Консультация для педагогов "Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых"
консультация

Агафонова  Ольга Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedegogov.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с миром профессий заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребенка, поэтому деятельность педагога по ранней профориентации детей основывается на разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно.

В образовательном процессе ознакомления детей с миром профессий используются различные методы, при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Традиционные методы.

1. словесные (беседы, чтение художественной литературы).

2. наглядные (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, экскурсии, рассматривание картинок, иллюстраций, приглашение гостя в  группу).

3. практический (эксперименты с различными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда)

4. игровой (сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, дидактические игры)

Словесные методы:

Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом, знакомит с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наглядные методы:

Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) самые действенные способы ознакомления с трудом взрослых. Они обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний.

 В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Наблюдение:

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых, так как оно обеспечивает наглядность и ясность впечатлений. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известно новыми знаниями, закрепляя старое.

Экскурсия:

Экскурсия — один из видов занятий по приобщению детей к труду взрослых. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать за трудом взрослых, подчеркнуть особенности профессии. Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть непосредственно труд взрослых.

 Например экскурсия в прачечную, медицинский кабинет, библиотеку, музей, магазин, аптеку, парикмахерскую, на почту.

Приглашение гостя:

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей.

Пожарная машина на территории детского сада и знакомство с настоящими пожарными произведут на детей неизгладимое впечатление.

Игровые методы:

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

знакомство с трудом взрослых может проходить в виде:

1)  дидактической игры;

2)  режиссерской игры;

3)  сюжетно-ролевой игры.

Осознать значимость труда взрослых помогут:

1. Дидактическая игра:

Дидактическая игра способствует усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.

Дидактические игры моделизируют структуру трудового процесса (цель трудапредметы труда, инструменты и орудия труда, результат труда)

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

1. Игры с предметами

2. Настольно – печатные игры

3. Словесные игры

1) Игры с предметами:

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используют такие игры с предметами: "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

2) Виды настольно – печатных игр:

1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

4. Составление разрезных картинок и кубиков.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений.

Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного другим детям, а они определяютпредставитель какой профессии так выглядит и выполняет данные действия.

3) Словесные игры:

Они построены на словах и действиях играющих. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

2. РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ

Режиссерские игры – разновидность сюжетно-ролевой игры, в ходе которой ребенок организует деятельность извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя действия.

Отличия режиссерской игры:

1) партнеры игры (игрушки, их заменители) неодушевленные предметы, они не имеют своих желаний интересов;

2) речь - главный компонент режиссерских игр;

3)индивидуальная форма осуществления игры;

4) ролью наделен предмет;

5) большая познавательная и творческая активность, инициатива ребенка.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

3. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети.

Но сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут разыграть роль полицейского.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Во второй младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом. Построение дома, работа строителей, перевоз пассажиров и грузов, водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, подбирать  необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника) совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей. Дети вводят в игру новые атрибуты, технику, инструменты.

Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг. Знакомство с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования т реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.

Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей  к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Технология моделирования в формировании у детей знаний о труде взрослых»

Зайцева Яна ХасаиновнаКаждый родитель хочет видеть своего ребёнка умным и  успешным. И  задача  педагога превратить процесс познания ребёнком окружающего  мира  в увлека...

Формирование у детей представлений о труде взрослых.

Формирование   у   детей   представлений  о  труде    взрослых.Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ...

«Формирование у детей представлений о труде взрослых в старшем дошкольном возрасте»

На современном этапе развития педагогической науки возросло внимание к проблематике нравственного воспитания детей в труде как важнейшему средству формирования научного мировоззрения личности.Целью нр...

Закрепление у детей представлений о труде взрослых. Работники торговли.

Рассматривание иллюстраций. Работники магазина.Цель: закрепление знаний о работниках торговли (продавец, кассир)...

Консультация «Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Консультация   «Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» была  представлена на семинаре ДОУ....