Тематическое планирование по кружковой работе в средней группе "Маленькие россияне"
рабочая программа (средняя группа)

Бескерова Екатерина Алексеевна

Пояснительная записка

 

 

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский.

 

Программа «Маленькие россияне» - это комплексная программа кружковой работы по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу «Маленькие россияне» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа является программой дополнительного образования эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству

Программа рассчитана на детей с 4 до 5 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. воспитанию интереса к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

 

Целью данной программы является: ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Обогащать словарный запас детей.

Направления:

  1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
  2. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.

Формы занятий: групповые

Программа рассчитана на детей 4-5 лет. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20 минут.

Срок реализации: 1 год.

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С Е Н Т Я Б Р Ь

 

1.Тема: «Русская изба».

Цели: Формирование  представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Содержание: знакомство детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.); познакомить с кухонными принадлежностями: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар. Рассматривание иллюстраций.

 

 

2.Тема: «Гуляй, да присматривайся».

 

Цели: Обогащать эмоционально — чувственную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений неживой природы по народному календарю.  Воспитывать бережное отношение к природе и чувство уважения к труду.

 

Содержание: рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки  «Восенушка-осень»

 

 

3.Тема: «Хлеб — всему голова».

 

Цели: дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;

познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.

расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,

формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;

воспитывать бережное отношение к хлебу.

 

Содержание: Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда. — цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша». Пение жнивной песни «Уйди, туча грозовая»

 

 

 

4.Тема: «Октябрь пахнет капустой».

 

Цели: обогащать природоведческий словарь детей; развивать мелкую моторику;  воспитывать у детей интонационную выразительность речи, доброжелательные отношения в детском коллективе.

 

Содержание: Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода — деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень». Разучивание народной игры «Вейся капустка».

 

 

 

 

О К Т Я Б Р Ь

 

5.Тема: Русская матрешка.

 

Цели: познакомить детей с историей возникновения матрешки; закрепить знания детей о разновидностях матрешек.

 

Содержание: рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. Чтение и стихов о русской матрешке. Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка».

 

 

6.Русская матрешка.

 

Цели: Учить подбирать элементы для украшения матрешек, развивать фантазию, мелкую моторику. 

 

Содержание: рисование русской матрешки, раскрашивание силуэта. Выставка готовых детских работ.

 

 

7.Тема: Гончарные мастеровые.

 

Цели: познакомить детей с профессией гончара, с его инструментами для лепки: гончарный круг, глина, стеки, горн, проволочка. Развивать у детей представление о труде гончаров в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда. Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончаров.

 

Содержание: дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Разучивание песенки-потешки о лисе.

 

 

8.Тема: Каргопольская игрушка.

 

Цели: уточнить знания детей о каргопольской игрушке и ее орнаменте. Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважительное и бережное  отношение к культуре и истории своей Родины.

 

Содержание: каргопоьские легенды. Стихи о Каргопольской игрушке. Просмотр видео материалов о каргопольской игрушке.

 

 

 

 

 

Н О Я Б Р Ь

 

 

9.Тема: Гжель.

 

Цели: познакомить детей с гжельской росписью, ее элементами, колоритом. Учить рисовать элементы гжельской росписи концом кисти и плашмя. Воспитывать аккуратность в работе.

 

 

Содержание: художественное слово о гжельской игрушке. Рисование по мотивам гжельской росписи.

 

 

10. Тема: Дымковская игрушка.

 

Цели: продолжать знакомство с народными игрушками. Формировать у детей навык наносить элементы узора. Развивать  эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству. Воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.

 

Содержание: рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушке и иллюстраций. Чтение стихов. Разучивание игры с пением «Заинька» в обр. Н. Римского –Корсакова

Рисование по мотивам дымковской росписи.

 

 

11. Тема: Русские красавицы.

 

Цели: знакомство с героями русских народных сказок. Развивать эстетическое восприятие у детей. Воспитывать уважительное и бережное  отношение к культуре и истории своей Родины.

 

 

Содержание: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

Знакомство  с портретной живописью  (репродукции). Разучивание русской народной песни «Во кузнице».

Д/Игры «Выложи узор», «И в мир, и в пир»

Роспись готовых печатных форм. (сарафан, фартук, рубашка, платок, кокошник).

Просмотр презентации «Русский народный костюм».

