Консультация для родителей.
материал

Тимофеева Евгения Юрьевна

Ребенок исследователь в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_rebenok_issledovatel_v_d_s.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ребенок исследователь в детском саду»

Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние дошкольника. Он настроен на познание окружающего мира: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами, разбирает игрушки, изучая их устройство. При включении экспериментирования в игровую деятельность игра становится более насыщенной в познавательном и развивающем смысле. У ребёнка, почувствовавшего себя исследователем, пробуждаются инициатива, желание достигнуть успеха.

Экспериментирование становится ведущим видом деятельности в том случае, если возникает по инициативе самого ребёнка.

Педагог может содействовать появлению такой инициативы: создать исследовательскую ситуацию, которая вызовет у ребёнка желание продолжить и закончить экспериментТак в ходе игры с детьми старшей группы «Кругосветное путешествие на корабле» возникла ситуация «Человек за бортом!»

После спасения тонувшего кок, как положено, напоил его горячим чаем, и во время беседы с детьми я невзначай обронила: «Интересно, что в воде плавает, а что тонет?»

Дети предложили налить в таз воду и   поместить туда предметы из разных материалов. Стали выдвигать гипотезы. Многие сразу сказали, что утонут металлические предметы и камни, а пластмассовые и деревянные будут плавать. Потом проверяли свои гипотезы, многие из которых оказались верными. Интерес вызвал эксперимент с пластмассовой тарелкой: она плавает, если её положить на поверхность воды, и тонет, если опустить в воду ребром.

Затем решили объединить плавающий предмет с не плавающим и проверить, как они будут вести себя в воде. Выяснили: если положить небольшой камень в центр тарелки и опустить её на воду, то эти предметы не утонут. Если же сместить этот камень на край тарелки, то она перевернётся и может остаться на плаву (или утонет, если встанет на ребро), камень в любом случае пойдёт ко дну. Если же положить в тарелку большой по размеру камень, то утонут оба предмета.

Далее в игре возникла новая ситуация - поднялся сильный шторм, и произошло кораблекрушение. По команде «Прыгаем за борт!» Дети должны были взять предметы, которые помогли бы им держаться на воде и добраться до острова. С этим они прекрасно справились. Когда все доплыли до острова, то обнаружили, что он обитаем. Встал вопрос, как выбираться отсюда. Посыпались предложения: построить плот, лодку ,подводную лодку, вертолёт и т.п. Взвесив свои возможности, решили остановиться на изготовлении плота. Игра продолжилась.

Каково же было моё удивление, когда на следующий день я увидела, что дети строят второй плот. Они объяснили: на одном плоту им тесно (впоследствии стало тесно и на двух). Тогда я решила усложнить задачу и предложила сделать плоты одинаковой длины, но из разных материалов (предметов), находившихся в группе. Дети выбирали мерку и решили, что длина каждого плота будет соответствовать трём меркам. После этого разделившись на две команды, начали подбирать материалы (предметы), измеряли их и конструировали плоты.

В этой игровой ситуации чётко прослеживается связь экспериментирования с элементарными математическими представлениями.

При ознакомлении с детей с художественной литературой я поняла, что даже при самом эмоциональном, выразительном чтении детям необходимы определённые исследования для понимания текста произведения.

Вновь приходит на помощь создание проблемной ситуации. Например, в русской народной сказке «Лиса и журавль» животные не смогли насытиться: лиса не могла достать окрошку из кувшина, а журавль – кашу из тарелки. Дети выдвинули гипотезу: у лисы короткая шея, она не может дотянуться до дна кувшина. У журавля длинный, нос ему неудобно стучать по тарелке и трудно собирать клювом кашу. Используя кукол и предметы посуды, дети провели свою гипотезу и подтвердили её.

При чтении сказки «Два медвежонка» возник вопрос: как поделить поровну сыр?

Дети сделали вывод о необходимости уступать друг другу, но проблема- то осталась. Стали выдвигать разные гипотезы, которые привели нас к теме весов. Мы провели эксперимент, соорудив весы из подручных средств. В данном эксперименте была возможность проявить смекалку, фантазию, соорудив весы из подручных средств, или решить проблему.

В заключении хочется подчеркнуть, что при создании ситуаций, которые стимулируют интерес к исследованию, у детей появляется желание решить проблему, поставленную взрослым, выдвигать свои гипотезы и совместно с воспитателем находить способы решения проблемы путём экспериментирования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...