Развитие навыков общения у детей 2-3 лет в процессе организации игровой деятельности
статья (младшая группа)

Черемухина Антонина Николаевна

 Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков общения у детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности.

 Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Детям важно понять, как люди общаются друг с другом,

что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают.

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками.

Общение в раннем возрасте определяет развитие и усвоение предметной деятельности, развитие речи, произвольного поведения и самосознания. Особое значение принадлежит сверстнику, общение с которым определяет процесс самопознания и эмоционального благополучия. Основным условием развития общения выступает ситуация сотрудничества с взрослым.

 Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни.

Воспитанию культуры общения способствуют хороводные игры,  дидактические игры с куклой: “Напоим Катю чаем”, “Уложим Катю спать”, “Оденем Катю на прогулку” и т.д. Проводя такие игры-занятия, мы формируем умение вежливо разговаривать с куклой, дети приобретают эмоционально-нравственный опыт: “Пожалей Катю, обними ее”, Скажи: “Не плачь Катя!”

     Поступая в детское учреждение,  мы часто замечаем, что дети быстро сворачивают игру с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучию, ни в какую не желают делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагируют агрессивно или плачут. Для 2-3-летних детей это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, договориться о взаимоприемлемых условиях игры. В этом возрасте контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют рядом каждый в свое, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней. Со временем с помощью взрослого дети усваивают правила совместной игры. Любимая игрушка в руках другого ребенка уже не вызывает панического страха ее потерять. Усвоив закон "очередности" и отдавая на время свое "сокровище" товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку. А если к грузовичку приятеля добавить свой совочек, получится загрузка транспорта песком или снегом,  можно строить домик. Так возникшая  игра, настолько привлекательна, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

        Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной. Именно совместная игра – главное содержание общения.

Исходя из этого основными задачами являются:

1.Обучение детей речевым средствам общения.

2. Развитие  творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

3. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

4. Формирование  умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).

5. Способствование развитию эмоциональной сферы ребенка, доброжелательного отношения к окружающим.

6. Воспитание у детей интереса к окружающим людям, желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях, чувство понимания и потребности в общении.

Как полагает В. С. Мухина, успешность в игровой деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе. Итак, в основе успешной коммуникации дошкольников лежит их способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.

 Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении М.И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности субъекта, то привлекательность партнера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпатии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.

 На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. «Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им».

Ребенок обычно получает много игрушек, которые являются заместителями реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так далее. Через подобные игрушки ребенок усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования.

 В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним - двумя детьми. Например, ребенок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры.

В возрасте 2 – 3 лет всё большее значение приобретает общение со сверстниками. В целях развития общения детей мы помогаем ребёнку увидеть в сверстнике – человека, организуем совместные игры детей, учим доброжелательному общению, поощряем  привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, употребление  ласковых слов.

 Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнёрам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнёрства. Педагогические приёмы позволяют развивать у детей коммуникативные, речевые умения, культуру общения, доброжелательность. Работа по формированию коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоят воспитатели и родители.

Библиография:

  1. Б. С. Волков, Н.В. Волкова «Учим общаться детей раннего возраста» М. Творческий Центр «Сфера» 2013г.
  2. Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон.

 «Радуга». Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада». М. «Просвещение» 2014г.

  1. Деркунская В.А., Ошкина А.А. «Игровая образовательная деятельность дошкольников». М. Центр педагогического образования, 2014г.
  2. Т. Н. Зенина. «Играем вместе, играем всей семьей». М. «Центр педагогического образования» 2016г. 
  3. М. И. Лисина «Формирование личности ребенка в общении». Издательство « Санкт – Петербург» 2009г.