Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Герасимова Галина Анатольевна

В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gerasimovoy_po_lesnym_troinkam.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 662

компенсирующего вида

Кронштадтского района Санкт - Петербурга

Конспект

непрерывной непосредственно образовательной деятельности

по развитию зрительного восприятия

«По лесным тропинкам…»

для детей с нарушением зрения

подготовительной к школе группы

(Используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники)

                                                       

                                                            Герасимова Г. А. воспитатель

        

Цель:  развитие ориентировки в микропространстве

 (на клеточном поле).

Коррекционно-образовательные  задачи: 

  1. Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, закреплять умение ориентироваться по направлениям клеток клеточного поля: прямо в каждую клетку в любом направлении (вправо, влево, вверх, вниз); прямо через клетку в любом направлении  (через клетку вправо, через клетку влево, через клетку вниз, через клетку вверх); наискосок (наискосок вправо вверх, наискосок вправо вниз, наискосок влево  вверх, наискосок влево  вниз), наискосок через клетку вправо вверх, влево вниз и т.д.).
  2. Расширять зрительный опыт детей по теме «растительный мир», «дикие животные».
  3. Развивать зрительное внимание, зрительную память, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, моторику, речь.
  4. Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные технологии.  

Оздоровительные задачи:

Использовать здоровьесберегающие технологии:

  • Гимнастика для глаз (снятие напряжения с глаз)
  • Гимнастика для кистей рук и пальцев  (разминка пальцев перед     выполнением графического задания)
  • Дыхательная гимнастика
  • Самомассаж ушей
  • Двигательные упражнения (снятие напряжения с мышц спины и шеи)
  • Смена двигательной активности

Оборудование: 

Презентация к занятию.

Красный и зеленый квадраты (для дыхательной гимнастики).

Большое клеточное поле на доске.

Схемы передвижения зверей на доске рядом с клеточным полем.

Зрительные стимулы для зрительной гимнастики (цветные листочки).

Массажеры для пальцев.

Индивидуальные клеточные поля.

Клеточные полоски с заданиями.

Цветные косточки для выкладывания на клеточном поле.

Цветные квадратики для рефлексии.

Офтальмотренажер «Паутинка».

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Дети входят в группу, здороваются.

Настройка на деятельность (синектика).

Воспитатель:  

«Положите левую руку на грудь  и посмотрите на зеленый квадрат (показывает на стене большой зеленый квадрат) сделайте глубокий вдох, а потом посмотрите на красный квадрат (показывает на стене большой красный квадрат) сделайте глубокий выдох. Еще раз вдыхаем спокойный зеленый цвет, а выдыхаем красный.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

  1. Основная часть

Слайд №1.(заставка)

Воспитатель:

 Молодцы! Присаживайтесь за столы.

(дети присаживаются за столы).

В мире, который нас окружает, есть много разных дорог и путей. Посмотрите на экран. Слайд №2. 

По дорогам едут автомобили, по рельсам бегут поезда, по воздушным дорогам летят самолеты, а по водным плывут корабли.

Слайд №3(заставка)

У лесных зверей тоже есть свои дороги, тропинки в лесу. Давайте отправимся сейчас в сказочный клеточный лес и погуляем по его тропинкам вместе с ними.

Воспитатель:

(открывает на доске клеточное поле). Представьте, что это сказочный лес. Посмотрите внимательно,  из чего он состоит?

Дети:

Он состоит из клеток, в которых мы видим деревья, листья, грибы, шишки….

Воспитатель:

Как вы думаете, в какое время года все это можно найти в лесу?

Дети:

В осеннем лесу, потому что осенью  желтеют листья, созревают семена деревьев,  вырастают грибы.

Воспитатель:

Совершенно верно. В этом клеточном любят гулять  звери. Посмотрите на экран, узнайте и назовите их. Слайд №4.

 ( на экране изображены  еж, заяц и лиса в перекрытом контуре, дети узнают и называют).

Воспитатель:

Все звери передвигаются в этом лесу по клеткам, но по-разному, у каждого из них своя тропинка. Посмотрите на экран. Слайд №5.

Еж шагает по всем направлениям по прямой в каждую клеточку. Давайте назовем эти направления.