 

 

 

12. Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»

 

Цели: формировать элементарные представления о природе в зимнее время. Развивать образность речи, умение общения между детьми. Воспитывать любовь к природе, умение получать наслаждение от зимней природы.

 

Содержание: беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Разучивание песни «Новогодняя хороводная» муз. Шайдар.

 

 

 

 

Д Е К А Б Р Ь

 

 

13. Тема: «Проказы старухи зимы».

 

Цели: закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы. Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, развивать фантазию. Воспитывать любовь к природе.

 

Содержание: загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» в обр. Рубца.

 

 

 

14. Тема: «Пришла коляда — отворяй ворота».

 

Цели: продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Воспитывать бережное отношение к русской культуре. Развивать интерес к народному фольклору.

 

Содержание: рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание песенок закличек. Пение колядок «Сею, вею, посеваю», «Как у Ваньки кудри», «Колечко моё».

 

 

 

15. Тема: Русские народные музыкальные инструменты.

 

Цели: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами: бубен, свирель, трещотки, балалайка, домра и другие инструменты. Развивать эмоциональную сферу ребёнка при восприятии образцов русской народной инструментальной музыки.

 

Содержание: изучение народных инструментов, загадывание сказок. Прослушивание звуков русских народных музыкальных инструментов.

 

 

 

16. Тема: Вологодские кружева.

 

Цели: развивать  эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству. Воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.

 

Содержание: рассказ об истории создания вологодских кружев.

Создание эскиза вологодских кружев, выставка детских работ.

 

 

 

 

Я Н В А Р Ь

 

17. Тема: «Хороший город Городец»

 

Цели: познакомить детей с историей происхождения  города Городец, его значение в прошлом и в современной жизни. Уточнить знания детей о городецкой росписи. Приобщение детей к культуре народа, его духовным ценностям. Развивать любознательность.

 

Содержание: Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Разучивание русской народной песни «Ворон»

 

 

18. Тема: Городецкая роспись.

 

Цели: продолжать знакомить детей с историей происхождения  города Городец, его значение в прошлом и в современной жизни. Учить детей расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи. Развивать чувство ритма, цвета.

Продолжение рассказа, о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. Рисование по мотивам городецкой росписи.

 

 

19. Тема: Хохлома.

 

Цели: продолжать знакомить детей с народными промыслами; воспитывать бережное и уважительное отношение к народному наследию.

 

Содержание: рассказ о создании промысла. Художественное слово о хохломе. Музыкально- фольклорная игра

«Пряничная доска».

 

 

20. Тема: Хохлома.

 

Цели: познакомить детей с хохломской росписью; с историей возникновения и особенностями данной росписи; познакомить детей с простейшими элементами росписи и техникой их выполнения.

 

Содержание: рисование хохломского узора в полосе.

 

 

 

 

 

Ф Е В Р А Л Ь

 

21. Тема: Хохлома.

 

Цели: продолжать знакомство  детей с хохломской росписью; с историей возникновения и особенностями данной росписи; познакомить детей с простейшими элементами росписи и техникой их выполнения.

 

Содержание: рисование хохломского узора в круге.

 

 

22. Тема: «Письмо из Простоквашино»

Цели: учить детей решать проблемную ситуацию, выделять проблему и решать её самостоятельно. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Закрепить умение детей задавать вопросы. Активизировать словарный запас.

Содержание: самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» Составление детьми письма родителям от себя. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько».

 

 

23. Тема: «Ой ты, Масленица!»

 

Цели: продолжать знакомить детей с народными праздниками, обогащать и расширять кругозор, воспитывать уважительное отношение к народному наследию, сформировать и закреплять интерес детей к истории своего народа.

 

Содержание: знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице Рассказ о Масленице. Слушание песен

«И к нам весна пришла», «Вербохлест». Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание хоровода «У нас по кругу».

 

 

24. Тема: Русские богатыри.

 

Цели: формировать представление о богатыре как героическом русском воине. Развивать умение выражать в речи свои впечатления. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание быть похожим на них. 

 

Содержание: чтение познавательной литературы о русских воинах – защитниках земли русской.  Рассматривание репродукции картины «Богатыри» В. Васнецова, обсуждение. Чтение былины «Илья Муромец». Слушание пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Просмотр отрывка  мультфильмов «Илья Муромец и соловей разбойник» (1978г, Союзмультфильм), «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Раскрашивание готовых печатных форм «Богатырь

 

 

 

М А Р Т

 

 

25. Тема: «Мудреному и счастье к лицу».

