Опросник для изучения особенностей адаптации ребенка. Автор Л.М.Ковалёва.
тест

Наталья Владимировна Хотеенкова

Л.М.Ковалёвой был разработан опросник, который помогает ситематизировать представление о ребёнке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oprosnik_lm_kovalyovoy.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник для изучения особенностей адаптации первоклассников к школе.

Л. М. Ковалевой был разработан опросник, который помогает учителю систематизировать свое представление о ребенке, начинающем учиться в школе. Опросник состоит из 46 утверждений; сорок пять из них касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, один - участия родителей в воспитании. При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. Бланк разделен вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа - 2 балла. Максимально возможная сумма баллов - 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации: К= https://gigabaza.ru/images/33/65313/1a5bb80b.gif, где https://gigabaza.ru/images/33/65313/1d4c073a.gif - количество баллов, набранных ребенком.

Анализ полученных в ходе обследования результатов, последующее их обсуждение позволяют интерпретировать значения коэффициентов следующим образом:

- показатель до 14 является нормальным, не дает возможность говорить о каком-либо неблагополучии;

- показатель от 15 до 30 свидетельствует о средней степени дезадаптации;

- показатель свыше 30 % - серьезная степень дезадаптации;

- если коэффициент свыше 40 %, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.

В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определенным образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации.

1. РО - родительское отношение.

2. НГШ - неготовность к школе.

3. Л - леворукость.

4. НС - невротические симптомы.

5. И - инфантилизм.

6. ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.

7. ИНС - инертность нервной системы.

8. НП - недостаточная произвольность психических функций.

9. НМ - низкая мотивация учебной деятельности.

10. АС - астенический синдром.

11. НИД - нарушения интеллектуальной деятельности.

Изучение особенностей адаптации первоклассников в школе.

(методика Ковалевой Л. М.)

  1. Опросник для учителя.
  2. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
  3. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т. п.).
  4. Не знает много из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т. п.).
  5. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т. п.).
  6. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
  7. Пишет левой рукой.
  8. Бесцельно двигает руками.
  9. Часто моргает.
  10. Сосет палец или ручку.
  11. Иногда заикается.
  12. Грызет ногти.
  13. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
  14. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
  15. Очень любит играть, играет даже на уроках.
  16. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
  17. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5-летнего ребенка.
  18. Чрезмерно беспокоен на уроках.
  19. Быстро примиряется с неудачами.
  20. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
  21. Не может долго сосредоточится на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
  22. После интересной игры, физкультурной паузы, его невозможно настроить на серьеную работу.
  23. Долго переживает неудачи.
  24. При неожиданном вопросе учителя теряется. Если дать время на обдумывание может ответить хорошо.
  25. Очень долго выполняет любое задание.
  26. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
  27. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
  28. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).
  29. Требует постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения: «Пиши!».
  30. Допускает много ошибок при списывании.
  31. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т. п.
  32. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
  33. Никогда ничего не делает сверх положенного минимума, не стремится что – то узнать или рассказать.
  34. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
  35. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
  36. Не любит никаких усилий, если что не получается, бросает, ищет каких то оправданий: рука болит, устал и т. п.
  37. Не совсем здоровый вид (больной худенький)
  38. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
  39. Если что не получается, раздражается, плачет.
  40. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если торопить, может совсем отключиться, бросить работу.
  41. Часто жалуется на усталость, головную боль.
  42. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен не стандартно, требует сообразительности.
  43. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы, палочки и т. п.).
  44. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
  45. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
  46. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
  47. Такое впечатления, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки и понятия у него не сформированы.

Бланк ответов

Номера вопросов

Категории обследова-

ния

расшифровка

1 балл

2 балла

1

РО

РО- родительское отношение

2

3

4

НГШ

НГШ- неготовность к школе

5

6

Л

Л -леворукость

7

8

9

10

11

НС

НС - невротические симптомы

12

13

14

15

16

И

И - инфантилизм

17

18

19

20

21

ГС

ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность

22

23

24

25

26

ИНС

ИНС - инертность нервной системы

27

28

29

30

НП

НП - недостаточная произвольность

31

32

33

34

35

НМ

НМ - низкая мотивация учебной деятельности

36

37

38

39

40

АС

АС - астенический синдром

41

42

43

44

45

46

НИД

НИД - нарушения интеллектуальной деятельности

Уровень дезадаптации, либо адаптации вычисляется по формуле:

(n * 100) / 70=? %

Уровни адаптации:

- до 14% - нормальная адаптация;

- от 15 % до 30 % - средняя степень дезадаптации;

- от 30 % до 40% - серьезная степень дезадаптации:

- более 40 % - необходима консультация невролога