(показывает указкой направление клеток на экране, а  дети  называют)

Дети:

В каждую клеточку прямо вверх, прямо вниз,  прямо влево, прямо вправо.

Слайд №6(заставка)

Педагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения ежа.

Воспитатель:

Сидел ежик под деревом (показывает дерево указкой на клеточном поле). Решил он на зиму запасти грибочков. Выбрал самый большой гриб  и пошел к нему по своей тропинке. Давайте покажем ежику, что и мы знаем  тропинки к его грибу-лисичке.  Возьмите клеточные поля и выложите косточками путь от дерева до гриба-лисички. Помните, как ходит ежик? (обращает внимание детей на схему передвижения ежа  на доске)

Дети выкладывают путь косточками на индивидуальных клеточных полях.

 Воспитатель:

Молодцы! Вы нашли  несколько тропинок,  и они все разные.

А кто шел другой тропинкой?

Дети отвечают и рассказывают, что им встретилось на пути.

Воспитатель:

Давайте сделаем зрительную гимнастику. Подойдите к паутинке (на стене в группе офтальмотренажер «Паутинка»).

 (Дети подходят к офтальмотренажеру и встают полукругом).

Тифлопедагог:

Осенью в лесу с деревьев  опали листья и семена. Проследите глазами по паутинке и назовите их.

(Дети прослеживают глазами за указкой тифлопедагога и называют.

Воспитатель:

А теперь продолжим зрительную гимнастику за столами. Присаживайтесь. Посмотрите, какие красивые осенние листочки упали к нам на столы с деревьев. Возьмите каждый по листочку и проследите глазами за их движением.

.

Воспитатель:

Молодцы! Посмотрите на экран.

Слайд № 7

  У ежика есть друг -  заяц. Он прыгает по лесу  по всем направлениям по прямой через клеточку.

Назовите, как передвигается заяц в клеточном лесу.

(показывает указкой направление клеток на экране, а  дети  называют).

Дети:

Прямо вверх через клеточку, прямо вниз через клеточку,  прямо влево через клеточку, прямо вправо через клеточку. (Педагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения зайца).

Слайд №8 (заставка)

педагог:

Правильно. Сидел заяц на пенечке в лесу (показывает пенек указкой на клеточном поле).

Увидел он кустик, решил полакомиться его корой и быстро поскакал к нему. Давайте и мы покажем на своих клеточных полях дорожки, по которым может проскакать заяц от  пенька к кустику. Возьмите косточки и выложите ими этот путь. Помните, как прыгает заяц? (обращает внимание детей на схему передвижения зайца  на доске).

Дети выкладывают цветными квадратиками дорожки от пенька к кустику.

Тифлопедагог:

Кирилл, расскажи, какая тропинка получилась у тебя. Назови, что попалось тебе на пути к кустику. (мальчик перечисляет предметы).

 Тифлопедагог:

А кто шел другой тропинкой?

Дети отвечают и рассказывают, что им встретилось на пути.

Тифлопедагог:

Перед тем, как выполнить следующее задание, давайте оденем «думающую шапочку» и сделаем массаж ушей, чтобы быть внимательными (педагог и дети имитируют одевание шапочки и делают массаж ушей).

Возьмите  клеточные полоски с цифрой один. Внимательно посмотрите на  клетки с картинками и поставьте жирную точку под теми предметами, которые заяц никогда не встретит на своем пути. Объясните, почему.

Дети рассматривают картинки в клетках, сверяют их с клеточным полем и ставят точки, затем объясняют.

Тифлопедагог:

Ежик в лесу бегает, заяц прыгает, давайте и мы с вами немножко разомнемся. Раз, два, три – на зарядку выходи! (дети выполняют упражнения напряжения с мышц спины и шеи, одновременно произносят слова).

Тифлопедагог:

Присаживайтесь на места. Продолжаем прогулку по сказочному клеточному лесу. Наелся зайчик коры с  куста  и  вспомни, что видел в лесу две ягодки клюквы и чтобы их не потерять, положил рядом и ними большой желудь. (тифлопедагог показывает на клеточном поле указкой клюкву и желудь).

