Проект "Формирование зрительного восприятия пространства и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения в процессе игры, игровой деятельности".
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Борисова Ольга Александровна

Данный материал будет полезен учителям- дефектологам, работающим с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_proekta.docx38.73 КБ

Предварительный просмотр:

Участники проекта: дети, родители, учитель – дефектолог.
Вид проекта: образовательный
Длительность проекта: долгосрочный
База реализации: подготовительная группа компенсирующей направленности
(с нарушением зрения)

Актуальность проекта.

С каждым годом характерным становится увеличение числа детей, имеющих различные нарушения зрения и детей входящих в группу риска по зрению. Зрение помогает нам воспринимать окружающий  мир, где мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Нарушение функций зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику.

Действительно, для дошкольников с нарушениями зрения характерны недостатки развития движений, малая двигательная активность, медлительность действий. По сравнению с нормально видящими сверстниками, у них недостаточно сформированы  пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки. Дети допускают ошибки при словесном обозначении пространственных отношений; при выделении предметов на плоскости они выделяют только отдельные признаки пространства; не устанавливают взаимосвязи между плоскостью и предметами на ней. Монокулярный характер зрения обуславливает трудности выделения объемных предметов, расстояния и удаленности. В связи с этим, при выполнении практических действий  в пространственной ориентировке, дети стремятся к непосредственному контакту с объектом или предметом, близко подходят к ним, используют как точку отсчета свое тело или руку для соотнесения положения объекта. Выделение направлений "вправо - влево" дети осваивают труднее, чем "вверх - вниз", "спереди - сзади". Кроме того, зрительное запоминание пространственных отношений между объектами у детей с нарушением зрения формируется труднее, чем у нормально видящих детей. Понимание всей инструкции в целом, состоящей из нескольких поэтапных действий, также происходит сложнее. Поэтому программный материал по разделу «формирование представлений о пространстве и ориентировки в нем» дети с нарушенным зрением усваивают хуже, чем нормально видящие. Следовательно, развитие ориентировки детей требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния). Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа освоенного пространства.

Цель проекта:
формирование зрительного восприятия пространства и навыков ориентирования  у детей с нарушением зрения в процессе игры, игровой деятельности.

Задачи:

  • Изучить методические пособия по формированию пространственных представлений

у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

  • Подобрать диагностический материал по выявлению уровня сформированности

пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

  • Разработать  перспективно-тематический план работы с детьми  по этой теме.
  • Повысить компетентность родителей по вопросу развития пространственной

ориентировки  у детей с нарушением зрения.

  • Организовать взаимодействие с   педагогами по развитию ориентировки в

пространстве в процессе дидактических игр и упражнений.

Предполагаемый результат:

  • Повышение профессиональной компетентности по развитию ориентировки в пространстве детей  с нарушением зрения, овладение содержанием методических пособий, справочного материала.
  • У детей с нарушением зрения  сформирован навык ориентирования  в пространстве посредством  игры, игровых упражнений.
  • Повышение  компетентности родителей и педагогов по вопросу развития пространственной ориентировки  у детей с нарушением зрения.
  • Создание банка: диагностических методик,  зрительных и  пальчиковых гимнастик, физкультминуток.
  • Обновление предметно-развивающей среды, обогащение педагогической копилки конспектами, дидактическими играми и упражнениями.

Механизм реализации цели и задач проекта:
 - изготовление   пособий, дидактического материала;
- составление перспективно-тематического  плана, конспектов;
- создание картотеки.

Ресурсное обеспечение проекта:

-интернет-ресурс;
-методические пособия;
-конспекты занятий;
-перспективно-тематический план;
-предметно-развивающая среда;
-презентации.

Этапы реализации проекта:

I этап

подготовительный август-сентябрь 2012г

II этап

практический октябрь 2012г- апрель2013г 

III этап

Заключительный май 2013г.

I этап-подготовительный.

Август- сентябрь 2012 г.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Изучение методической литературы по данной теме.

Повышение профессиональной компетентности по данной  теме.

2.

Подбор диагностической методики и выявление уровня сформированности  пространственных представлений  у детей .

Проведен анализ уровня знаний детей.

3.

Составление перспективно-тематического плана работы с учетом диагностики.

Перспективно-тематический план.

4.

Подбор и создание демонстрационного материала, пособий, презентаций  для проведения занятий.

Использование  данного материала в рамках проекта.

5.

Подбор информационного материала для родителей в форме: рекомендаций, буклетов, памяток  и т.д.

Подбор информационного материала для родителей в форме: рекомендаций, буклетов, памяток  и т.д.

6.

Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды .

Созданы условия для реализации деятельности, в рамках созданного проекта.

