Матер –класс для начинающих педагогов « Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений».
материал

Воробьева Виктория Александровна

Матер –класс для начинающих  педагогов

« Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений».

Воспитатель Воробьева Виктория Александровна

Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений, в работе с дидактическими играми.

Задача. Развитие логического мышления, воображение, умственные способности; находить объект по заданным свойствам, развитие творческих и комбинаторных способностей: цвет и форма, размер и форма; закреплять знания геометрических фигур; умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить.

Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.

Познакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-7 лет.

Уважаемые коллеги я рада приветствовать вас на мастер- классе

 « Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений».

Хочу вам процитировать  слова В. А. Сухомлинского

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.»

В.А. Сухомлинский.

«Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  « Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку.

Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют  расширять знания дошкольников,  закреплять их  представления  о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени.

 Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, в закреплении изученного ране материала 

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Дети старшего возраста,  в  ходе дидактических игр  наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам.

Считаю – что игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.  Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Коллеги, а теперь давайте представим, что мы дети и поиграем с вами в игру которая называется «Собери урожай».

 Эта игра направлена на закрепление состава чисел 7,8.

4. Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель: закрепить состав чисел 7,8.

Оборудование: три корзинки, карточки, перец, огурец.

Методика проведения:

Сейчас я вам загадаю загадку

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил,

С ним веселье и задор.

Это –красный…(помидор)

Вам нужно по корзинкам разложить овощи, чтобы их общее количество соответствовало, числу на корзинке

Какие овощи вы положили в корзинку, овощей в корзинке у вас получилось? Какие овощи вы в нее положили?(3огурца и 5 перцев), (4огурца и 4перца) Получилось число 8? Количество овощей совпадает с числом на корзинке?

А сколько овощей вы положили в другую корзинку?(3перца и 4 огурца),( 2 огурца и 5 перцев). Какое количество овощей у вас получилось? Получилось 7 овощей.

 

 

Вы справились с заданием? Молодцы.

В этой игре мы закрепили состав числа (знание овощей)

Так же эту игру можно изменить для, среднего возраста.

Мы поиграли с вами в одну из игр, которые я использую в работе.

Хочу представить вашему вниманию еще несколько игр, которые вы потом тоже сможете использовать, посмотрите на экран. Здесь представлены игры: «Большая стирка»,

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10, знание цветов.

Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения:

Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

- Ребята, давайте поможем маме постирать белье. В одну машинку мы положим футболки, в другую, юбки, а в третью платья. Игра может выполнятся как за столом, так и в движении.

В младшей группе данную игру так же можно использовать.

Эту игру можно использовать в средней группе на закрепление основного спектра цветов, или одинаковые виды одежды (футболки, юбки, платья). Ребята должны будут разложить вещи по машинкам одежду одинакового цвета или одинакового фасона (желтый, синий, красный).

Для детей старшего дошкольного возраста эта игра может усложнятся тем, что ребятам предстоит разложить вещи в машинки с цифрами, сложив их и получив нужный ответ который соответствует номеру машинки.

В данной игре мы закрепляем состав чисел, знание цветов. слайд1

«Большой, маленький», или «Больше, меньше»

Задачи: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький», закреплять названия домашних животных, название мебели.

Материал: картинки с изображением предметов (звери, мебель, геометрические фигуры)

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку найти пару большой фигуре или наоборот.

  Эта игру также можно проводить во всех возрастных группах.

 

В средней группе так же дети в этой игре могут закреплять, домашних животных, предметы мебели, овощи и фрукты.

 Дети старшего дошкольного возраста в этой игре могут сравнивать не только животных по величине, но и сравнивать числа по их возрастанию.слайд2

«Закончи ряд»

Задачи: закреплять геометрические фигуры, основной спектр цветов, умение чередовать геометрические фигуры, активизировать речи детей .

Эту игру, как и остальные ранее озвученные можно начинать использовать с младшей группы. В группе детей младшего возраста мы начинаем знакомить с основным спектрам цветов, и основными видами геометрических фигур.  В группе этого возраста линии на карточке должны быть прямыми.

Ребенок должен продолжить ряд из нескольких цветов, и геометрических фигур, например, таких как, красный круг, зеленый треугольник.

В группе среднего возраста, игру можно усложнить начертив линии волнообразные, включить больше цветов и геометрических фигур, которые они будут чередовать пока не закончится линия.

Для детей старшего дошкольного возраста, игра усложняется за счет линий, которые могут быть не только прямые, волнистые, но они могут быть и зигзагообразные, для усложнения задания. Геометрических фигур становится еще больше, и спектр цветов тоже расширяется.

