Картотека дидактических игр для логопедической подготовительной группы (составлена в соответствии с программой «От рождения до школы») под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
картотека (подготовительная группа)

Серебрякова Елена Борисовна

Картотека разработана для детей старшего дошкольного возраста . В картотеку собраны  развивающие игры  с применением интерактивной песочницы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.igry_s_peskom.docx1009.98 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка № 1

             Д/и №1  «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Материалы и оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

                               Ход игры:

 Педагог: Жители песочной страны просят вас, ребята,  помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помогите обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает детям  задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

1

                                          Карточка №2

Д/и №2  «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Материалы и оборудование: Песочница, набор формочек.

                           Ход игры:

 Дети отворачиваются, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем дети отгадывают формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями, дети продолжают играть самостоятельно. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

2

Карточка №3

Д/и №3 «Узоры на песке 1 вар.»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Материалы и оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Ход игры:

 Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Дети должны нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Педагог. Сегодня мы с вами будем украшать наш песочный дом. Посмотрите , какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуйте , как я. Придумайте свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

3

Карточка №4

Д/и №4 «Узоры на песке 2 вар.»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Материалы и оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

                            Ход игры:

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая детей графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Психопрофилактические игры с песком

Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.

4

Карточка №5

                 Д/и №5 «Песочный круг»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Материалы и оборудование: Песочница, камешки, семена, пуговицы, бусины.

                             Ход игры:

 Дети на песке рисуют любыми способами круг и украшают его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Дети могут дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции они производят с отпечатками своих ладоней, при этом дети могут сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

5

                                         Карточка №6

               Д/и №6 «Норки для мышки»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Материалы и оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки зверят, совочек.

                               

                                  Ход игры: 

Дети вместе со взрослым копают небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

6

Карточка №7

           Д/и №7 «Угадай на ощупь»

Цель: Развитие мышления, моторики.        

Материалы и оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

                          Ход игры:

 Дети отворачиваются, а взрослый в это время прячет в песке игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем дети  меняются ролями и играют по очереди.

7

                                        Карточка №8

                        Д/и №8 «Заборчики»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Материалы и оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, камешки.

                                   Ход игры: 

Дети руками лепят заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Педагог и дети оставляют отпечатки своих рук  на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.

8

Карточка №9

Д/и №9 «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Материалы и оборудование: песочница, мелкие фигурки.

                              Ход игры:

 Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

9

Карточка №10

                      Д/и №10 « Лес, поляна и их обитатели»

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.

Материалы и оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, игрушечные деревья, цветы, грибы.

                                 Ход игры:

 Педагог: Сегодня вы превращаетесь в маленьких волшебников, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Вы должны закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывайте.(Дети  закрывают глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Откройте  глазки и посмотрите — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, дети делают то же). Попросите свои пальчики помочь вам в волшебстве. А теперь  произнесите те же волшебные слова, что и фея, и наколдуйте другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласите их в свой лес.

Если дети  неправильно воспроизвели «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).

10

Карточка № 11

Д/и № 11 «Море, река, озеро и их обитатели»

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.

Материалы и оборудование: песочница, миниатюрные фигурки рыбок, ракушки.

                                    Ход игры: 

Задание формулируется так же, как и в занятии №10. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту детей.

                                                   11

Карточка № 12

Д/и № 12 «Город и его жители, профессии и службы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.

Материалы и оборудование: песочница, миниатюрные фигурки человечков, машинки, домики.

                          Ход занятия:

Задание формулируется так же, как и в занятии №10. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту детей.

                                            12

Карточка № 13

Д/и № 13 «Деревня и ее жители»

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.

Материалы и оборудование: песочница, миниатюрные фигурки человечков, домашних животных, домиков.

                          Ход занятия:

Задание формулируется так же, как и в занятии №10. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту детей.

13

Карточка № 14

Д/и № 14  «Мы едем в гости»        

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».

Материалы и оборудование: песочница, фигурки животных.

                                      Ход игры:

 Взрослый в игровой форме знакомит детей с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Дети по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходят, прыгают, ползают» по песку, изображая различных персонажей.

Педагог: Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц?(Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?

В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных.

14

Карточка № 15

Д/и № 15 «Космическое путешествие»

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.

Материалы и оборудование: песочница, миниатюрные фигурки человечков, космонавтов, ракет, планет.