II этап-практический.

Октябрь 2012 - апрель 2013г.

Учитывая поставленные задачи,  я составила план занятий по  5 блокам. Вы их видите на слайдах.

 Построение работы с детьми с нарушением зрения идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала.  При разработке занятий использовался  наглядный, словесный, практический методы. Занятия проходили  в игровой форме.     Схема построения занятий включает в себя релаксационные упражнения, игровые приемы, физминутки с упражнениями для глаз, малоподвижные игры. Это позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.  

Дети с нарушением зрения комплектуются в подгруппы  из 2-х,  4-х детей с учетом  характера заболевания органа зрения, состояния основных зрительных функций, уровня  сформированности  знаний по ориентировке в пространстве.

Занятия проходили раз в неделю. Знания закреплялись на следующих этапах обучения, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе, на прогулке,и на других занятиях.

Представленная система занятий имеет общие цели: развитие зрительного восприятия, прослеживающих функций глаз, фиксацию взора, развитие сохранных анализаторов, пространственного мышления, памяти, связной речи, зрительно-моторной координации.

(см. Приложения. Конспекты занятий.)

Блоки

№ занятия

Тема

Ориентировка на собственном теле

1

5

10

15

19

«Мальчики и девочки.  Какие мы?»

«Я и он»

«Оля-Яло»

«Я и ты»

«Свет мой, зеркальце-скажи… ».

Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя», «от предмета», «от другого человека».

2

6

8

13

21

«Мир вокруг нас»

«Играем с Незнайкой»

«Полка с игрушками»

«Истории из сказок»

«Что? Где? Когда?»

Формирование умений ориентироваться  в трехмерном пространстве в движении.

11

16

20

24

27

«Неисправный робот»

«Прогулка по улице города»

«Наш детский сад»

Подготовка к космическому полету»

«На право пойдешь-клад найдешь, на лево пойдешь-улыбку найдешь»

Формирование умений ориентироваться на микроплоскости (в двухмерном пространстве).

3

7

9

14

17

23

25

«Куда летят птицы?»

«Магазин игрушек»

«Далеко-близко»

«Муха»

«Поможем художнику нарисовать картину»

«Весна. Прилетели птицы»

«На что похожи фигуры?»

Формирование умений ориентироваться в пространстве с использованием схем

4

12

18

22

26

«Дары леса»

«Нарисуй схему»

«Ориентируйся по  план-схеме»

«Найди комнату по схеме»

«Комната куклы Оли»

В рамках работы с педагогами проводились следующие мероприятия.

Содержание деятельности

Тема

Предполагаемый результат

1.

Презентация информационного

буклета.

 

Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости.

Педагоги используют игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений  у детей дошкольного возраста

2.

Презентация информационного бюллетеня.

Практическое занятие.

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста.

Знание этапов обучения ориентировки в пространстве. Активно используют на занятиях предложенные игры  и упражнения.

3.

Проведение практикума.

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Применяют систему упражнений с мячом  в своей деятельности.

   Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется совместно с другими специалистами детского сада:

  - воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, умения ориентироваться в нем, которые сформированы у детей  на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности( игровой, учебной, бытовой);

   - логопед формирует у детей прочные связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным  восприятием;

   - инструктор по физкультуре закрепляет умение ориентироваться в пространстве, дополняя зрительное восприятие пространства двигательными ощущениями;

   - музыкальный руководитель упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике, развивает слуховое восприятие.

-руководитель по изо деятельности упражняет детей  в расположении деталей узора  в названных направлениях  микропространства.

Учит  понимать и  изображать перспективу в рисунке.

Работа с родителями проводилась в следующих направлениях.

Содержание деятельности

Тема

Предполагаемый результат

1.

Проведение консультации.

Ориентировка в пространстве и во времени

Повышение  компетентности родителей по вопросу развития пространственной ориентировки  у детей с нарушением зрения.

2.

Презентация информационного

буклета.

Учимся

ориентироваться

в пространстве

Применяют игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве в домашних условиях.

3.

Проведение практикума.

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Используют систему упражнений с мячом в домашних условиях для совершенствования навыка ориентировки в пространстве .

4.

Проведение практикума.

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Проводят пальчиковую гимнастику дома, закрепляя  с детьми ориентировку на собственном теле.


III этап заключительный.

Май 2013 г.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Проведение обобщающего занятия

«Налево пойдешь -клад найдешь, направо пойдешь-улыбку найдешь»

Дети ориентируются в макропространстве, развита зрительно-двигательная координация движений, словесно обозначают

2.

Выявление уровня сформированности  пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Повысился уровень знаний по данному направлению.

