МАСТЕР-КЛАСС "Игры с палочками Кюизенера"
материал

Низамова Ирина Александровна

Цель мероприятия.

  1. Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».

План проведения мастер-класса:

  1. Знакомство с цветными счетными палочками.
    • Немного истории,
    • Цель использования цветных счетных палочек
  2. Практические игры и упражнения с палочками
    • Младший возраст:
      • Много – мало,
      • Сравнение по длине – развесим полотенца,
      • Сравнение по высоте – построим заборчик,
      • Геометрические фигуры,
      • Развиваем логику.
    • Средний  и старший возраст:
      • Количественный и порядковый счет – строим паровозик,
      • Конструирование – строим дачный домик,
      • Социализация – строим дерево, собачку,
      • Коммуникация – дачный поселок.
      • Математическая лесенка
      • Состав числа – коврик.
  3. Заключение.
    • Пособия для работы с палочками Кюизенера.

Оборудование: палочки Кюизенера, картон зеленого цвета, подносы – по количеству присутствующих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

"Игры с палочками Кюизенера"

Цель мероприятия.

  1. Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».

План проведения мастер-класса:

  1. Знакомство с цветными счетными палочками.
  • Немного истории,
  • Цель использования цветных счетных палочек
  1. Практические игры и упражнения с палочками
  • Младший возраст:
  • Много – мало,
  • Сравнение по длине – развесим полотенца,
  • Сравнение по высоте – построим заборчик,
  • Геометрические фигуры,
  • Развиваем логику.
  • Средний  и старший возраст:
  • Количественный и порядковый счет – строим паровозик,
  • Конструирование – строим дачный домик,
  • Социализация – строим дерево, собачку,
  • Коммуникация – дачный поселок.
  • Математическая лесенка
  • Состав числа – коврик.
  1. Заключение.
  • Пособия для работы с палочками Кюизенера.

Оборудование: палочки Кюизенера, картон зеленого цвета, подносы – по количеству присутствующих.

Описаниемастер-класса

Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе  палочки используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. 

Набором палочек  обеспечивается каждыйребенок.

Эта уникальная методика по изучению чиселпроста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые  – три, желтые – пять. Существуют и условные классы:

Палочки 2,4,8(розовая, красная, бордовая)– это красная семья, кратная 2.

Палочки 3,6,9(голубая, фиолетовая, синяя)- синяя семья, кратная 3.

Палочки  5,10 (Желтая и оранжевая)  - желтая семья, кратная 5.

7- черного цвета.

1- белого цвета и кратна любому числу.

Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер), и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.

Важно:

  • Сначала проводится работа на наглядном материале,
  • Работаем только за столом,
  • Всегда ставим цель: зачем это выполняем (найти сходство, различие, посчитать и др.),
  • Не даем образец!

Сначала знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

Программные задачи:

  • Радел: КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
  • Классификация предметов по разным признакам (по цвету и величине),
  • Установление равенства и неравенства между группами предметов (путем наложения и приложения),
  • Знакомство детей с числом. Состав числа из двух меньших и из единиц,
  • Различать количественный и порядковый счет,
  • Деление целого на части.

  • Раздел: ВЕЛИЧИНА
  • Сравнение предметов по длине и высоте,
  • Измерение с помощью условной меры.

  • Раздел: ФОРМА
  • Младшая группа – только
  • Средняя -  и
  • Старшая - , ,            и        

  • Раздел: ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
  • За, между, перед

  • Раздел: ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
  • Что сначала, что потом

Примеры игр с палочками Кюизенера.

Младший возраст (не работаем с маленькими палочками, начинаем с голубой)

  1. На подносе лежат палочки: желтые, красные, голубые:
  1. Какие палочки лежат у вас на подносе?
  2. Сколько палочек? (много)
  3. Возьми с закрытыми глазами любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
  4. Отложите все желтые палочки. Какие палочки остались на подносе? Каких больше (меньше) красных или голубых? (Способом наложения или приложения.)
  5. Покажите не голубую и не красную палочку.
  6. Назовите цвет самой короткой и самой длинной палочки.
  7. Положи столько же палочек, сколько и у меня.
  8. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
  9. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.

  1. Сделайте из оранжевых палочек горизонтальную веревочку. Повесьте на веревочку желтые и голубые полотенца, чередуя их, слева направо.
  1. Покажите желтое (голубое) полотенце. Какого цвета полотенце показали? Сколько полотенец показали? (1)
  2. Какое полотенце короче? Какое длиннее?
  3. Подул сильный ветер, и все  голубые (желтые) полотенца слетели. Какие полотенца слетели? Сколько? (много).

