Главные вкладки

    Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Герасимова Галина Анатольевна

    В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_gerasimovoy_po_lesnym_troinkam.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    начальная школа – детский сад № 662

    компенсирующего вида

    Кронштадтского района Санкт - Петербурга

    Конспект

    непрерывной непосредственно образовательной деятельности

    по развитию зрительного восприятия

    «По лесным тропинкам…»

    для детей с нарушением зрения

    подготовительной к школе группы

    (Используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники)

                                                           

                                                                Герасимова Г. А. воспитатель

            

    Цель:  развитие ориентировки в микропространстве

     (на клеточном поле).

    Коррекционно-образовательные  задачи: 

    1. Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, закреплять умение ориентироваться по направлениям клеток клеточного поля: прямо в каждую клетку в любом направлении (вправо, влево, вверх, вниз); прямо через клетку в любом направлении  (через клетку вправо, через клетку влево, через клетку вниз, через клетку вверх); наискосок (наискосок вправо вверх, наискосок вправо вниз, наискосок влево  вверх, наискосок влево  вниз), наискосок через клетку вправо вверх, влево вниз и т.д.).
    2. Расширять зрительный опыт детей по теме «растительный мир», «дикие животные».
    3. Развивать зрительное внимание, зрительную память, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, моторику, речь.
    4. Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные технологии.  

    Оздоровительные задачи:

    Использовать здоровьесберегающие технологии:

    • Гимнастика для глаз (снятие напряжения с глаз)
    • Гимнастика для кистей рук и пальцев  (разминка пальцев перед     выполнением графического задания)
    • Дыхательная гимнастика
    • Самомассаж ушей
    • Двигательные упражнения (снятие напряжения с мышц спины и шеи)
    • Смена двигательной активности

    Оборудование: 

    Презентация к занятию.

    Красный и зеленый квадраты (для дыхательной гимнастики).

    Большое клеточное поле на доске.

    Схемы передвижения зверей на доске рядом с клеточным полем.

    Зрительные стимулы для зрительной гимнастики (цветные листочки).

    Массажеры для пальцев.

    Индивидуальные клеточные поля.

    Клеточные полоски с заданиями.

    Цветные косточки для выкладывания на клеточном поле.

    Цветные квадратики для рефлексии.

    Офтальмотренажер «Паутинка».

    Ход образовательной деятельности:

    1. Организационный момент

    Дети входят в группу, здороваются.

    Настройка на деятельность (синектика).

    Воспитатель:  

    «Положите левую руку на грудь  и посмотрите на зеленый квадрат (показывает на стене большой зеленый квадрат) сделайте глубокий вдох, а потом посмотрите на красный квадрат (показывает на стене большой красный квадрат) сделайте глубокий выдох. Еще раз вдыхаем спокойный зеленый цвет, а выдыхаем красный.

    Дети выполняют дыхательную гимнастику.

    1. Основная часть

    Слайд №1.(заставка)

    Воспитатель:

     Молодцы! Присаживайтесь за столы.

    (дети присаживаются за столы).

    В мире, который нас окружает, есть много разных дорог и путей. Посмотрите на экран. Слайд №2. 

    По дорогам едут автомобили, по рельсам бегут поезда, по воздушным дорогам летят самолеты, а по водным плывут корабли.

    Слайд №3(заставка)

    У лесных зверей тоже есть свои дороги, тропинки в лесу. Давайте отправимся сейчас в сказочный клеточный лес и погуляем по его тропинкам вместе с ними.

    Воспитатель:

    (открывает на доске клеточное поле). Представьте, что это сказочный лес. Посмотрите внимательно,  из чего он состоит?

    Дети:

    Он состоит из клеток, в которых мы видим деревья, листья, грибы, шишки….

    Воспитатель:

    Как вы думаете, в какое время года все это можно найти в лесу?

    Дети:

    В осеннем лесу, потому что осенью  желтеют листья, созревают семена деревьев,  вырастают грибы.

    Воспитатель:

    Совершенно верно. В этом клеточном любят гулять  звери. Посмотрите на экран, узнайте и назовите их. Слайд №4.

     ( на экране изображены  еж, заяц и лиса в перекрытом контуре, дети узнают и называют).

    Воспитатель:

    Все звери передвигаются в этом лесу по клеткам, но по-разному, у каждого из них своя тропинка. Посмотрите на экран. Слайд №5.

    Еж шагает по всем направлениям по прямой в каждую клеточку. Давайте назовем эти направления.

