Главные вкладки
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа – детский сад № 662
компенсирующего вида
Кронштадтского района Санкт - Петербурга
Конспект
непрерывной непосредственно образовательной деятельности
по развитию зрительного восприятия
«По лесным тропинкам…»
для детей с нарушением зрения
подготовительной к школе группы
(Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники)
Герасимова Г. А. воспитатель
Цель: развитие ориентировки в микропространстве
(на клеточном поле).
Коррекционно-образовательные задачи:
- Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, закреплять умение ориентироваться по направлениям клеток клеточного поля: прямо в каждую клетку в любом направлении (вправо, влево, вверх, вниз); прямо через клетку в любом направлении (через клетку вправо, через клетку влево, через клетку вниз, через клетку вверх); наискосок (наискосок вправо вверх, наискосок вправо вниз, наискосок влево вверх, наискосок влево вниз), наискосок через клетку вправо вверх, влево вниз и т.д.).
- Расширять зрительный опыт детей по теме «растительный мир», «дикие животные».
- Развивать зрительное внимание, зрительную память, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, моторику, речь.
- Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные технологии.
Оздоровительные задачи:
Использовать здоровьесберегающие технологии:
- Гимнастика для глаз (снятие напряжения с глаз)
- Гимнастика для кистей рук и пальцев (разминка пальцев перед выполнением графического задания)
- Дыхательная гимнастика
- Самомассаж ушей
- Двигательные упражнения (снятие напряжения с мышц спины и шеи)
- Смена двигательной активности
Оборудование:
Презентация к занятию.
Красный и зеленый квадраты (для дыхательной гимнастики).
Большое клеточное поле на доске.
Схемы передвижения зверей на доске рядом с клеточным полем.
Зрительные стимулы для зрительной гимнастики (цветные листочки).
Массажеры для пальцев.
Индивидуальные клеточные поля.
Клеточные полоски с заданиями.
Цветные косточки для выкладывания на клеточном поле.
Цветные квадратики для рефлексии.
Офтальмотренажер «Паутинка».
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент
Дети входят в группу, здороваются.
Настройка на деятельность (синектика).
Воспитатель:
«Положите левую руку на грудь и посмотрите на зеленый квадрат (показывает на стене большой зеленый квадрат) сделайте глубокий вдох, а потом посмотрите на красный квадрат (показывает на стене большой красный квадрат) сделайте глубокий выдох. Еще раз вдыхаем спокойный зеленый цвет, а выдыхаем красный.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
- Основная часть
Слайд №1.(заставка)
Воспитатель:
Молодцы! Присаживайтесь за столы.
(дети присаживаются за столы).
В мире, который нас окружает, есть много разных дорог и путей. Посмотрите на экран. Слайд №2.
По дорогам едут автомобили, по рельсам бегут поезда, по воздушным дорогам летят самолеты, а по водным плывут корабли.
Слайд №3(заставка)
У лесных зверей тоже есть свои дороги, тропинки в лесу. Давайте отправимся сейчас в сказочный клеточный лес и погуляем по его тропинкам вместе с ними.
Воспитатель:
(открывает на доске клеточное поле). Представьте, что это сказочный лес. Посмотрите внимательно, из чего он состоит?
Дети:
Он состоит из клеток, в которых мы видим деревья, листья, грибы, шишки….
Воспитатель:
Как вы думаете, в какое время года все это можно найти в лесу?
Дети:
В осеннем лесу, потому что осенью желтеют листья, созревают семена деревьев, вырастают грибы.
Воспитатель:
Совершенно верно. В этом клеточном любят гулять звери. Посмотрите на экран, узнайте и назовите их. Слайд №4.
( на экране изображены еж, заяц и лиса в перекрытом контуре, дети узнают и называют).
Воспитатель:
Все звери передвигаются в этом лесу по клеткам, но по-разному, у каждого из них своя тропинка. Посмотрите на экран. Слайд №5.
Еж шагает по всем направлениям по прямой в каждую клеточку. Давайте назовем эти направления.
(показывает указкой направление клеток на экране, а дети называют)
Дети:
В каждую клеточку прямо вверх, прямо вниз, прямо влево, прямо вправо.