3.

Создание папки –раскладушки

«Играем дома и на улице»

Повысилась компетентность родителей  по вопросу развития пространственной ориентировки.

4.

Обобщение опыта работы.

Презентация итогов работы .

5.

Трансляция опыта

Сообщение из опыта работы на педсовете  в   ДОУ

Результаты диагностического обследования.

Детям были предложены задания, по результатам выполнения которых, представилась возможность определить уровень их ориентировки в пространстве. В диагностики участвовали дети подготовительной группы   в количестве 10 человек.

 В диагностики я использовала задания, разработанные по методике Л. И. Плаксиной.

  1. Назови части своего тела и обозначь, где они расположены: где находится голова, шея, ноги, грудь,  (и т. п.).

     Понятия «выше», «ниже», «над», «под», «между», «выше, чем», «ниже, чем».

  1. Покажи правую (левую) руку, ногу и т.п.  у мальчика (девочки).

           Ориентировка на схеме тела человека, стоящего напротив.

  1. Назови, что и где находится вокруг тебя, где стоят игрушки, лежат книги.

      Понятия «справа», «слева», «дальше», «ближе», «впереди», «сзади».

  1. Назови, что находится справа от дерева? Что находится слева от дерева?

         Ориентировка в микро- и макропространстве «от предмета».

  1.  Выложи картинки из геометрических фигур  по образцу.

          Определи словесное положение фигур.

          Ориентировка в микропространстве.

  1. Проведи черту сверху вниз, слева направо, снизу вверх, справа налево.

          (Геометрический     диктант).

  1. «Правильно пойдешь — игрушку найдешь».

 Дети должны выполнять движения по указанию педагога: «Сделай два шага назад, повернись налево, повернись кругом ...» (и так далее).

8. Расставь мебель так, как показано на схеме.

9. Нарисуй схематично, как расположены предметы в шкафу.

    10. Найди предмет, нарисованный на схеме в группе.

    11. Нарисуй схему пути из групповой комнаты в музыкальный зал.

12. Понимание изображения перспективы в рисунке.

13. Умение создавать на фланелеграфе сюжетные изображения в перспективе.

Подводя итоги проведённой работы, хотела бы отметить, что общий уровень знаний, умений и навыков, в целом,  заметно вырос. Ребята научились ориентироваться на своем теле. Они могут найти и выделить различные стороны предмета: переднюю, верхнюю, нижнюю, боковую; применять словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево; определять расположение предметов в пространстве «от себя».  Дети стали более раскованны и свободны в движениях, лучше определяют пространственные расположения объектов при ориентировке на плоскости. Более активно стали употребляться детьми словесные обозначения пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями.  Ребята хорошо ориентируются в помещении детского сада и на его территории

Вовлечение родителей в образовательный процесс с целью повышения их компетентности по вопросу развития пространственной ориентировки  у детей с нарушением зрения принесло результаты. По электронной почте родители делились фотографиями, как они играют с детьми дома, закрепляя ориентировку в пространстве.

На основе фото родителей была создана папка-раскладушка «Играем дом и на улице».

Заключение.

Спланированная система занятий, включающих в себя  последовательную, систематическую  коррекционную работу по развитию пространственного ориентирования, позволила сформировать у детей с нарушениями зрения навыки пространственных представлений, которые помогут им  адаптироваться  к окружающей среде.

Источники:

  • Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения: Методическое пособие / Л.А.Дружинина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006;
  • Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Л.А.Дружинина и др.; науч. ред. Л.А.Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008;
  •  Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Ростов н/Д: Феникс, 2008;
  • Плаксина Л.И.  Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: издательство «Адель», 1998;
  •  Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. — М.: ГороД, 1998;
  • Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением. – М. :Линка-Пресс, 2009; с.
  • Подколзина Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 2008, №4;
  •  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И.Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003;
  • Т.И. Нагаева Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Ростов н/Д: Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных и трудовых навыков у детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с профессиями

Стендовый доклад в МГОСБ для слепых и слабовидящих, в рамках областного семинара "Адаптация детей с нарушениями зрения в современном мире"...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники....

Из опыта работы «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»

Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...

консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"

quot;Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"- игры и упражнения, которыми можно позаниматься дома...

Формирование диалога у детей с нарушениями слуха в процессе совместной игровой деятельности

В консультации раскрыты особенности формирования диалога у детей с нарушениями слуха в процессе совместной игровой деятельности....

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Волшебный мир фигур»

Занятие нацелено на систематизацию знаний детей с нарушением зрения о геометрических фигурах, геометрических телах.На  занятии используются игры на развитие сохранных анализаторов; Мет...