                          Ход занятия:

Задание формулируется так же, как и в занятии №10. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту детей.

15

Карточка № 16

Д/и № 16 «Чего на свете не бывает?»

Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Материалы и оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

                                   

                                   Ход игры:

Детям  предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы педагог просит детей рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

16

Карточка № 17

Д/и № 17 «Цветные заборчики»

        

Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.

Материалы и оборудование: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.

                              Ход игры:

 На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит детей  выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить  построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

17

Карточка № 18

Д/и № 18 «Общим словом назови и напомни»

Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Материалы и оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

                               Ход игры:

Детям  дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Они выбирают из множества фигурок только диких животных и строят песочную картину. Взрослый предлагает детям  запомнить всех животных, которых они расположили в лесу. Дети отворачиваются, а взрослый в это время убирает одно животное. Повернувшись,  они говорят, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами и т. д.
В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

18

Карточка № 19

Д/и № 19 «Во саду ли, в огороде»

Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Материалы и оборудование: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.

                                    Ход игры:

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит детей описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

19

Карточка № 20

Д/и № 20 «Путешествие в сказочный город»

Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.

Материалы и оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, набор картинок-вывесок с изображением различных предметов: шкафа, расчески, хлеба, пакета молока, пузырька с лекарствами, книг, конфет и т.д.

                                   Ход игры:

 Взрослый показывает детям вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.
Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

20

Карточка № 21

Д/и № 21 «Детские секретики»

Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Материалы и оборудование: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.

                                 Ход игры:

 Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов.
Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

21

Карточка № 22

Д/и № 22 «Город, где мы живем»

Цель: Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, архитектурные сооружения, памятники.

Материалы и оборудование: Две песочницы, миниатюрные фигурки.

                             Ход игры:

Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

22

Карточка № 23

Д/и № 23 «Веселые соревнования»

Цель: Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Материалы и оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

                            Ход игры:

Педагог предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли  красиво рисовать, лепить, мастерить,  их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки        

пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали. Болельщикам вручают приз.

23

Карточка № 24

Д/и № 24 «Волшебный клад»

Цель: Упражнять  в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Материалы и оборудование: песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

                               Ход игры: 

В руках педагога - кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад.

Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

24

Содержание:

  1. «Песочные строители»………………………..стр.1
  2. «Кто к нам приходил?»……………………….стр.2
  3. «Узоры на песке 1 вар.»………………………стр.3
  4. «Узоры на песке 2 вар.»………………………стр.4
  5. «Песочный круг»………………………………стр.5
  6. «Норки для мышки» …………………………..стр.6
  7. «Угадай на ощупь»…………………………….стр.7
  8. «Заборчики»……………………………………стр.8
  9. «Мы создаем мир»…………………………….стр.9
  10. «Лес, поляна и их обитатели»………………..стр.10
  11. «Море, река, озеро и их обитатели»…………стр.11
  12. «Город и его жители, профессии и службы»..стр.12
  13. «Деревня и ее жители»………………………..стр.13
  14. «Мы едем в гости»…………………………….стр.14
  15. «Космическое путешествие»………………….стр.15
  16. «Чего на свете не бывает?»……………………стр.16
  17. «Цветные заборчики»………………………….стр.17
  18. «Общим словом назови и запомни»………….стр.18
  19. «Во саду ли, в огороде»……………………….стр.19
  20. «Путешествие в сказочный город»…………..стр.20
  21. «Детские секретики»………………………….стр.21
  22. «Город, где мы живем»……………………….стр.22
  23. «Веселые соревнования»……………………..стр.23
  24. «Волшебный клад»……………………………стр.24

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка- детский сад №19 г.Курганинска

Муниципального образования Курганинский район

Составила и разработала:

 Серебрякова Е.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовительной группы в соответствии с программой «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой.

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и ф...

Перспективный план по рисованию в средней группе на 2 полугодие по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Данный материал будет полезен педагогам детских садов, работающих по программе "От рождения до школы"...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию (составлена по программе "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой)

Картотека содержит игры на формирование элементарных математических представлений, на ознакомление с миром природы,на ознакомлениес предметным и социальным окружением. Источник: "От рождения до ш...

Картотека подвижных игр (составлена в соответствии с программой. «От рождения до школы». под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Подготовительная группа (составлена в соответствии с программой. «От рождения до школы». под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)....