  1. Постройте вертикальный заборчик из красных и желтых палочек.
  1. Покажите высоту красного (желтого) заборчика.
  2. Сколько желтых (красных)? (много)

  1. Положите 3 красные палочки.
  1. Сколько палочек?
  2. Сделайте из них треугольник. Какую фигуру сделали?
  3. Что может быть такой формы?
  4. Положите 3 желтых палочки. Сделайте желтый треугольник.
  5. С какой стороны желтый треугольник? Где находится желтый треугольник?
  6. Какой треугольник больше (меньше)?
  7. Положите желтый треугольник под красным. Что у вас получилось?
  1. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

  1. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Ребенку надо вернуть все на место.

        

  1. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

        

  1. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?

Средний и старший возраст

  1. Вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

А поедем мы на дачу. Что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу... Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы».

  1. Сколько всего вагонов у поезда? Какой вагон находится между оранжевым и коричневым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового?
  2. Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево. Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какого цвета девятый вагон?
  3. В вагоне какого цвета ты поедешь? Какой он по порядку?
  1. Мы приехали на дачу и увидели домик. Сделайте его. ВНИМАНИЕ: домик выкладываем на картоне зеленого цвета!
  1. Какого цвета твой домик?
  2. Какой формы у тебя крыша?
  3. Сколько палочек ты использовал, чтобы сделать домик?
  1. На участке мы увидели дерево. Сделайте его.
  1. Где находится дерево? (слева, справа)
  2. Какое у тебя дерево? (яблоня, груша, …)
  3. Если дерево с плодами, то сколько плодов висит на твоем дереве?
  1. Там была собачка. Сделайте ее.
  1. Какой породы твоя собачка? Как ее зовут?
  2. Что собачка делает?
  1. Какое время года у тебя на даче? Какой месяц?
  2. Соединим все участки. У нас получился дачный поселок.
  1. Придумайте ему название.
  2. Сколько домов в вашем дачном поселке?

В ходе выполнения этого задания нами были решены вопросы

  • Социализации,
  • Коммуникации,
  • Конструирования,
  • Художественного творчества,
  • Математические задачи.

        

  1. Математическая лесенка.Проходим пальчиками по всем ступенькам, пересчитывая их!
  1. Счет прямой и обратный,
  2. Пространственные отношения (за, перед, между),
  3. Длина (назови все палочки, короче фиолетовой),
  4. Порядковый счет,
  5. Лесенка сломалась. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.

  1. Состав числа – коврик.
  1. Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных.
  2. Показать картинку из пособия Новиковой. Посмотрите, какой домик. Кто в нем живет? Это Мышка-Малышка. Она очень хочет, чтобы в ее домике было уютно, и поэтому просит вас смастерить ей коврик. У Мышки-Малышки есть вот такая жёлтая палочка. Какое число она обозначает? Сколько белых палочек поместиться на жёлтой? (5) Верно, 5. В числе 5 – 5 единиц. Продолжите выкладывать коврик, чтобы в каждом ряду было по 2 разноцветные палочки. Закрепляем состав числа 5.

  1. Игра «Угадай, какую палочку я загадала». Играющие задают вопросы, на которые ведущий может отвечать только «ДА» или «НЕТ».

  1. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

Пособия для работы с палочками Кюизенера: педагогам показать различные дидактические пособия.

МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

Мастер-класс

«Игры с палочками Кюизенера»

в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских методик интеллектуально-творческого развития: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, интеллектуальные игры Никитина, развивающие игры В.В.Воскобовича»

Подготовил и провёл воспитатель

Низамова Ирина Александровна

с. Северное, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС для родителей "Игры с палочками Кюизенера"

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»...

Мастер-класс "Развивающие игры с палочками Кюизенера"

Мастер-класс для родителей по знакомству с палочками Кюизенера....

Мастер - класс для родителей "Игры с палочками Кюизенера"

Данный материал познакомит родителей с приёмами работы с дидактическим материлом "Цветные счётные палочки Кюизенера"...

Мастер-класс "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера"

Работа с дидактическими палочками имеет много плюсов: развивает мелкую моторику, стимулирует творческое начало. знакомит с математическими понятиями....

Мастер – класс для родителей «Использование палочек Кюизенера в математическом развитии детей дошкольного возраста».

Данный материал использовала на родительском собрании, где родители сами могли поиграть и почувствовать себя детьми....

Мастер-класс на родительском собрании: «Палочки Кюизенера и их использование в интеллектуальном развитии дошкольников».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. И тема нашего родительского собрания выбрана не случайно,...