В такой игре фигуры можно не только выкладывать, но и рисовать на них фломастером если карточки с линиями, заламинировать или обклеить скотчем для частого использования. слайд 3

Все эти игры направлены на развитие внимания, на логическое мышление, на закрепление цвета, на знание геометрических фигур.

Коллеги сейчас, я предлагаю сделать одну из дидактических игр. Она называется «Каких фигур не достает»

Задачи: Закрепить представление детей о геометрических фигурах, находить отличительные признаки, развивать мышление. Найти закономерность расположения геометрических фигур в таблице, заполнить пустые клетки.

Ход мастер- класса по изготовлению игры.

Перед вами на столах лежит материал с которым мы будем работать.

Материал: белый картон, простые карандаши, линейки, фломастеры, цветная бумага для вырезания геометрических фигур, ножницы и клей карандаш.

Давайте возьмем белый картон, линейку, простой карандаш и фломастер.

На картоне с помощь простого карандаша и линейки мы начертим ячейки, фломастером их обведем для яркости игры. На листе должно получится 6-9 прямоугольных или квадратных ячеек. В младшей группе их будет 6.А в группах среднего и старшего дошкольного возраста 9.

 Затем берем цветную бумагу и из нее вырезаем геометрические фигуры, которые мы будем располагать и наклеивать в наши получившиеся ячейки. После того как мы вырезали фигуры приклеиваем их в наши ячейки в таком порядке как вам хочется. Например, вы можете их наклеить вертикально в колонне, либо по горизонтали. Далее вы приклеиваете фигуры в оставшиеся ячейки, но не во все некоторые должны остаться пустыми. В эти пустые ячейки ребенок заполняет геометрическими фигурами, но только так чтобы рисунок не повторялся.

 Если не приклеивать геометрически фигуры в таблицу, то она может стать много разовой. То есть ребенок будет заполнять ячейки смотря на новый образец который вы будете выкладывать перед началом игры.

Мы сделали с вами одну из игр которую вы можете использовать в своей работе.

Вам интересна было выполнять работу?

Заключение

В заключении хочу сказать, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс « Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений ». Воспитатель МБДОУ №24 Воробьева Виктория .Александровна

Слайд 2

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития .» В.А . Сухомлинский. Цель . Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений, в работе с дидактическими играми. Задача . Развитие логического мышления, воображение, умственные способности; находить объект по заданным свойствам, развитие творческих и комбинаторных способностей: цвет и форма, размер и форма; закреплять знания геометрических фигур; умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить. Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр. Познакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-7 лет.

Слайд 3

Дидактическая игра «Большая стирка» Цель: познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10. Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками. Методика проведения: Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам. - Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.

Слайд 4

Дидактическая игра «Большой , маленький» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Материал: картинки с изображением предметов (звери, мебель, геометрические фигуры) Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку найти пару большой фигуре или наоборот.

Слайд 5

Дидактическая игра «Закончи ряд» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». Ход игры: рассказываем детям о том, что звери построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверей.

Слайд 6

Дидактическая игра « Рыбалка» Цель: познакомить и закрепить с детьми состав числа.

Слайд 7

Дидактическая игра « Больше, меньше или равно» Цель: Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (больше, меньше, равно).

Слайд 8

Дидактическая игра «Каких фигур не достает» Задачи : Закрепить представление детей о геометрических фигурах, находить отличительные признаки, развивать мышление. Найти закономерность расположения геометрических фигур в таблице, заполнить пустые клетки. Материал : белый картон, цветная бумага, линейка, ножницы, простой карандаш, клей.

Слайд 9

Материал: белый картон, цветная бумага, линейка, ножницы, простой карандаш, клей.

Слайд 10

На картоне с помощью простого карандаша и линейки расчертим ячейки.

Слайд 11

Теперь получившиеся ячейки обведем фломастером для яркости

Слайд 12

Берем цветную бумагу, вырезаем из нее геометрические фигуры

Слайд 13

После того как мы вырезали геометрические фигуры приклеиваем их в получившиеся ячейки. У нас с вами получилась дидактическая игра которая помогает закрепить представление детей о геометрических фигурах, находить отличительные признаки, развивать мышление. Найти закономерность расположения геометрических фигур в таблице, заполнить пустые клетки.

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений

В данной презентации представлены  игры по формированию количественных, временных и пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений.

Дидактические игры на занятиях по математике в детском саду....

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

Мастер-класс на тему«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений дошкольников своими руками»

Здесь представлен опыт работы воспитателя по использованию дидактических игр, созданных своими руками, в развитии элементарных математических представлений старших дошкольников....

«Дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений» – мастер-класс для родителей.

laquo;Дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений» – мастер-класс для родителей....

Дидактический материал для педагогов «Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Весёлая математика»

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В п...