Слайд №6(заставка)
Педагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения ежа.
Воспитатель:
Сидел ежик под деревом (показывает дерево указкой на клеточном поле). Решил он на зиму запасти грибочков. Выбрал самый большой гриб и пошел к нему по своей тропинке. Давайте покажем ежику, что и мы знаем тропинки к его грибу-лисичке. Возьмите клеточные поля и выложите косточками путь от дерева до гриба-лисички. Помните, как ходит ежик? (обращает внимание детей на схему передвижения ежа на доске)
Дети выкладывают путь косточками на индивидуальных клеточных полях.
Воспитатель:
Молодцы! Вы нашли несколько тропинок, и они все разные.
А кто шел другой тропинкой?
Дети отвечают и рассказывают, что им встретилось на пути.
Воспитатель:
Давайте сделаем зрительную гимнастику. Подойдите к паутинке (на стене в группе офтальмотренажер «Паутинка»).
(Дети подходят к офтальмотренажеру и встают полукругом).
Тифлопедагог:
Осенью в лесу с деревьев опали листья и семена. Проследите глазами по паутинке и назовите их.
(Дети прослеживают глазами за указкой тифлопедагога и называют.
Воспитатель:
А теперь продолжим зрительную гимнастику за столами. Присаживайтесь. Посмотрите, какие красивые осенние листочки упали к нам на столы с деревьев. Возьмите каждый по листочку и проследите глазами за их движением.
.
Воспитатель:
Молодцы! Посмотрите на экран.
Слайд № 7
У ежика есть друг - заяц. Он прыгает по лесу по всем направлениям по прямой через клеточку.
Назовите, как передвигается заяц в клеточном лесу.
(показывает указкой направление клеток на экране, а дети называют).
Дети:
Прямо вверх через клеточку, прямо вниз через клеточку, прямо влево через клеточку, прямо вправо через клеточку. (Педагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения зайца).
Слайд №8 (заставка)
педагог:
Правильно. Сидел заяц на пенечке в лесу (показывает пенек указкой на клеточном поле).
Увидел он кустик, решил полакомиться его корой и быстро поскакал к нему. Давайте и мы покажем на своих клеточных полях дорожки, по которым может проскакать заяц от пенька к кустику. Возьмите косточки и выложите ими этот путь. Помните, как прыгает заяц? (обращает внимание детей на схему передвижения зайца на доске).
Дети выкладывают цветными квадратиками дорожки от пенька к кустику.
Тифлопедагог:
Кирилл, расскажи, какая тропинка получилась у тебя. Назови, что попалось тебе на пути к кустику. (мальчик перечисляет предметы).
Тифлопедагог:
А кто шел другой тропинкой?
Дети отвечают и рассказывают, что им встретилось на пути.
Тифлопедагог:
Перед тем, как выполнить следующее задание, давайте оденем «думающую шапочку» и сделаем массаж ушей, чтобы быть внимательными (педагог и дети имитируют одевание шапочки и делают массаж ушей).
Возьмите клеточные полоски с цифрой один. Внимательно посмотрите на клетки с картинками и поставьте жирную точку под теми предметами, которые заяц никогда не встретит на своем пути. Объясните, почему.
Дети рассматривают картинки в клетках, сверяют их с клеточным полем и ставят точки, затем объясняют.
Тифлопедагог:
Ежик в лесу бегает, заяц прыгает, давайте и мы с вами немножко разомнемся. Раз, два, три – на зарядку выходи! (дети выполняют упражнения напряжения с мышц спины и шеи, одновременно произносят слова).
Тифлопедагог:
Присаживайтесь на места. Продолжаем прогулку по сказочному клеточному лесу. Наелся зайчик коры с куста и вспомни, что видел в лесу две ягодки клюквы и чтобы их не потерять, положил рядом и ними большой желудь. (тифлопедагог показывает на клеточном поле указкой клюкву и желудь).
