Рекомендации по развитию самосознания подростков с интеллектуальной недостаточностью, способствующие повышению их уровня социальной адаптации.
статья

Татарникова Эльвира Дмитриевна

Для проведения данной психокоррекционной работы специалистам, работающим с данной категорией подростков, важно знать особенности и проблемные стороны в процессах самопознания, самоотношения, саморегуляции у данных подростков. Поэтому предпосылкой психокоррекционной работы по развитию самосознания является всесторонняя его диагностика, включающая изучение его познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов.

В коррекционной работе с подростками с интеллектуальной недостаточностью, направленной на развитие самосознания, важно:

1) проводить коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование и расширение знаний, умений и навыков в сфере половой идентификации и полоролевого поведения;

2) подчеркивать их социальные роли, статусы, поддерживая их общественную активность. Однако вместе с этим, также важно оказывать помощь подросткам в осознании своих достоинств и недостатков, способствовать осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «Я»;

3) исходя из того, что данные подростки, чувствуя свою причастность к другим людям, становятся более активными и замотивированными в какой-либо деятельности, важным является привлечение их к полезной коллективной деятельности, приведение достойных примеров для подражания среди их сверстников и др.

4) исходя из того, что склонность к завышенной самооценке и самоуважению у данных подростков может являться псевдокомпенсаторным и защитным механизмом в ответ на возникающие трудности межличностного общения, данным подросткам необходима психокоррекционная работа, направленная на формирование адекватной, критичной, но в то же время, позитивной самооценки и самоуважения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию самосознания подростков с интеллектуальной недостаточностью, способствующие повышению их уровня социальной адаптации

Для проведения данной психокоррекционной работы специалистам, работающим с данной категорией подростков, важно знать особенности и проблемные стороны в процессах самопознания, самоотношения, саморегуляции у данных подростков. Поэтому предпосылкой психокоррекционной работы по развитию самосознания является всесторонняя его диагностика, включающая изучение его познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов.

В коррекционной работе с подростками с интеллектуальной недостаточностью, направленной на развитие самосознания, важно:

1) проводить коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование и расширение знаний, умений и навыков в сфере половой идентификации и полоролевого поведения;

2) подчеркивать их социальные роли, статусы, поддерживая их общественную активность. Однако вместе с этим, также важно оказывать помощь подросткам в осознании своих достоинств и недостатков, способствовать осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «Я»;

        3) исходя из того, что данные подростки, чувствуя свою причастность к другим людям, становятся более активными и замотивированными в какой-либо деятельности, важным является привлечение их к полезной коллективной деятельности, приведение достойных примеров для подражания среди их сверстников и др.

4) исходя из того, что склонность к завышенной самооценке и самоуважению у данных подростков может являться псевдокомпенсаторным и защитным механизмом в ответ на возникающие трудности межличностного общения, данным подросткам необходима психокоррекционная работа, направленная на формирование адекватной, критичной, но в то же время, позитивной самооценки и самоуважения.

Важно способствовать развитию у данных подростков самопринятия, адекватного отношения к себе, путем постоянного подбадривания данных подростков, подчеркивания их реальных положительных личностных качеств, умений и др. как специалистами, так и родителями.

5) для подростков характерна склонность к пассивному типу поведения в межличностном общении, в частности, в трудных ситуациях общения. Это способствует снижению мотивации к выполнению какой-либо деятельности, что негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, в целом. Поэтому данные подростки нуждаются в психологической помощи, направленной на развитие навыков общения, саморегуляции, развитие навыков правильного поведения в трудных ситуациях и др.

6) относительно более благополучными составляющими реабилитационного потенциала у подростков с интеллектуальной недостаточностью были выявлены эмоциональный, мотивационный и социальный (семейное окружение). Таким образом, для максимально полной социально-психологической реабилитации данных подростков в обществе участникам образовательного процесса важно опираться на данные положительные стороны их реабилитационного потенциала. В частности, при коррекционной работе специалистам важно опираться на уже сформированный уровень эмоционального реагирования и стремиться к повышению его адекватности и осознанности.

При развитии более высокой мотивации к какой-либо деятельности также важно опираться на те виды деятельности, которые понятны для подростков, а также пытаться максимально доходчиво объяснять, что от них требуется в той или иной ситуации и др. Исходя из того, что сфера семейных отношений наиболее сформирована в рамках компонентов реабилитационного потенциала, родители данных подростков должны также принимать активное участие в развитии процесса осознанного самосознания: способствовать развитию самопознания, адекватной самооценки, способов регуляции поведения и др.

Психокоррекционная работа может включать в себя проведение различных коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста, в частности, на познание самого себя, своих личностных особенностей, достоинств и недостатков собственной личности и др. При коррекционной работе, возможно применение различных арт-терапевтических техник, способствующих снятию внутреннего напряжения, повышению мотивации  деятельности и развитию собственной индивидуальности. Возможно также проведение отдельных небольших психологических тестов, индивидуальных бесед, которые способствовали бы большему познанию своей личности у данных подростков.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и упражнений для развития мышления воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната

Представленные игры были взяты у таких авторов как Баряева Л.Б. Зарин А. из учебно-методического пособия “Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития”, и у ...

Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...

«Особенности социального развития у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Работа по эмоциональному и социально-личностному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям:1. В повседневной жизни:- привлечение друг к другу...

Повышение уровня социальной адаптации у детей с нарушением зрение посредством творческого самовыражения через рисунок

Ориентация на развитие творческой личности является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Актуальной проблемой дошкольного образования является развитие творческого вообр...

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...

Программа комплексной подготовки подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к успешной социальной адаптации «ПУТЬ К УСПЕХУ»

Проблема адаптации к самостоятельной жизни подростков актуальна всегда, но ее приоритеты для общества и государства стали исключительно значимыми в последнее десятилетие. Проблема семьи с низким социа...