    (показывает указкой направление клеток на экране, а  дети  называют)

    Дети:

    В каждую клеточку прямо вверх, прямо вниз,  прямо влево, прямо вправо.

    Слайд №6(заставка)

    Педагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения ежа.

    Воспитатель:

    Сидел ежик под деревом (показывает дерево указкой на клеточном поле). Решил он на зиму запасти грибочков. Выбрал самый большой гриб  и пошел к нему по своей тропинке. Давайте покажем ежику, что и мы знаем  тропинки к его грибу-лисичке.  Возьмите клеточные поля и выложите косточками путь от дерева до гриба-лисички. Помните, как ходит ежик? (обращает внимание детей на схему передвижения ежа  на доске)

    Дети выкладывают путь косточками на индивидуальных клеточных полях.

     Воспитатель:

    Молодцы! Вы нашли  несколько тропинок,  и они все разные.

    А кто шел другой тропинкой?

    Дети отвечают и рассказывают, что им встретилось на пути.

    Воспитатель:

    Давайте сделаем зрительную гимнастику. Подойдите к паутинке (на стене в группе офтальмотренажер «Паутинка»).

     (Дети подходят к офтальмотренажеру и встают полукругом).

    Тифлопедагог:

    Осенью в лесу с деревьев  опали листья и семена. Проследите глазами по паутинке и назовите их.

    (Дети прослеживают глазами за указкой тифлопедагога и называют.

    Воспитатель:

    А теперь продолжим зрительную гимнастику за столами. Присаживайтесь. Посмотрите, какие красивые осенние листочки упали к нам на столы с деревьев. Возьмите каждый по листочку и проследите глазами за их движением.

    .

    Воспитатель:

    Молодцы! Посмотрите на экран.

    Слайд № 7

      У ежика есть друг -  заяц. Он прыгает по лесу  по всем направлениям по прямой через клеточку.

    Назовите, как передвигается заяц в клеточном лесу.

    (показывает указкой направление клеток на экране, а  дети  называют).

    Дети:

    Прямо вверх через клеточку, прямо вниз через клеточку,  прямо влево через клеточку, прямо вправо через клеточку. (Педагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения зайца).

    Слайд №8 (заставка)

    педагог:

    Правильно. Сидел заяц на пенечке в лесу (показывает пенек указкой на клеточном поле).

    Увидел он кустик, решил полакомиться его корой и быстро поскакал к нему. Давайте и мы покажем на своих клеточных полях дорожки, по которым может проскакать заяц от  пенька к кустику. Возьмите косточки и выложите ими этот путь. Помните, как прыгает заяц? (обращает внимание детей на схему передвижения зайца  на доске).

    Дети выкладывают цветными квадратиками дорожки от пенька к кустику.

    Тифлопедагог:

    Кирилл, расскажи, какая тропинка получилась у тебя. Назови, что попалось тебе на пути к кустику. (мальчик перечисляет предметы).

     Тифлопедагог:

    А кто шел другой тропинкой?

    Дети отвечают и рассказывают, что им встретилось на пути.

    Тифлопедагог:

    Перед тем, как выполнить следующее задание, давайте оденем «думающую шапочку» и сделаем массаж ушей, чтобы быть внимательными (педагог и дети имитируют одевание шапочки и делают массаж ушей).

    Возьмите  клеточные полоски с цифрой один. Внимательно посмотрите на  клетки с картинками и поставьте жирную точку под теми предметами, которые заяц никогда не встретит на своем пути. Объясните, почему.

    Дети рассматривают картинки в клетках, сверяют их с клеточным полем и ставят точки, затем объясняют.

    Тифлопедагог:

    Ежик в лесу бегает, заяц прыгает, давайте и мы с вами немножко разомнемся. Раз, два, три – на зарядку выходи! (дети выполняют упражнения напряжения с мышц спины и шеи, одновременно произносят слова).

    Тифлопедагог:

    Присаживайтесь на места. Продолжаем прогулку по сказочному клеточному лесу. Наелся зайчик коры с  куста  и  вспомни, что видел в лесу две ягодки клюквы и чтобы их не потерять, положил рядом и ними большой желудь. (тифлопедагог показывает на клеточном поле указкой клюкву и желудь).

    Поскакал зайчик от куста к ягодкам. А мы с вами  возьмем клеточные полоски с цифрой два и попробуем нарисовать то, что встретилось ему на пути. Но прежде чем рисовать, давайте разомнем наши пальцы. Возьмите массажеры для тренировки пальцев.

    Дети выполняют гимнастику для пальцев со словами

    Тифлопедагог:

    А теперь приступаем к рисованию.

    (Дети рисуют в пустых клетках сыроежку и березовый лист).

    Тифлопедагог:

    Правильно. Зайчик встретит на своем пути сыроежку и березовый лист.

    Отложите в сторону свои рисунки и посмотрите на клеточное поле.

    Тифлопедагог

    Есть у зайца в лесу один враг, рыжий и хитрый. Как вы думаете, кто это?

    Дети:

    Наверное, лиса.

    Тифлопедагог:

    Совершенно верно. Это лиса. Посмотрите на экран.

    Слайд №9.

     Лиса бегает по лесу по всем направлениям в каждую клеточку наискосок.

    Назовите, как передвигается лиса.

    (тифлопедагог показывает указкой направление клеток на экране, а  дети  называют).

    Дети:

    Наискосок вправо вверх, наискосок вправо вниз, наискосок влево вверх, наискосок влево вниз (Тифлопедагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения лисы).

    Слайд №10 (заставка)

    Тифлопедагог:

    Боится заяц лису и все время от нее прячется. Сидит лиса под деревом и смотрит, где же заяц. А заяц спрятался от лисы под елочкой (тифлопедагог показывает указкой елочку на клеточном поле).

    Тифлопедагог:

    Посмотрите внимательно на клеточное поле и скажите, найдет его лиса или нет? А чтобы это узнать, выложите косточками  на своих клеточных полях путь лисы от дерева. Помните, как бегает лиса?

    Дети:

    Лиса бегает  во все стороны  наискосок (выкладывают косточками путь лисы).

    Тифлопедагог:

    Ну что, найдет лиса зайца?

    Дети:

    Нет, не найдет. Она пробежит мимо елочки и прибежит к кустику.

    Тифлопедагог:

    Любит лиса один гриб с красной шляпкой. Знает она к нему дорогу. Что это за гриб? Найдите его на клеточном поле.

    Дети:

    Это сыроежка.

    Тифлопедагог:

    Давайте покажем лисе, что и мы знаем дорогу к этому грибу. Возьмите клеточные полоски с цифрой три и нарисуйте в пустых клетках, что встретит лиса на пути к грибу.

    (Дети рисуют два желудя, листик березы и одну ягодку).

    Тифлопедагог:

    Проверяем. Артем, покажи путь лисы от дерева до грибка на большом клеточном поле.

    (мальчик, проводя указкой путь,  называет предметы в клетках, а дети проверяют).

    Тифлопедагог:

    Молодцы!

    Давайте  вспомним, по каким тропинкам клеточного леса  прыгали и бегали  ежик, заяц и лиса (дети вспоминают.) А теперь возьмите свои клеточные поля и силуэты зверей, подойдите к большому фланелеграфу,  и прикрепите силуэты к тропинкам (дети прикрепляют).

    3.Заключительная часть.

    Рефлексия. 

    Тифлопедагог:

    Вот и закончилась наша прогулка в лес.  Мы с вами увидели много разных тропинок и путей, по которым передвигаются звери.

    А сейчас я предлагает тем детям, кому было интересно и легко работать, взять красные квадратики. Тем, кому было интересно, но немножко трудновато, взять зеленые квадратики. А тем, кому было не интересно и трудно - синие. Прикрепите свои квадратики на фланелеграф.

    Дети прикрепляют квадратики

    Тифлопедагог:

    Я вижу, что вам действительно было интересно. Спасибо  за хорошую работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Путешествие в зимний лес" Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей с нарушением зрения (подготовительная к школе группа).

    Конспект НОД  «Путешествие в зимний лес»Цель: развитие зрительного восприятия по средствам экологического моделирования. Образовательные задачи:  закрепить представление детей о ха...

    Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

    В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

    КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

    Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

    консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"

    quot;Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"- игры и упражнения, которыми можно позаниматься дома...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения (старшая группа).

    В рамках образовательной деятельности закрепляются представления дошкольников с нарушением зрения о времени года "Зима" посредством использование нетрадиционной техники «Рисование цветной солью»....

    Примерный перспективный план распределения задач по прикладному творчеству для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

    Перспективный план распределения годовых задач по прикладному творчеству для детей с нарушением зрения подготовительной  к школе группы...

    Кружок Прикладного творчества для детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группе «Поролоновая сказка»

    Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового....