Организация предметно-игрового пространства и предметно- развивающей среды
статья (подготовительная группа)
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, активного и творческого ребенка, она должна способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_razvivayushchey_srede.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому, не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Я. А. Каменский
Организация предметно-игрового пространства и предметно- развивающей среды – является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно-развивающую среду в группе, которая обеспечила бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности. В проекте «Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающее реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания» представлены следующие психолого-педагогические требования:
- Материалы и оборудования должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформируемую среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательную программу в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментах.
- Необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков.
- В качестве ориентира для подбора материала и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
- Подбор осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач ( игровая, продуктивная, познавательно исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная), а так же для активизации двигательной активности ребенка.
- Материалы и оборудования должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
- Материал для игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции и должен включать предметы оперирования и маркеры ( знаки) игрового пространства.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, активного и творческого ребенка, она должна способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
При организации развивающей среды в своей группе я придерживаюсь таких принципов как:
- принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики и оборудования;
- принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями;
- принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно-развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения дошкольника, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
-принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющий, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Кроме того, создавая развивающую среду группы, я стараюсь, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала, прежде всего, стремление к самостоятельной деятельности. Для того, чтобы каждый ребенок мог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены сектора организаций определенного вида деятельности. Каждый сектор группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования. Некоторые из секторов имеют своего радушного хозяина, способного многому научить детей.
Сектор речевого развития. Был создан с целью всестороннего развития речи моих воспитанников в развивающей среде группы. Сектор включает в себя зеркало, место для занятий у зеркала, игры и пособия направленные на развитие всех компонентов речевой системы, игры для развития физиологического и речевого дыхания, такие как «Дуй ветерок», «Ветряная мельница». Здесь же, доступно для детей, разместила дыхательные тренажеры «Задуй свечу», «Волшебные бутылочки», пособия для развития мелкой моторики, картотека с упражнениями на развитие мелкой моторики, игра «Золушка», «Шнуровка», «Трафареты», картинки к артикуляционным упражнениям, игры на развитие высших физических функций: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по следу», игры на развитие фонематического слуха. Все игры постоянно обновляются.
Свободной игровой деятельностью дети занимаются в центре: Делают гимнастику для языка, играют в игры на развитие воздушной среды, берут трафареты, шнуровки, мозаики, пазлы.
Сектор художественного слова (книжный уголок). Здесь представлены любимые сказки и рассказы по лексическим темам, а так же иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми систематически организуем выставки произведений того или иного автора. Наряду с художественной литературой в книжном секторе представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, ребусы в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, иллюстрацию, картинку по своему желанию. Работа в этом секторе способствует развитию всех сторон речевой системы, можно работать над интонационной выразительностью речи, отрабатывается диалогическая форма речи и монологическая речь.
Музыкально-театральный сектор. Представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных н ознакомление с различными музыкальными жанрами. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического. Так же здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов, дети с удовольствием с ними играют. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
Строительный сектор. Содержит разнообразные строительные материалы, которые находятся в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки, дети с большим удовольствием строят, в этом секторе я расположила наборы мелких игрушек для обыгрывания построек. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значение предлогов и употреблять их в речи.
Исследовательский сектор. В данном секторе размещен разнообразный материал для экспериментирования: дидактические игры, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.
Сектор сенсорного развития. В этом секторе я разместила звучащие игрушки, игрушки-заместители, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.
Сектор искусств. Ему отведено самое светлое место. Здесь мои воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.
Сектор безопасности дорожного движения. По моим наблюдениям, этот сектор интересен больше мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки- транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит коврик с разметкой улиц и дорог.
Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, моим воспитанникам помогает Сектор «Кубановедения» - незаменимый проводник в мир истории и культуры Кубани с представленным разнообразным дидактическим материалом. Расположенные в этом секторе дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают речевой запас.
Физкультурно-оздоровительный сектор.Сектор пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Это очень важно при работе с детьми с задержкой речевого развития.
Сектор занимательной математики. Удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется магнитная доска. Занимаясь математикой, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью.
Для игры по интересам и половым различиям в моей группе созданы сектора для мальчиков и девочек. Дошкольники с удовольствием здесь играют, учатся правильно выстраивать фразы, такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
Имеется оборудование для организации труда в природном уголке, на огороде, хозяйственно-бытового труда, организации дежурства по столовой.
Для развития экологической культуры детей на территории детского сада создана экологическая тропа, где находятся разнообразные природные объекты для наблюдения. На игровой площадке имеется: "Уголок сказок", «Солнечные часы», физкультурное оборудование для самостоятельных игр детей, теневая веранда, которая так же разделена на сектора, в которых мои воспитанники могут найти себе занятия по интересам.
Такой творческий подход к организации предметно-развивающей среды в группе и на площадке, позволил мне сделать образовательное пространство неповторимым и уникальным. Это оказало положительное влияние на развитие воспитанников в целом, стало залогом успешной готовности ребёнка к жизни, дальнейшему обучению в школе.
Таким образом, организованная мною предметно-развивающая среда соответствует возрастным и психологическим особенностям старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Развивающая среда в моей группе построена таким образом, чтобы максимально способствовать развитию речи детей. Развивающее пространство мною построено так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование непосредственно-образовательной, совместной и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровье сбережению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Городском Методическом Объединении "Маркеры игрового пространства в предметно- развивающей среде ДОУ"
Предметно –развивающая среда в условиях внедрения ФГОС УЧЁТ ОСНОВНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ИГРА):- СЮЖЕТООБРАЗУЕМОСТЬРАЗНООБРАЗИЕ ИГР Требования к созда...
Статья «Организация работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды, направленной на реализацию национально - регионального компонента». Презентация к статье.
В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. И поэтому я считаю, что в силах педагога восстанавливать и...
Педагогическая ценность макета- игрового поля в организации предметно– игровой среды ДОУ.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ...
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей дошкольного возвраста
https://youtu.be/F0FSzPlJ5zI...
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей дошкольного возвраста
https://youtu.be/F0FSzPlJ5zI...
НОД педагога с детьми старшей логопедической группы по организации коррекционной работы с использованием предметно-развивающей среды "Звери наших лесов"
Воспитатель дошкольного учреждения для детей с нарушением речи, помимо общеобразовательных задач решает целый ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорой, волевой, интелл...
- Мне нравится (3)