Поскакал зайчик от куста к ягодкам. А мы с вами возьмем клеточные полоски с цифрой два и попробуем нарисовать то, что встретилось ему на пути. Но прежде чем рисовать, давайте разомнем наши пальцы. Возьмите массажеры для тренировки пальцев.
Дети выполняют гимнастику для пальцев со словами
Тифлопедагог:
А теперь приступаем к рисованию.
(Дети рисуют в пустых клетках сыроежку и березовый лист).
Тифлопедагог:
Правильно. Зайчик встретит на своем пути сыроежку и березовый лист.
Отложите в сторону свои рисунки и посмотрите на клеточное поле.
Тифлопедагог
Есть у зайца в лесу один враг, рыжий и хитрый. Как вы думаете, кто это?
Дети:
Наверное, лиса.
Тифлопедагог:
Совершенно верно. Это лиса. Посмотрите на экран.
Слайд №9.
Лиса бегает по лесу по всем направлениям в каждую клеточку наискосок.
Назовите, как передвигается лиса.
(тифлопедагог показывает указкой направление клеток на экране, а дети называют).
Дети:
Наискосок вправо вверх, наискосок вправо вниз, наискосок влево вверх, наискосок влево вниз (Тифлопедагог вывешивает на доску рядом с клеточным полем схематичное изображение направлений движения лисы).
Слайд №10 (заставка)
Тифлопедагог:
Боится заяц лису и все время от нее прячется. Сидит лиса под деревом и смотрит, где же заяц. А заяц спрятался от лисы под елочкой (тифлопедагог показывает указкой елочку на клеточном поле).
Тифлопедагог:
Посмотрите внимательно на клеточное поле и скажите, найдет его лиса или нет? А чтобы это узнать, выложите косточками на своих клеточных полях путь лисы от дерева. Помните, как бегает лиса?
Дети:
Лиса бегает во все стороны наискосок (выкладывают косточками путь лисы).
Тифлопедагог:
Ну что, найдет лиса зайца?
Дети:
Нет, не найдет. Она пробежит мимо елочки и прибежит к кустику.
Тифлопедагог:
Любит лиса один гриб с красной шляпкой. Знает она к нему дорогу. Что это за гриб? Найдите его на клеточном поле.
Дети:
Это сыроежка.
Тифлопедагог:
Давайте покажем лисе, что и мы знаем дорогу к этому грибу. Возьмите клеточные полоски с цифрой три и нарисуйте в пустых клетках, что встретит лиса на пути к грибу.
(Дети рисуют два желудя, листик березы и одну ягодку).
Тифлопедагог:
Проверяем. Артем, покажи путь лисы от дерева до грибка на большом клеточном поле.
(мальчик, проводя указкой путь, называет предметы в клетках, а дети проверяют).
Тифлопедагог:
Молодцы!
Давайте вспомним, по каким тропинкам клеточного леса прыгали и бегали ежик, заяц и лиса (дети вспоминают.) А теперь возьмите свои клеточные поля и силуэты зверей, подойдите к большому фланелеграфу, и прикрепите силуэты к тропинкам (дети прикрепляют).
3.Заключительная часть.
Рефлексия.
Тифлопедагог:
Вот и закончилась наша прогулка в лес. Мы с вами увидели много разных тропинок и путей, по которым передвигаются звери.
А сейчас я предлагает тем детям, кому было интересно и легко работать, взять красные квадратики. Тем, кому было интересно, но немножко трудновато, взять зеленые квадратики. А тем, кому было не интересно и трудно - синие. Прикрепите свои квадратики на фланелеграф.
Дети прикрепляют квадратики
Тифлопедагог:
Я вижу, что вам действительно было интересно. Спасибо за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Путешествие в зимний лес»Цель: развитие зрительного восприятия по средствам экологического моделирования. Образовательные задачи: закрепить представление детей о ха...
В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и об осенних изменениях в природе....
quot;Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"- игры и упражнения, которыми можно позаниматься дома...

В рамках образовательной деятельности закрепляются представления дошкольников с нарушением зрения о времени года "Зима" посредством использование нетрадиционной техники «Рисование цветной солью»....

Перспективный план распределения годовых задач по прикладному творчеству для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы...

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового....