внимание на то, есть ли у малыша проблемы со слухом. В этом случае требуется проведение аудиограммы, консультация сурдопедагога и отоларинголога.

Правила развития речи

Безусловно, каждый ребенок уникален.

Поэтому не стоит сравнивать его с соседским малышом, который и ходить начал раньше, и первое слово произнес еще до года.

Однако также не стоит забывать, что речевые навыки формируются, в том числе, и под влиянием окружающей среды. Чтобы вырастить всесторонне развитого ребенка, родителям нужно уделять внимание развитию речи.

 При этом необходимо помнить следующие правила:

1. Начинать никогда не рано. Разговаривать с ребенком нужно с самого раннего возраста. Ведь его речевые навыки начинают формироваться задолго до того, как он начинает осмысленного говорить. На них влияют прикосновения, улыбка, интонация и жестикуляция. Поддерживая невербальное общение, родители запускают развитие вербальной речи.

2. Избавьтесь от красноречия. В раннем детстве, когда дети только осваивают речь, родители не должны перегружать их словесным потоком. Достаточно произносить на одно слово больше, чем произносит сам малыш. Можно строить простые фразы и предложения из 2-3 слов. Чем более доступна речь, тем быстрее она осваивается. Не стоит вываливать на малыша поток красноречий, которыми изобилует материнская речь. Ее нужно упростить настолько, чтобы ребенок смог не только понять ее, но и повторить.

3. Демонстрируйте практическое применение речи. Ребенок должен освоить, что речь упрощает повседневную жизнь. Нужно показывать ребенку, что за словом должно идти действие. Например, если его заинтересовал какой-то предмет, он должен попросить его, а мама в ответ дает ему этот предмет. Это продемонстрирует связь между речью и действиями.

4. Развивайте мелкую и крупную моторику. Каждый логопед уверяет, что речь развивается параллельно с развитием мелкой моторики. На самом деле, важно всестороннее развитие. Ребенку нужна не только лепка, мозаика или шнуровка. Речевые навыки можно осваивать с помощью танца, музыки, спорта или даже прогулок на свежем воздухе. Кроме того, крупная моторика способствует психическому и физическому развитию.

5. Пойте. Ребенку легче осваивать мелодичную речь. Поэтому обращаясь к нему, напейвайте слова. Развивать речь ребенка помогают частушки, потешки, игры в ладушки. И здесь совсем неважно наличие слуха или музыкального образования – важнее плавный и певучий мотив.

6. Слушайте. Важно не только говорить с малышом, но и реагировать на его речь. Мама может проводить с ребенком всего один час в день, развлекая его играми, сказками, совместными чтением. При этом ее действия будут намного продуктивнее, чем, если бы она проводила с ним весь день, не выпуская из рук смартфона.

7. Фантазируйте. Поощряйте желание ребенка сочинять сказки и рассказывать истории. Пусть их героями будут игрушки, друзья из детского сада или домашние питомцы. Можно задавать ему наводящие вопросы. Например: «а что будет, если наша кошка научится летать?», «а что бы сказала твоя зубная щетка, если бы умела разговаривать?». При этом желательно демонстрировать свою заинтересованность, улыбаться, кивать головой. Не стоит ограничивать фантазию ребенка, потому что только так у него появится полная свобода в самовыражении.

8. Доверяйте интуиции. Мама – человек, который больше всего времени проводит с ребенком. Поэтому она первой должна обращать внимание на имеющиеся речевые нарушения. При наличии сомнений, лучше лишний раз обратиться к логопеду или психологу. Однако не стоит быть параноиком и требовать от малыша невозможного.

9. Действуйте последовательно. Главное правило при освоении любого навыка – регулярность. Лучше каждый день читать по 1-2 страницы сказки, чем потом полдня грузить ею ребенка. Занимайтесь немного, но каждый день. Можно чередовать разные инструменты – чтение, логические игры, мозаики, пазлы. Чем больше органов чувств ребенка будет задействовано в процессе, чем более гармонично будет развиваться его речь. И помните, что правильное и своевременное развитие невозможно без атмосферы любви в семье. Не стесняйтесь выражать свои чувства к малышу, его братьям или сестрам, другим близким людям.