 

Цели: вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.  Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.  Развивать  образное мышление.

Содержание: знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение шуточной « Было у матушки 12 дочерей». Разучивание орнаметального хоровода «ой, вы , ветры».

 

 

 

 

26. Тема: «Гуляй, да присматривайся»

«Весна, весна, поди сюда!»

 

Цели: познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закрепить основные признаки времени года; знания о птицах, расширить словарный запас детей словами: колоколнышко, закличка, жаворонок. Развивать память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Прививать любовь к родной природе, к родной стране, развивать патриотические чувства у детей к стране, в которой живешь.

 

Содержание: беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите» хоровод иг. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».

 

 

 

27. Тема: «Шутку шутить — людей насмешить».

 

Цели: продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора; формировать интерес к рифмованным текстам. Развивать речевую культуру.

 

Содержание: знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

 

 

 

28. Тема: «Небылица в лицах, небывальщина».

 

Цели: продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора; формировать интерес к самостоятельному выдумыванию текста. Развивать  культуру речи.

 

Содержание: знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

 

 

А П Р Е Л Ь

 

29. Тема: «Красная горка».

Цели: приобщить детей к истокам народной культуры; познакомить с народными христианскими праздниками, обычаями, обрядами, которые существовали на Руси, с песнями, закличками, легендами, сказаниями, с хороводами и играми. Развивать речь и обогащать словарный запас детей, память, мышление, любознательность, творческое воображение.

 

Содержание: знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек

Разучивание укр. нар. песни «Веснянка» в обр. Г.Литвака

 

30. Тема: «Волшебный лоскуток».

 

Цели: познакомить детей с качествами ткани; учить детей способам выявления качеств ткани: смять, отжать,  погладить; обогащать словарный запас, развивать связную речь; воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру.

 

Содержание: знакомство с техникой лоскутного шитья, с историей его возникновения. Рассказ о «волшебном одеяле».

 

Цели: продолжать учить детей работать с тканью при выполнении аппликации,  используя ранее  усвоенные способы. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление. Развивать художественный вкус, изобретательность, усидчивость, аккуратность. Воспитывать желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе, вызвать желание завершать начатое дело до конца.

Содержание: практическое занятие по созданию изделий из лоскутков. Выставка детских работ.

 

 

 

31. Тема: «Волшебный лоскуток».

Цели: продолжать учить детей работать с тканью при выполнении аппликации,  используя ранее  усвоенные способы. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление. Развивать художественный вкус, изобретательность, усидчивость, аккуратность. Воспитывать желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе, вызвать желание завершать начатое дело до конца.

Содержание: практическое занятие по созданию изделий из лоскутков. Выставка детских работ.

 

 

32. Тема: «Весна красна цветами».

 

Цели: продолжать знакомство детей со старинными обычаями; закрепить основные признаки времени года. Развивать память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Прививать любовь к родной природе, к родной стране, развивать патриотические чувства у детей к стране, в которой живешь.

 

 

Содержание: повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально –фольклорная игра «Золотые ворота».

 

 

М А Й

 

 

33. Тема: «Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

 

Цели: уточнять и расширять представление о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к памяти воинов-победителей;  познакомить детей с фронтовыми письмами-треугольниками; воспитывать чувство любви к Родине, желание жить в мире.

 

Содержание: продолжать знакомить с былинами о русских богатырях. Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате»

 

 

34. Тема: «Подарки белоствольной красавицы».

 

Цели: учиться понимать образность содержания. Способствовать развитию любознательности. Развитие музыкальности детей, приобщение к искусству. Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность. Воспитывать интерес и способность работать в коллективе; желание принимать участие в развивающих играх.

 

Содержание: художественное слово о русской березе (рассказ, стихи). Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла».

 

 

35. Тема: «Шутку шутить — людей насмешить».

«Небылица в лицах, небывальщина».

 

Цели: продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора; формировать интерес к небылицам. Развивать  культуру речи.

 

Содержание: знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

 

 

 

36. Тема: Прощание с «избой».

 

Цели: актуализировать полученные знания. Воспитывать интерес и уважение к обычаям своего народа.

 

Содержание: словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_v_sredney_gruppe.docx43.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский.

