Консультация. Развитие креативного мышления у детей.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Бражникова Нина Юрьевна

Креативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность - это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnost.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие креативного мышления у детей. «Вдохновение». 

Творчество - это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе. » Дж. Гилфорд

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений. Что это такое Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи. 

 В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле, это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть. Так что если мы хотим, чтобы наши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать с дошкольного возраста. От трёх до семи это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. Задача современного дошкольного образовательного учреждения создать условия для систематичной комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста.

Формирование творческих способностей дошкольников будет успешным при следующих условиях.

• Если будет проведена программа по формированию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками, родителями и педагогами.

• Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.

• Создание развивающей среды: педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, а также наличие необходимых для творчества материалов они должны быть доступными для ребенка.

• Использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

• Работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие) .

• Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.

• Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

• Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.

Главное для педагога, помнить ряд правил:

• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

• уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

• не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

• развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. П ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут всегда проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности; на поиск наиболее оптимальных путей к развитию творческого потенциала детей (организация дискуссий, диалогов, постановка новых целей, вопросов и проблем, решение вариативных задач, разумное молчание, совет и т. п.) . Эта задача стоит перед педагогом в одном ряду с задачей выработки у дошкольников определённых умений и навыков, сообщения им суммы

Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

10 упражнений на развитие креативности

В каждом человеке присутствует творческое начало, но не каждый доволен его уровнем.  Существуют игры, задания, техники, упражнения для развития креативности.

Найди взаимосвязь

Это упражнение можно делать одному, в паре или в компании друзей. Для начала необходимо случайным образом выбрать 2 слова. Для этого нужно взять книгу, закрыть глаза и ткнуть пальцем в  2 слова. Затем нужно найти их взаимосвязь, и использовать в одном предложении. Задание можно усложнить, попробовав составить небольшой рассказ, используя 5 случайных слов.

6 шляп

Интересное упражнение для развития креативности и ухода от стандартных, обыденных решений. Этот способ позволяет разыграться фантазии и посмотреть на проблему с разных точек зрения.

Суть упражнения в разделении ролей. Озвучивается задача, которую нужно решить. Каждому одевается вымышленная шляпа определенного цвета. В зависимости от нее, обладатель должен найти ответ, согласно своей роли.

Цвет шляпы. Что символизирует.  Как действовать

Зеленая творчество поиск оригинальных, нестандартных решений белая логика опираться на факты, имеющиеся данные желтая оптимизм с вдохновением и энтузиазмом искать решение черная пессимизм скептически относится к задаче красная эмоции интуитивный подход синяя философия объединить все предыдущие способы и сделать вывод

Если подходящей компании нет, упражнение можно выполнить самостоятельно, поочередно примеряю ту или иную шляпку. Этот подход помогает найти решение даже тогда, когда, кажется, что выхода уже нет.

Вымышленное животное

Часто техники для развития креативности напоминают детские игры и задания. Это неспроста, ведь люди с самого рождения наделены творческим потенциалом, который у большинства не реализован. Дети еще не привыкли мыслить шаблонно, поэтому действуют интуитивно, полагаются на  ощущения. Это врожденная способность у большинства взрослых стерлась.

Для ее «оживления» можно воспользоваться упражнением «вымышленные животные». Нужно вооружиться фломастерами и чистым альбомным листом. Далее необходимо изобразить несуществующего зверя, птичку или рыбку придумать название, и описать его.

50 вариантов

Задание заключается в том, чтобы придумать 50 нестандартных способов применения обычного предмета. Так, пустую консервную банку можно использовать:

  • для хранения продуктов;
  • в качестве меры объема;
  • для выращивания цветов;
  • как подслушивающее устройство;
  • для изготовления поделки.

Оригинальное название

Это задание хорошо выполнять в паре с ребенком. Придумайте новое название привычным вещам. Так, лимон может стать цитрусином, стол – обедником, а форточка – окнушкой. Не ограничивайте себя, проявите фантазию.

Письменные пятиминутки

Творческое мышление можно развить, выделяя ежедневно несколько минут для выполнения письменных заданий. Их можно придумывать самостоятельно, а можно взять из предложенного списка:

  • опишите свою любимую игрушку, используя примерно 100 слов;
  • придумайте рассказ о пустой бутылке;
  • напишите монолог от лица бабочки, которая недавно была гусеницей;
  • составьте список 15 причин для развития креативного мышления;
  • сочините рассказ, используя слова: «ветер», «книга», «небоскреб».
  • назовите 7 обстоятельств, из-за которых будет стыдно фотографу;
  • подготовьте инструкцию, как научить ребенка убирать за собой посуду.

Ряд ассоциаций

Выберите любой предмет в комнате и напишите к нему 5 прилагательных, например, окно: стеклянное, мокрое, белое, большое, соседнее. Затем добавьте еще 5 прилагательных, которые не подходят по смыслу, например, окно: шоколадное, горячее, громкое, быстрое, живое.  Сделать это будет труднее, чем первую часть задания, так как мозг привык думать шаблонно.

