"Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у дошкольников" - на конкурс "Педагог года - 2021"
материал

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Поэтому ещё в детском саду формируем элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_seminare.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОО ЕЛЬНИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»                

   ОСП «ЕЛЬНИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1

 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Тужилкина Нина Михайловна

участница муниципального конкурса профессионального мастерства

«Педагог года — 2021»

в номинации

«Воспитатель года»

Выступление на методическом семинаре

«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Тема моего доклада: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы математического мышления. Поэтому математическое развитие является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Приобщение воспитанников к математике в игровой и занимательной форме поможет в дальнейшем быстрее и легче овладеть школьной программой.

Для того чтобы были реализованы задачи формирования математических представлений и математического развития детей, необходимо организовать образовательный процесс в детском саду таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр.

Именно дидактические игры являются  могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности и мыслительной деятельности детей.  Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

•        Активизировать умственную деятельность

•        Заинтересовывать дидактическими играми

•        Увлекать и развивать детей

•        Закреплять полученные знания и умения

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление.

1.К первой группе относится игры с цифрами и числами.  Сначала я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Затем я использую дидактические игры, как например: "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10. Дидактические игры, такие как «Живые цифры», «Составь числа», «Рассели в домики соседей», «Собери картину»,  развивают у детей внимание, память, мышление.

2. Ко второй группе относятся игры – путешествие во времени. Они служат для знакомства детей с частями суток, с днями недели, с временами года, названиями  месяцев, их последовательностью.  Здесь детям очень нравиться игра «Живая неделя», где они с удовольствием называют дни недели. Нравятся игры с циферблатом, где сами показывают время.

3.  В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. При помощи этих дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Дети с удовольствием играют в игру "Эта занимательная клетка", где они не только учатся ориентироваться на листе бумаги, но их увлекает результат.

4. К четвертой группе дидактических игр относятся игры с геометрическими фигурами.

В свободной деятельности использую игры, как например: «Составляем из геометрических фигур», «Картинки из счетных палочек», «Танграм» и т. д.

5. К пятой группе относятся игры на логическое мышление. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, тем самым развивая логическое мышление.

Реформирование системы дошкольного образования, в связи с введением ФГОС заставляет воспитателей искать новые подходы, идей в своей педагогической деятельности. Внедрение стандарта включило педагогов в активный поиск. Вот и я в своей педагогической деятельности начала изучать и использовать методическое пособие – лепбук. Он отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде.

Лэпбук - книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных кармашек, из которых ребенок может доставать любую игру и играть. В этой папке собирается материал по определенной теме. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.

Я хочу представить вашему вниманию свой лэпбук «Дидактические игры», который помогает детям формировать логико-математические представления, повысить интерес к математике.

Работа с лэпбуком позволяет разнообразить совместную деятельность и повысить познавательный интерес у детей. Его можно использовать в рамках мониторинга, в индивидуальной коррекционной работе. Все игры собранные в папке соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста, а также они многофункциональны, т. к. их можно видоизменять

по своему усмотрению и поставленной цели.

Мой опыт работы показывает, что знания, которые получают дети при помощи дидактических игр, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Примерные дидактические игры по формированию  элементарных математических представлений у дошкольников....

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Дидактическая игра, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом....

Сообщение «Место и значение дидактической игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Выступление на проводимом методическом объединении, предворяло мастер- класс по дидактическим самодельным играм по ФЭМП из бросового материала- картона....

Педагогическая технология «Дидактические игры в формировании элементарных математических представление детей дошкольников»

Маленький ребенок – это неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зав...