Программа «Маленькие россияне» - это комплексная программа кружковой работы по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу «Маленькие россияне» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа является программой дополнительного образования эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству

Программа рассчитана на детей с 4 до 5 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. воспитанию интереса к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью данной программы является: ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Обогащать словарный запас детей.

Направления:

  1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
  2. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.

Формы занятий: групповые

Программа рассчитана на детей 4-5 лет. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20 минут.

Срок реализации: 1 год.

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Тематическое планирование

по кружковой работе в средней группе

на 2017-2018 год

С Е Н Т Я Б Р Ь

1.Тема: «Русская изба».

Цели: Формирование  представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Содержание: знакомство детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.); познакомить с кухонными принадлежностями: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар. Рассматривание иллюстраций.

2.Тема: «Гуляй, да присматривайся».

Цели: Обогащать эмоционально — чувственную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений неживой природы по народному календарю.  Воспитывать бережное отношение к природе и чувство уважения к труду.

Содержание: рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки  «Восенушка-осень»

3.Тема: «Хлеб — всему голова».

Цели: дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;

познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.

расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,

формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;

воспитывать бережное отношение к хлебу.

Содержание: Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда. — цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша». Пение жнивной песни «Уйди, туча грозовая»

4.Тема: «Октябрь пахнет капустой».

Цели: обогащать природоведческий словарь детей; развивать мелкую моторику;  воспитывать у детей интонационную выразительность речи, доброжелательные отношения в детском коллективе.

Содержание: Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода — деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень». Разучивание народной игры «Вейся капустка».

О К Т Я Б Р Ь

5.Тема: Русская матрешка.

Цели: познакомить детей с историей возникновения матрешки; закрепить знания детей о разновидностях матрешек.

Содержание: рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. Чтение и стихов о русской матрешке. Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка».

6.Русская матрешка.

Цели: Учить подбирать элементы для украшения матрешек, развивать фантазию, мелкую моторику. 

Содержание: рисование русской матрешки, раскрашивание силуэта. Выставка готовых детских работ.

7.Тема: Гончарные мастеровые.

Цели: познакомить детей с профессией гончара, с его инструментами для лепки: гончарный круг, глина, стеки, горн, проволочка. Развивать у детей представление о труде гончаров в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда. Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончаров.

Содержание: дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Разучивание песенки-потешки о лисе.

8.Тема: Каргопольская игрушка.

Цели: уточнить знания детей о каргопольской игрушке и ее орнаменте. Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважительное и бережное  отношение к культуре и истории своей Родины.

Содержание: каргопоьские легенды. Стихи о Каргопольской игрушке. Просмотр видео материалов о каргопольской игрушке.

Н О Я Б Р Ь

9.Тема: Гжель.

Цели: познакомить детей с гжельской росписью, ее элементами, колоритом. Учить рисовать элементы гжельской росписи концом кисти и плашмя. Воспитывать аккуратность в работе.

Содержание: художественное слово о гжельской игрушке. Рисование по мотивам гжельской росписи.

10. Тема: Дымковская игрушка.

Цели: продолжать знакомство с народными игрушками. Формировать у детей навык наносить элементы узора. Развивать  эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству. Воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.

Содержание: рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушке и иллюстраций. Чтение стихов. Разучивание игры с пением «Заинька» в обр. Н. Римского –Корсакова

Рисование по мотивам дымковской росписи.

11. Тема: Русские красавицы.

Цели: знакомство с героями русских народных сказок. Развивать эстетическое восприятие у детей. Воспитывать уважительное и бережное  отношение к культуре и истории своей Родины.

Содержание: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

Знакомство  с портретной живописью  (репродукции). Разучивание русской народной песни «Во кузнице».

Д/Игры «Выложи узор», «И в мир, и в пир»

Роспись готовых печатных форм. (сарафан, фартук, рубашка, платок, кокошник).

Просмотр презентации «Русский народный костюм».

12. Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»

Цели: формировать элементарные представления о природе в зимнее время. Развивать образность речи, умение общения между детьми. Воспитывать любовь к природе, умение получать наслаждение от зимней природы.

 

Содержание: беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Разучивание песни «Новогодняя хороводная» муз. Шайдар.

Д Е К А Б Р Ь

13. Тема: «Проказы старухи зимы».

Цели: закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы. Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, развивать фантазию. Воспитывать любовь к природе.

