обобщение опыта работы воспитателя по экономическому воспитанию.
материал (подготовительная группа)

Данный материал будет полезен для воспитателй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchenie_opyta_po_ekonomicheskomu_vospitaniyu.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                   «Самое прекрасное зрелище на свете - видеть ребенка,

                                    уверенно идущего по жизненной дороге после того,

                                     как вы указали ему путь»

                                                                                                      Канфуций

В последнее время  происходит повышенный интерес к экономическому воспитанию дошкольников. Что это дань моде или закономерность?

Я  считаю, что эта тема актуальна на современном этапе развития экономических отношений в России.

Вся страна пришла в движение - заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.

Нашим детям предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них  иметь значимые качества личности  такие как: трудолюбие, бережливость, экономность, деловитость, чувство собственного достоинства и др.

С экономикой ребенок сталкивается постоянно: когда идет с мамой в магазин, где просит купить понравившуюся ему игрушку; когда с папой в сберкассе вносит плату за квартиру, газ и свет; когда бабушка с дедушкой дарят на день рождения деньги... В связи с этим старшему дошкольнику следует давать первоначальные знания об экономике, о таких экономических понятиях, как деньги, бюджет семьи, потребности и возможности, накопления, банк, зарплата, пенсия и т.д. Однако, цель - не только расширить экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Нужно помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самых благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

Бернард Шоу утверждал: «Экономика-это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»

Я считаю, что ребенка необходимо учить азам экономики  начиная с детского сада.Только в этом теперь я должна убедить родителей своих детей.

Поэтому свою работу я начала нетрадиционно -с родительского собрания:

«Нужны ли ребенку экономические знания?» В дополнение к собранию провела анкетирование, которое показало, что большая часть родителей считает экономический аспект в воспитании играет важную роль.(приложение №1 «работа с родителями»)

Было много вопросов, споров и аргументов. У родителей был главный вопрос: Нужно ли детей знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями в дошкольном возрасте? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?

Мне пришлось привести много аргументов и доводов. И убедить родителей в том, что ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Однако, встал вопрос о том, как же правильно преподнести ребенку эти знания. И  не вольно я вспомнила слова Жан-Жака Руссо: «Дайте детству созреть в детстве». Эти слова помогли понять, что работу в данном направлении нужно делать не путем прямого обучения, а с помощью игр, любимых мультфильмов, книг, экскурсий, театрализованных представлений. И, конечно, главная роль в этом процессе отводится взрослому. Ведь именно взрослый может помочь ребенку разобраться в сложном мире экономики. Я убедила родителей их вместе со мной вести эту работу.

Мне пришлось разработать перспективный план, который реализовывался через различные формы  организации в различных видах деятельности.

Сделать экономику понятной  и занимательной мне помогли различные игры

Игр экономического содержания огромное множество. Это хорошо знакомые всем: «Магазин», «Кафе», «Ярмарка», «Супермаркет», «Почта», «Банк» и многие другие. Эти игры помогли детям понять трудовые процессы взрослых и одновременно «обучили» экономике. В процессе игр дети воспроизвели реальные жизненные ситуации: производство и сбыт готовой продукции, реклама товара, операции купли-продажи и др. Кроме того в процессе игры дети запомнили некоторые экономические понятия: «стоимость», «товар», «сдача», «цена», «заработная плата» и т.д.

А дидактические игры «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» помогли нам уточнить и закрепить представления  о мире экономических явлений, терминах. Дети приобрели новые экономические знания, умения и навыки. А совершая большое количество действий, дети научились реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повысило прочность и осознанность усвоения материала.

(приложение № 2 «Картотека дидактических игр»)

Занятия помогли детям  расширить экономический кругозор, обобщить имеющиеся у них представления, познакомили с новыми престижными профессиями, позволили понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, научили разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду явились важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представили собой больше возможности для формирования основ экономического мышления.( приложение №3)

Огромный интерес в процессе экономического воспитания вызвали у детей сказки. Дети познали азы экономики, рассматривая хорошо знакомые сказки с экономической точки зрения. Так в сказке «Дюймовочка» мы с детьми попытались выяснить, какие потребности были у героев сказки, как они их удовлетворяли, какие для этого использовали средства. Рассмотрели с разных точек зрения взаимоотношения между героями сказки: почему крота устроила в качестве жены Дюймовочка, и почему Дюймовочке было у крота плохо. На примере сказки «Три поросенка» дети закрепили знания о ресурсах, а благодаря сказке «Приключения Буратино» дети попытались понять, откуда берутся деньги, что такое зарплата и как правильно и честно зарабатывать.А с каким интересом дети обыгрывали сказки и знакомились с экономическими понятиями «бартер», «обмен», «бизнес», «польза товара», «средства».(приложение №4 «Экономические сказки»)

