« Использование опорных схем в работе с детьми. Развитие речи.»
консультация

Сасовская Любовь Юрьевна

Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления и усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми. Это одна из главных задач детского сада. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.Опорные схемы – попытка задействовать для решения познавательных задач двигательную и зрительную память, ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов. Опорные схемы – попытка задействовать для решения познавательных задач двигательную и зрительную память, ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_shemy._razvitie_rechi.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

« Использование опорных схем в работе с детьми. Развитие речи.»

ЦЕЛЬ: Повысить компетентность в вопросах теории и практики речевого развития дошкольника.

ЗАДАЧИ:

- Закрепить теоретические знания по обучению связной речи дошкольников

- Углубить и расширить знания по применению опорных схем в работе с дошкольниками.

      Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесное взаимодействие речевого и умственного развития детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так же и совершенствует речь. Учась мыслить» (Сохин Ф.А.). Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления и усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми. Это одна из главных задач детского сада. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

     Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение – средство познания, средство проверки своих знаний, представлений, оценок.

      Обучение связной речи – умение четко, последовательно излагать свои мысли.

     Фактор, облегчающие развитие становления связной речи:

  • наглядность
  • создание плана высказывания

Возможность последовательного размещения в предварительной программ, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим, отмечал Л.С.Выгодский.

      Опорные схемы – попытка задействовать для решения познавательных задач двигательную и зрительную память, ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов.

      В чем цель опорных схем?   Педагоги отвечают.

       Где их можно использовать? Педагоги отвечают.

      В чем особенности использования опорных схем в детском саду и школе?

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ОПОРНЫМИ СХЕМАМИ

  1. Введение элементов символов ( формы. Величины, действий)
  2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видах деятельности. ( для выработки у ребенка привыкания, понимания, что символ универсален)
  3. Введение отрицаний.
  4. Сочетание символов, чтение цепочки из них.
  5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. ( задача этого этапа – активный поиск изображения, умение аргументировать свой выбор)
  6. Творческое создание детьми опорных схем.

ТРУДНОСТИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ О.С.

-- На 1-4 этапах дети не могут абстрагироваться от символа. Условного изображения; начинают рассказывать об элементах схемы, а не о предмете познания, обсуждения.

-- На 5 и 6 этапах – небольшой изобразительный опыт; незнание букв. Цифр, знаков.

     Для преодоления робости и неуверенности используются: зарисовки загадок, коллективный поиск, обсуждение изображений радости и горя, ветра, света и т.д.

Практические задания:

- Составьте зарисовки на загадки:

« Без окон, без дверей полна горница людей»

«Без рук, без топоренка построена избенка»

« И на горке, и под горкой, под березой и под елкой

хороводами и в ряд .В шапках молодцы стоят»

- Придумайте по 1 схеме к пословице или поговорке. Остальные должны отгадать.

- Составьте опорную схему ( по своей возрастной группе) к рассказу по сюжетной картинке, сказке, рассказу.

Итог занятия:

Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для спонтанного рассказывания детей. ( рассказы педагогам и товарищам о событиях дома. При встрече выздоровевшего ребенка и т.д.) Педагог должен не только использовать эти случаи. Но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать. Работа с опорными , символами – это небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения  педагога с ребенком. Главным остается живое общение, мимика, жесты, эмоции. Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в детском саду – вот основа для формирования такого сложного умения как рассказывание. Нужно добиваться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел им в том объеме, который намечается программой воспитания в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

« Использование опорных схем в работе с детьми»

Основной задачей педагога является обучение детей способам обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи....

Использование опорных схем в работе с детьми

Повышение профессиональной компетенции педагогов по обучению способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи...

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...

Построение предложений с использованием карточек-схем при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

В данной статье рассказывается о работе над предложением, представлены этапы работы над предложением, прослеживается последовательность введения карточек-схем на занятиях учителя-логопеда при работе с...

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...