Содержание: загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» в обр. Рубца.

14. Тема: «Пришла коляда — отворяй ворота».

Цели: продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Воспитывать бережное отношение к русской культуре. Развивать интерес к народному фольклору.

Содержание: рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание песенок закличек. Пение колядок «Сею, вею, посеваю», «Как у Ваньки кудри», «Колечко моё».

15. Тема: Русские народные музыкальные инструменты.

Цели: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами: бубен, свирель, трещотки, балалайка, домра и другие инструменты. Развивать эмоциональную сферу ребёнка при восприятии образцов русской народной инструментальной музыки.

Содержание: изучение народных инструментов, загадывание сказок. Прослушивание звуков русских народных музыкальных инструментов.

16. Тема: Вологодские кружева.

Цели: развивать  эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству. Воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.

 

Содержание: рассказ об истории создания вологодских кружев.

Создание эскиза вологодских кружев, выставка детских работ.

Я Н В А Р Ь

17. Тема: «Хороший город Городец»

Цели: познакомить детей с историей происхождения  города Городец, его значение в прошлом и в современной жизни. Уточнить знания детей о городецкой росписи. Приобщение детей к культуре народа, его духовным ценностям. Развивать любознательность.

Содержание: Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Разучивание русской народной песни «Ворон»

18. Тема: Городецкая роспись.

Цели: продолжать знакомить детей с историей происхождения  города Городец, его значение в прошлом и в современной жизни. Учить детей расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи. Развивать чувство ритма, цвета.

Продолжение рассказа, о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. Рисование по мотивам городецкой росписи.

19. Тема: Хохлома.

Цели: продолжать знакомить детей с народными промыслами; воспитывать бережное и уважительное отношение к народному наследию.

Содержание: рассказ о создании промысла. Художественное слово о хохломе. Музыкально- фольклорная игра

«Пряничная доска».

20. Тема: Хохлома.

Цели: познакомить детей с хохломской росписью; с историей возникновения и особенностями данной росписи; познакомить детей с простейшими элементами росписи и техникой их выполнения.

Содержание: рисование хохломского узора в полосе.

Ф Е В Р А Л Ь

21. Тема: Хохлома.

Цели: продолжать знакомство  детей с хохломской росписью; с историей возникновения и особенностями данной росписи; познакомить детей с простейшими элементами росписи и техникой их выполнения.

Содержание: рисование хохломского узора в круге.

22. Тема: «Письмо из Простоквашино» 

Цели: учить детей решать проблемную ситуацию, выделять проблему и решать её самостоятельно. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Закрепить умение детей задавать вопросы. Активизировать словарный запас.

Содержание: самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» Составление детьми письма родителям от себя. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько».

23. Тема: «Ой ты, Масленица!»

Цели: продолжать знакомить детей с народными праздниками, обогащать и расширять кругозор, воспитывать уважительное отношение к народному наследию, сформировать и закреплять интерес детей к истории своего народа.

Содержание: знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице Рассказ о Масленице. Слушание песен

«И к нам весна пришла», «Вербохлест». Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание хоровода «У нас по кругу».

24. Тема: Русские богатыри.

Цели: формировать представление о богатыре как героическом русском воине. Развивать умение выражать в речи свои впечатления. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание быть похожим на них. 

Содержание: чтение познавательной литературы о русских воинах – защитниках земли русской.  Рассматривание репродукции картины «Богатыри» В. Васнецова, обсуждение. Чтение былины «Илья Муромец». Слушание пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Просмотр отрывка  мультфильмов «Илья Муромец и соловей разбойник» (1978г, Союзмультфильм), «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Раскрашивание готовых печатных форм «Богатырь

М А Р Т

25. Тема: «Мудреному и счастье к лицу».

Цели: вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.  Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.  Развивать  образное мышление.

Содержание: знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение шуточной « Было у матушки 12 дочерей». Разучивание орнаметального хоровода «ой, вы , ветры».

26. Тема: «Гуляй, да присматривайся»

«Весна, весна, поди сюда!»

Цели: познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закрепить основные признаки времени года; знания о птицах, расширить словарный запас детей словами: колоколнышко, закличка, жаворонок. Развивать память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Прививать любовь к родной природе, к родной стране, развивать патриотические чувства у детей к стране, в которой живешь.