«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов.

 Создайте хорошую языковую атмосферу, чтобы дети имели смелость говорить.

Воспитатель и родители создают для детей непринужденную и свободную от стресса голосовую среду. Спокойная и свободная от стресса голосовая среда является необходимым условием для мобилизации внутренней мотивации детей говорить, она отражает равенство духовного общения и отношений между воспитателем и детьми. Он олицетворяет уважение к личности детей и способствует игре с детским энтузиазмом. По этой причине воспитатели должны быть их друзьями, когда они ладят с детьми, уважать их и создавать для них возможности выражать свое мнение и играть свободно, чтобы они могли быть готовы что-то сказать, осмелились сказать что-то в атмосфере свободы . Активные дети , а не пассивные получатели. В этих условиях  воспитатель даст соответствующие указания.

1..2 Равное вмешательство взрослых. Равное участие и хорошее отношение взрослых - это внешние факторы, которые побуждают детей что-то сказать и осмелиться  что-то сказать. Воспитатели часто участвуют в равноправном диалоге между детьми, который может помочь детям почувствовать заботу, укрепить эмоциональную связь между воспитателем и детьми, а также стимулировать и усилить желание детей говорить. Воспитатель должен быть коммуникатором в участии и устанавливать такой вид общения в жизни детей, чтобы у детей было чувство компетентности и контроля над содержанием разговора. В то же время воспитатель также должен быть слушателем, понимать детей, когда они слушают, и своевременно давать положительные ответы и соответствующие рекомендации. Отношение воспитателя напрямую влияет на чувство удовлетворенности детей и их ценность. Воспитатели должны обращать внимание на взаимодействие с детьми во время участия, чтобы дети учились выражать свое мнение, учились обсуждать темы, накапливали опыт взаимного диалога и улучшали языковые навыки.

2.Создайте хорошую языковую среду в семье.

2.1Семья - колыбель детского роста и самая важная, безопасная, свободная и счастливая гавань для детей. Уровень речи и языковая способность членов семьи напрямую влияют на развитие языкового уровня детей. Поэтому, как родитель, вы должны изо всех сил делать дома следующее:

-Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.

-Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.

-Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.

-Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.)

-«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.

-Ставьте малышу детские песенки и сказки.

-Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий).


2.2В языковом обучении детей в семье родители подают пример и развивают интерес детей. Дети 1-3 лет - это возраст, когда у них самая сильная способность принимать язык. В это время детям легче принять образование и обучение на родном языке . Родители подают пример, общаются с детьми, создают для детей благоприятную среду и побуждают детей говорить на . Говорите на некоторые темы, которые соответствуют фонетическим характеристикам ребенка, особенно вокруг учебы и жизни вокруг ребенка, и ребенок будет более заинтересован. Пусть ребенок будет счастлив, говорить, и просите его время от времени использовать речь. Воспитывайте в детях интерес к родному  языку.

В полной мере используйте различные среды, чтобы стимулировать желание детей говорить.

2.3По выходным родители могут  посещать с детьми парки, книжные магазины, парки развлечений и т.д. Чтобы в полной мере использовать то, что их интересует, рассказывать им о вещах во время игры и побуждать их набраться смелости для разговора. Например, общайтесь с другими детьми, продавцами, администраторами и т. д., А иногда позволяйте маленьким детям разговаривать с  животными и растениями. Таким образом, родители могут понять, о чем думает ребенок.

2.4.Расскажите историю перед сном.

Рассказ сказки перед сном - самое теплое занятие для детей. Дети, слушают интересные истории- это не только удовольствие, но и язык. В это время родители задают соответствующие вопросы, чтобы помочь детям понять содержание рассказа, и позволяют детям высказать свое мнение о персонажах рассказа. Развивайте с  помощью сказок способность детей выражать  речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...