План работы кружка по экологии «Эковичок» для детей средней группы (4-5 лет)
материал (средняя группа)

Михайлова Ольга Владимировна

кружок по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В связи с этим возникла идея проведения кружка по экологии в нашей группе, где дети могут дополнительно узнать об окружающей нас природе, увидеть ее красоту, а также научиться заботиться о животном и растительном мире.

Кружок способствует воспитанию любви к природе, чуткому отношению ко всему живому; развивает познавательную активность, наблюдательность, творческие возможности.

Цель кружка: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи кружка:

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

- развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы; развитие интереса к экспериментированию

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому.

Виды деятельности:

  • Индивидуальная работа
  • Групповая работа
  • Коллективная работа
  • Опытно-экспериментальная работа
  • Проектно-исследовательская работа
  • Акции
  • Конкурсы

Организация деятельности и режим:

Кружок проводится с сентября по май, во второй половине дня в 15:30, в пятницу 1 раз в неделю по 20 минут. В кружке задействованы все дети группы 21 человек. Группу разделили на две подгруппы в количестве 10 и 11 человек. (см.прил.1)

Методы, используемые в работе кружка:

Наглядные: рассматривание картин, предметных картинок, наблюдения за объектами природы.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя.

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, хороводные игры.

Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка), экспериментирование, сбор природного материала.

Планируемые результаты освоения программы

Дети умеют:

  • называть 3-4 дерева разных пород, кустарники, различать хвойные и лиственные деревья, 3-4 травянистых растения, 5-6 видов овощей и фруктов, 2-3 птицы, 3-5 насекомых, 8-10 диких и домашних животных и птиц;
  • определять состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);
  • называть 2 вида комнатных растений; ухаживать за комнатными растениями в уголке природы, знают правила посадки цветов на рассаду и лука;
  • называть свойства воды и воздуха, провести элементарные опыты с водой и воздухом самостоятельно;
  • называть значение человека для природы и природы для человека;
  • назвать правила поведения в природе.


В качестве итога проводится познавательное занятие в форме КВНа.

Перспективный план работы кружка на год.

Месяц

Неделя

Содержание

Задачи

Сентябрь

1 неделя

Вводное занятие

Беседа с детьми.

2 неделя

Вводное занятие

Подвижные игры на прогулке.

3 неделя

«Осенние приметы»

Уточнить первые представления об осени как времени года.

4 неделя

«Осень на участке детского сада»

Сформировать у детей представление об осени как времени года, учить любоваться красотой осенней природы.

Октябрь

1 неделя

«Листопад»

Учить определять приметы осени, уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, развивать умение ориентироваться в пространстве.

2 неделя

«Осеннее дерево»

Включать в активный словарь названия деревьев и листьев (дуб, дубовый, клён, кленовый, берёза, берёзовый); упражнять в умении передавать характерные особенности дерева: ствол, расходящиеся от него ветви длинные и короткие.

3 неделя

«Польза овощей и фруктов»

Уточнить знания детей о пользе фруктов и овощей, названиях, форме, вкусе, запахе твердости (мягкости); развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

4 неделя

«Хлеб – всему голова»

Познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Ноябрь

1 неделя

«Как дикие животные  к зиме готовятся»

Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе.

2 неделя

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Расширять знания детей о птице - синице (питание, повадки, чем полезны); развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

3 неделя

«Покормим птиц зимой»

Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц; расширять знания детей о птицах нашей деревни.

4 неделя

«Кто в лесу главный»

Расширять представления детей о лесе: что в лесу живут разные животные (волк, заяц, лиса, медведь, белка, ежик), как животные к зиме готовятся, учить различать этих животных по особенностям внешнего вида; активизировать мыслительную деятельность через отгадывание загадок.

Декабрь

1 неделя

«Зимушка-зима»

Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.

2 неделя

«Снегопад. Снег и его свойство»

Уточнить и расширить знания детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; учить грамотно, формулировать свой ответ.

3 неделя

«Ёлочка. Защитите ель и сосну»

Формировать знания о том, что дерево - живой организм. Уточнить представление детей о хвойных деревьях; закрепить умение детей рисовать методом тычка; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

4 неделя

Экспериментирование со снегом и льдом»

Расширять представления детей о свойствах водыснега и льда; учить устанавливать причинно - следственные связи.

Январь

1 неделя

«Снеговичок»

Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

2 неделя

«Зимние узоры»

 Проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года; развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира; воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру.