Содержание: беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите» хоровод иг. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».

27. Тема: «Шутку шутить — людей насмешить».

Цели: продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора; формировать интерес к рифмованным текстам. Развивать речевую культуру.

Содержание: знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

28. Тема: «Небылица в лицах, небывальщина».

Цели: продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора; формировать интерес к самостоятельному выдумыванию текста. Развивать  культуру речи.

Содержание: знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

А П Р Е Л Ь

29. Тема: «Красная горка».

Цели: приобщить детей к истокам народной культуры; познакомить с народными христианскими праздниками, обычаями, обрядами, которые существовали на Руси, с песнями, закличками, легендами, сказаниями, с хороводами и играми. Развивать речь и обогащать словарный запас детей, память, мышление, любознательность, творческое воображение.

Содержание: знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек

Разучивание укр. нар. песни «Веснянка» в обр. Г.Литвака

30. Тема: «Волшебный лоскуток».

Цели: познакомить детей с качествами ткани; учить детей способам выявления качеств ткани: смять, отжать,  погладить; обогащать словарный запас, развивать связную речь; воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру.

Содержание: знакомство с техникой лоскутного шитья, с историей его возникновения. Рассказ о «волшебном одеяле».

Цели: продолжать учить детей работать с тканью при выполнении аппликации,  используя ранее  усвоенные способы. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление. Развивать художественный вкус, изобретательность, усидчивость, аккуратность. Воспитывать желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе, вызвать желание завершать начатое дело до конца.

Содержание: практическое занятие по созданию изделий из лоскутков. Выставка детских работ.

31. Тема: «Волшебный лоскуток».

Цели: продолжать учить детей работать с тканью при выполнении аппликации,  используя ранее  усвоенные способы. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление. Развивать художественный вкус, изобретательность, усидчивость, аккуратность. Воспитывать желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе, вызвать желание завершать начатое дело до конца.

Содержание: практическое занятие по созданию изделий из лоскутков. Выставка детских работ.

32. Тема: «Весна красна цветами».

Цели: продолжать знакомство детей со старинными обычаями; закрепить основные признаки времени года. Развивать память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Прививать любовь к родной природе, к родной стране, развивать патриотические чувства у детей к стране, в которой живешь.

Содержание: повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально –фольклорная игра «Золотые ворота».

М А Й

33. Тема: «Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

Цели: уточнять и расширять представление о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к памяти воинов-победителей;  познакомить детей с фронтовыми письмами-треугольниками; воспитывать чувство любви к Родине, желание жить в мире.

Содержание: продолжать знакомить с былинами о русских богатырях. Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате»

34. Тема: «Подарки белоствольной красавицы».

Цели: учиться понимать образность содержания. Способствовать развитию любознательности. Развитие музыкальности детей, приобщение к искусству. Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность. Воспитывать интерес и способность работать в коллективе; желание принимать участие в развивающих играх.

Содержание: художественное слово о русской березе (рассказ, стихи). Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла».

35. Тема: «Шутку шутить — людей насмешить».

«Небылица в лицах, небывальщина».

Цели: продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора; формировать интерес к небылицам. Развивать  культуру речи.

Содержание: знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

36. Тема: Прощание с «избой».

Цели: актуализировать полученные знания. Воспитывать интерес и уважение к обычаям своего народа.

Содержание: словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематическое планирование кружковой работы в подготовительной логопедической группе

Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать; чтение сказок  о разноцветном мире; игры  на развитие слухового и зрительного внимания; упражнения...

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по оригами в средней группе

Художественное конструирование интересный и увлекательный процецсс. Он будет доступен для детского творчества, если будет систематизирован и последователен. Я предлагаю именно такой материал, Вам, ува...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ . КРУЖОК "БЕРЕГИНЮШКА".

План кружковой работы по ознакомлению и изготовлению традиционной народной куклой.Старшая группа....

Тематическое планирование кружковой работы по экологическому воспитанию 2 младшей группе

Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя!...

Тематическое планирование кружковой работы в средней группе. Аппликация

Тематическое планирование кружковой работы в средней группе. Аппликация...

Кружковая работа в средней группе "Непоседы".Кружковая деятельность «Веселые ладошки.» Цель: • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. • Развитие

Кружковая деятельность«Веселые ладошки.»   Цель:Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.Развитие пространственных отношений, речевого с...