Поскакал зайчик от куста к ягодкам. А мы с вами  возьмем клеточные полоски с цифрой два и попробуем нарисовать то, что встретилось ему на пути. Но прежде чем рисовать, давайте разомнем наши пальцы. Возьмите массажеры для тренировки пальцев.

Дети выполняют гимнастику для пальцев со словами

Тифлопедагог:

А теперь приступаем к рисованию.

(Дети рисуют в пустых клетках сыроежку и березовый лист).

Тифлопедагог:

Правильно. Зайчик встретит на своем пути сыроежку и березовый лист.

Отложите в сторону свои рисунки и посмотрите на клеточное поле.

Тифлопедагог

Есть у зайца в лесу один враг, рыжий и хитрый. Как вы думаете, кто это?

Дети:

Наверное, лиса.

Тифлопедагог:

Совершенно верно. Это лиса. Посмотрите на экран.

Слайд №9.

 Лиса бегает по лесу по всем направлениям в каждую клеточку наискосок.

Назовите, как передвигается лиса.

(тифлопедагог показывает указкой направление клеток на экране, а  дети  называют).

Дети:

Наискосок вправо вверх, наискосок вправо вниз, наискосок влево вверх, наискосок влево вниз (Тифлопедагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения лисы).

Слайд №10 (заставка)

Тифлопедагог:

Боится заяц лису и все время от нее прячется. Сидит лиса под деревом и смотрит, где же заяц. А заяц спрятался от лисы под елочкой (тифлопедагог показывает указкой елочку на клеточном поле).

Тифлопедагог:

Посмотрите внимательно на клеточное поле и скажите, найдет его лиса или нет? А чтобы это узнать, выложите косточками  на своих клеточных полях путь лисы от дерева. Помните, как бегает лиса?

Дети:

Лиса бегает  во все стороны  наискосок (выкладывают косточками путь лисы).

Тифлопедагог:

Ну что, найдет лиса зайца?

Дети:

Нет, не найдет. Она пробежит мимо елочки и прибежит к кустику.

Тифлопедагог:

Любит лиса один гриб с красной шляпкой. Знает она к нему дорогу. Что это за гриб? Найдите его на клеточном поле.

Дети:

Это сыроежка.

Тифлопедагог:

Давайте покажем лисе, что и мы знаем дорогу к этому грибу. Возьмите клеточные полоски с цифрой три и нарисуйте в пустых клетках, что встретит лиса на пути к грибу.

(Дети рисуют два желудя, листик березы и одну ягодку).

Тифлопедагог:

Проверяем. Артем, покажи путь лисы от дерева до грибка на большом клеточном поле.

(мальчик, проводя указкой путь,  называет предметы в клетках, а дети проверяют).

Тифлопедагог:

Молодцы!

Давайте  вспомним, по каким тропинкам клеточного леса  прыгали и бегали  ежик, заяц и лиса (дети вспоминают.) А теперь возьмите свои клеточные поля и силуэты зверей, подойдите к большому фланелеграфу,  и прикрепите силуэты к тропинкам (дети прикрепляют).

3.Заключительная часть.

Рефлексия. 

Тифлопедагог:

Вот и закончилась наша прогулка в лес.  Мы с вами увидели много разных тропинок и путей, по которым передвигаются звери.

А сейчас я предлагает тем детям, кому было интересно и легко работать, взять красные квадратики. Тем, кому было интересно, но немножко трудновато, взять зеленые квадратики. А тем, кому было не интересно и трудно - синие. Прикрепите свои квадратики на фланелеграф.

Дети прикрепляют квадратики

Тифлопедагог:

Я вижу, что вам действительно было интересно. Спасибо  за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в зимний лес" Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей с нарушением зрения (подготовительная к школе группа).

Конспект НОД  «Путешествие в зимний лес»Цель: развитие зрительного восприятия по средствам экологического моделирования. Образовательные задачи:  закрепить представление детей о ха...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"

quot;Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"- игры и упражнения, которыми можно позаниматься дома...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группы по теме «Конкурс «Юный архитектор»

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения...

Коррекционное занятие по развитию социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением зрения подготовительной к школе группе по теме: «Животные Холодных Стран»

Развитие социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями зрения осуществляется через специальные коррекционные занятия, которые проводит тифлопедагог. Эти занятия направлены на формирование ...