3 неделя

«Человек – часть природы»

Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым

4 неделя

«Воздух»

Формировать представления о свойствах воздуха: воздух прозрачный и невидимый, воздух есть внутри каждого человека, воздух можно поймать и запереть, воздух легкийвоздух есть вездевоздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер.

Февраль

1 неделя

«Экзотические животные»

Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить представления детей о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру.

2 неделя

«Посадка лука»

Учить детей подготавливать инструмент, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить.

3 неделя

«Растения лечат. Лекарственные растения»

Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.

4 неделя

«Знакомимся с комнатными растениями»

Расширить представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Март

1 неделя

«Спешит весна»

Развивать наблюдательность, любознательность в трудовой работе; воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.

2 неделя

«Посадка цветов. Огород на окошке»

Расширять знания детей о весенних цветах (луке, их значении в жизнедеятельности; формировать умение правильно садить цветы на рассаду, дать знание об основных потребностях растений, условиях, которые необходимы для их роста (почва, влага, тепло, свет).

3 неделя

«День воды. Вода помощница»

Дать детям простейшие представления о круговороте воды в природе через сказку; рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу; уточнить представления о трех состояниях воды – пар, лед, снег; воспитывать доброе, заботливое отношение к природе, развивать наблюдательность, интерес к неживой природе.

4 неделя

«Экспериментирование с водой»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного; через опыты – эксперименты закрепить понятия о том, что вода не имеет формы, запаха.

Апрель

1 неделя

«День птиц – 1 апреля». Перелетные птицы»

Познакомить детей с праздником днём птиц, многообразием пернатых; обобщить знания о перелётных птицах; прививать любовь и бережное отношение к родной природе; научить выделять признаки сходства и различия у птиц.

2 неделя

«Русская березка»

Расширить и уточнить представления детей о русской березе; продолжать формировать интерес детей к родной природе.

3 неделя

«День Земли – 22 апреля»

Закреплять знания детей о планете – как общем доме для растений, животных и человека; воспитывать любовь и бережное отношение к Земле и жителям Земли.

4 неделя

«Солнце – источник тепла и света»

Дать детям первоначальное знание о солнце; показать значение солнечного света и его свойство - способность отражаться от предметов; использование этого свойства человеком.

Май

1 неделя

«Байкал»

Формировать представления детей о богатейшем и самом большом пресноводном озере – Байкал.

2 неделя

«Огонь – друг, огонь – враг!»

Познакомить детей с машинами специального назначения – пожарная машина; сформировать правильное отношение к огню; рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь – друг, огонь – враг; расширить знания детей о правилах обращения с огнем.

3 неделя

«Мир насекомых»

Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы.

4 неделя

КВН «Мы – друзья природы»

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях; активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц; развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать; развивать внимание, память, мышление.

Используемая литература:

1.Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2.Вакуленко Ю.А. воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.

3.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с.

4.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.

5.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.


Приложение 1

1 подгруппа:

  1. Абдуллина Камилла
  2. Алексеев Максим
  3. Белова Есения
  4. Гаврилова Екатерина
  5. Герасимова Ангелина
  6. Евсеев Максим
  7. Дмитриев Дмитрий
  8. Иванова София
  9. Корсубайкин Никита
  10. Краснова Варвара

2 подгруппа:

  1. Ларионов Михаил
  2. Леванова Ника
  3. Михайлова Мария
  4. Осипов Тимур
  5. Прибыткин Кирилл
  6. Романова Арина
  7. Семёнов Артём
  8. Степанова София
  9. Сычёв Артём
  10. Федотов Даниил
  11. Якимов Антон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Умелые ручки" для 2 младшей-средней группы

Детям очень нравится создавать своими руками интересные поделки, аппликации.  Благодаря этому у них создаётся радостное настроение, появляются навыки работы с различными материалами, развивается ...

План работы кружка по театрализованной деятельности для детей средней.

План работы кружка  по театрализованной деятельности для детей средней....

План работы кружка по театрализованной деятельности для детей средней.

План работы кружка  по театрализованной деятельности для детей средней....

Программа кружка по экологии «Эковичок» для детей средней группы (4-5 лет)

Кружок способствует воспитанию любви к природе, чуткому отношению ко всему живому; развивает познавательную активность, наблюдательность, творческие возможности.Кружок способствует воспитанию любви к ...

Перспективный план работы кружка по ЗОЖ «Азбука здоровья» в средней группе

В своей группе я организовала кружок «Азбука здоровья», его я провожу один раз в неделю в вечерний отрезок времени, разработала программу своего кружка, соответственно возрасту своих детей...

План работы кружка « Мука-солька» (тестопластика) для детей младшей группы

Пояснительная записка.Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для рели...