Большой находкой стало для меня методическое пособие Л.В. Кнышевой «Как  Миша стал бизнесменом». Это не совсем обычная книжка. Из нее дети узнали о том, что такое бизнес, почему денег всегда бывает мало, и как их лучше тратить, а так же о многом-многом другом, не менее интересном и важном. Кроме того эта книжка совсем не показалась детям скучной, а главный герой в ней – очень смышленый медведь Миша, знакомый многим детям из журнала «Миша». Он стал неотъемлемым спутником наших приключений в мир экономики. Дети с удовольствием слушали истории из жизни Миши и помогали ему разобраться в трудных экономических ситуациях. А отвечая на вопросы из задачника мудрого Филина, ребята имели возможность еще лучше разобраться в сложном, но интересном мире экономических взаимоотношений.                                                                                                                                                                                                                        

      Огромное значение в вопросе экономического воспитания дошкольников имеет работа с семьей. Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом – ведь первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Благодаря беседам родителей с детьми дома, дети узнали азы семейной экономики:(о труде, профессиях родных и близких, о финансовых возможностях семьи). Только в семье дети смогли научиться планировать бюджет и вести семейное хозяйство, знакомится с деньгами и учится ими оперировать. Поэтому одно из важнейших направлений в моей работе по экономическому воспитанию дошкольников – это работа с семьей. В групповом уголке «Для вас, родители» была размещена информация на тему: «Экономическое воспитание», где приводились интересные факты, давались различные рекомендации, подготовлены ряд буклетов: «про деньги», «про рекламу», «траты»… Была представлена тематическая выставка: название

Мною были подготовлены  различные консультации, анкеты, буклеты. Провела родительское собрание: «Экономическое воспитание в старшем дошкольном возрасте» . Родители были активными участниками развлечений и экскурсий. (приложение №5 конспект развлечения «Ярмарка» ).

Одной из наиболее интересной формой работы с родителями была организация семейного клуба, где все вместе: взрослые и дети решали познавательные, практические и игровые задачи экономического содержания. Так, распределяя домашние обязанности, дети научились вести совместную хозяйственную деятельность, а так же упражнялись в бережливости и экономности. Обсуждая вместе с родителями семейный бюджет, ребята получали элементарные знания о доходах и расходах, о зарплате родителей, учились планировать, рационально относиться к деньгам, считаться с потребностями и желаниями других членов семьи и т.д.

Совместная работа взрослых и детей помогли  моим воспитанникам осознать свою значимость для семьи и общества. Дети стали более ответственными за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

В доступной и увлекательной форме дети усваивали экономические знания. В этом нам помогли беседы и встречи. Мы проводили встречи с приглашением сотрудников детского сада, родителей, где происходило знакомство с различными интересными профессиями.

Такие встречи помогли донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно,  кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям и семье.

Работа по формированию экономического сознания приблизила дошкольника к реальной жизни, пробудила экономическое мышление, позволила приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему грамотно вести хозяйство.

 Необходимо отметить, что те знания и представления, которые дети получили на занятиях, экскурсиях, в беседах, стали отправной точкой для более глубокого изучения вопросов, связанных с экономическим образованием. Прежде всего, дети стали иначе смотреть на мир вещей, труд людей, поняли необходимость получения той или иной профессии, обогатился их словарный запас, пополнился новыми выражениями и оборотами речи. Хочется отметить, положительное отношение родителей к данной теме. Совместная работа с родителями дала положительный результат по усвоению знаний детьми, они активно участвовали в организации экскурсий, праздников, развлечений, аукционов тематических выставок, конкурсах.

Исходя из проведенной мною работы, я могу с уверенностью сказать, что работа была интересной как детям, так и самим воспитателям и родителям, и это несет большой потенциальный запас на дальнейшее развития ребенка в данном направлении. 

Моя задача была, как можно интереснее преподнести экономические знания детям, для того, чтобы  эти знания остались в памяти на долго. Тогда впоследствии они смогут умело применить их в жизни. Экономические качества, заложенные в детстве, дадут детям больше шансов вырасти  успешными в жизни.
         Данный проект может быть интересен и использован воспитателями  дошкольных групп детского сада, учреждениями дополнительного образования, для организации работы по экономическому воспитанию с детьми. Отличительной особенностью данного проекта является отсутствие специально-организованной деятельности детей. Деятельность с экономическим содержанием используются в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в режимных моментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы воспитателя 1кк Власовой Валентины Васильевны

Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад №2» г.Сосногорска, Перфильевой Татьяны Анатольевны

по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога

Для того чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт хотя бы с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начнет изучать окр...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Обобщение педагогического опыта работывоспитателяпо теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" вос...

обобщение опыта работы воспитателя Ошроевой Л.В. Тема: «Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»

Одним из ключевых направлений процесса информатизации ДОО является - внедрение информационных коммуникативных технологий в образовательное пространство. Использование ИКТ дает возможность обогатить, к...