Доклад «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».
учебно-методический материал

Кузнецова Оксана Сергеевна

 

 

 

 

Цель: Расширить знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников. Учить переосмысливать и анализировать полученную информацию, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач.

 

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является знакомство детей с основами  экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников.

 

Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы с вами должны выбрать наиболее приемлемые и результативные. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка.

Сегодня мы с вами постараемся определить роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний и выделить основные направления работы со сказкой для экономического образования детей дошкольного возраста.

 

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка  несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Основные условия экономического воспитания на основе сказок:

  Использование сказки, не только как средство «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

  Организация комплексной работы со сказкой;

  Создание экономически-развивающей среды в дошкольном учреждении.

 

Что такое сказки?

 

Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет.

 На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему, пополнить знания.

 Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было интересно и понятно.

 

 

Что даёт сказка? Давайте определим функции сказки:

 

  1. Помогает реализовать эмоциональные потребности.
  2. Реализовать познавательные потребности.
  3. Расширяет круг представлений о мире.
  4. Расширяет круг представлений о человеческих отношениях.
  5. Пробуждает фантазию, творческую активность.
  6. Помогает пробуждать внутреннюю психологическую активность (умение мысленно действовать в воображаемой ситуации).
  7. Расширяет экологические знания.
  8. Знакомит с экономическими знаниями.
  9. Знакомит с традициями и бытом народностей.
  10. Коррекционную направленность.

 

Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.

 

В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы.

 В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами.

"Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.

 «Заработанный рубль» - деньги ценятся, когда заработаны своим трудом. 

«Три поросенка»- только хорошо потрудившись, можно обеспечить себе хорошие условия жизни .

В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие, жадность и щедрость.

 Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.

 Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: 

«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

 

Исходя из всего сказанного, давайте с вами выделим основные экономические сферы, с которыми мы знакомим детей:

 

  • Труд;
  • Производство;
  • Обмен;
  • Потребности;
  • Деньги.
  • Доход.
  • Ведение хозяйства

 

 

Игра Брейн-Ринг

 

Условия игры.

Ведущий задает вопрос и команда, обсудившая правильный вариант ответа подает сигнал. За правильный ответ команда получает 3 бала.

 В случае неправильного ответа одной командой, право ответа переходит ко второй команде, за правильный ответ она получает 2 балла. Итак, начинаем игру.

 

  1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
  2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
  3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
  4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
  5. В какой сказке здобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
  6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
  7. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
  8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
  9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).
  10. В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию и только волшебная вещь помогла достичь цели?

( Огниво).

(Ведущий определяет победителей)

 

Подведение итога педсовета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку».

Цель: Расширить знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников. Учить переосмысливать и анализировать полученную информацию, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является знакомство детей с основами  экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников.

Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы с вами должны выбрать наиболее приемлемые и результативные. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка.

Сегодня мы с вами постараемся определить роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний и выделить основные направления работы со сказкой для экономического образования детей дошкольного возраста.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка  несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Основные условия экономического воспитания на основе сказок:

  Использование сказки, не только как средство «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

  Организация комплексной работы со сказкой;

  Создание экономически-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Что такое сказки?

Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет.

 На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему, пополнить знания.

 Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было интересно и понятно.

Что даёт сказка? Давайте определим функции сказки:

  1. Помогает реализовать эмоциональные потребности.
  2. Реализовать познавательные потребности.
  3. Расширяет круг представлений о мире.
  4. Расширяет круг представлений о человеческих отношениях.
  5. Пробуждает фантазию, творческую активность.
  6. Помогает пробуждать внутреннюю психологическую активность (умение мысленно действовать в воображаемой ситуации).
  7. Расширяет экологические знания.
  8. Знакомит с экономическими знаниями.
  9. Знакомит с традициями и бытом народностей.
  10. Коррекционную направленность.

Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.

В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы.

 В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами.

"Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.

 «Заработанный рубль» - деньги ценятся, когда заработаны своим трудом. 

«Три поросенка»- только хорошо потрудившись, можно обеспечить себе хорошие условия жизни .

В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие, жадность и щедрость.

 Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.

 Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: 

«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

Исходя из всего сказанного, давайте с вами выделим основные экономические сферы, с которыми мы знакомим детей:

  • Труд;
  • Производство;
  • Обмен;
  • Потребности;
  • Деньги.
  • Доход.
  • Ведение хозяйства

Игра Брейн-Ринг

Условия игры.

Ведущий задает вопрос и команда, обсудившая правильный вариант ответа подает сигнал. За правильный ответ команда получает 3 бала.

 В случае неправильного ответа одной командой, право ответа переходит ко второй команде, за правильный ответ она получает 2 балла. Итак, начинаем игру.

  1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
  2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
  3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
  4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
  5. В какой сказке здобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
  6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
  7. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
  8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
  9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).
  10. В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию и только волшебная вещь помогла достичь цели?

( Огниво).

(Ведущий определяет победителей)

Подведение итога педсовета.