Рисунок обоими руками

Включить оба полушария в работу можно, используя простое упражнение. Для его выполнения необходимо взять по фломастеру в левую и правую руку и приступить к рисованию. Важно сосредоточиться на том, чтобы рисунки зеркально отображали друг друга.

Не старайтесь сделать идеальную картинку, не зацикливайтесь на результате. Ваша задача сконцентрироваться на самом процессе, действии.

Расшифровка иероглифов

Представьте, что вам предоставили шанс расшифровать древние манускрипты. Найдите в интернете фрагменты египетских писем, всмотритесь в иероглифы, и постарайтесь их «прочитать».

Сундучок идей

Выделите место, в котором будете хранить записочки с интересными идеями. Фиксируйте то, что приходит в голову, даже, если это изначально кажется глупым и бессмысленным. Так, вы не только научитесь прислушиваться к идеям, которые вас озаряют, а потом испаряются бесследно, но и, возможно, сто-то притворите в жизнь.

Еще больше упражнений на развитие креативности смотрите в следующем видео.

Продолжительность 5:30 мин.

Креативные профессии

Творческий подход ценится во многих сферах деятельности: реклама, политика, наука, бизнес, искусство. Среди маркетологов креативность ценится на вес золота. Сейчас огромная конкуренция на рынке товаров и услуг, поэтому все хотят выделиться,

Интеллектуальная разминка

ЭТО – древнейший прибор.

ЭТО достоинство карты.

ЭТО – заменители балла.

С ЭТИМ не справилась мартышка.

Это нарисовано на капюшоне королевской кобры  (очки).

 

Разновидность оружия дальнего боя.

Средневековая японская тактическая единица.

Пищевая, лекарственная, декоративная культура.

Род травянистых луковичных растений семейства Лилейные (ЛУК)

ТАК называют самую лёгкую байдарку.

ЭТО листы огородного растения.

ЭТО основной инструмент учёного любой специальности.

 Раньше без НЕГО не писали ручки.

У птиц ОНИ заменяют шерсть (ПЕРО).

Перевёрнутые пословицы.

Отдыху место, работе годы…………………..  Делу время, потехе час.

Четыре дурака плохо, но пять хуже………..     Один ум хорошо, а два лучше.

Распорото чёрными ножницами ……………… Шито белыми нитками

Взять красный переулочек …………………….Дать зелёную улицу

 Три ботинка – не комплект…………………….Два сапога – пара

Мочало развязывает …………………………… Лыка не вяжет

Над стоячим песком молоко-то кипит……Под лежачий камень вода не течёт.

Двое из  лес шла опацифистов……………………….Один в поле не воин

Игры и упражнения.

1. Игра «Муха» (позволяет тренировать способность длительно удерживать в сознании зрительный образ) Рисуется квадрат 3 х 3. В центре - сидит «муха». Она движется на одну клетку вправо, влево, вверх, вниз. Обратные действия совершать нельзя. Главное – не выпустить «муху» с поля. В игре участвуют 2-3 человека. Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Вначале игра «идёт с полем», пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Далее игра продолжается, и игроки ориентируются на своё зрительное представление.

2. Упражнение «Назови всё круглое … (в этой комнате, на улице и т. д.)

3. Упражнение «Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названные признака.

Например: яркий жёлтый – свет – солнце - лампа

Варианты заданий: пушистый – зелёный

Прозрачный – голубой,

Сильный – добрый,

Звонкий – громкий,

Сладкий – лёгкий.

4. Упражнение «Отгадывание загадок».

5. Игра «Лишнее слово». Назови лишнее слово.

Щука, карась, окунь, рак

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик

Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова

Заяц, лось, кабан, волк, овца

Ухо, лицо, нос, рот, глаз

6. Игра «Назови отличие»

Найти как можно больше отличий: шкаф – телевизор

Магнитофон – собака

Книга – машина

Звонок – карандаш

Птица – самолёт

7. Игра «Поиск общего»

Найти общие признаки:

Телевизор – шкаф (и т. д.)

8. Игра «Группировка слов». Сгруппировать слова и объяснить почему стрела, пчела, бабочка, - летающие объекты, коршун, воробей – птицы, пчела, бабочка – насекомые.

9. Составление рассказа по картинкам.

10. Задачка-шутка: Если бы ты хотел приготовить завтрак для великана, чем бы ты стал отмерять следующие продукты:

– мука для оладий,

– молоко для питья,

– масло для оладий,

– сироп,

– яйца, соль, перец.

Сколько бы ты взял каждого продукта?

11. Придумывание окончания сказки. (Например: Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…).

12. Игра «Вывод» – Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший? – Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый, самый худой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.

Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....

Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста

Креати́вность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие...

Статья на тему развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста

Статья представляет собой обобщение идей и суждений известных педагогических деятелей и мой личный опыт педагога-практика. Материал данной статьи дает характеристику деятельности, направленной на умст...

Консультация для родителей:"Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста".

Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста.Что такое креативность.Особенности креативного мышления.Формирование креативного мышления у ребёнка-дошкольника.Участие родителей в формирова...

Картотека игр по развитию креативного мышления у детей дошкольного возраста.

Картотека игр по развитию креативного мышления у детей дошкольного возраста....