Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Герасимова Галина Анатольевна

В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pomozhem_fedore_15.12.14.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 662

компенсирующего вида

Кронштадтского района Санкт - Петербурга

Конспект

непрерывной непосредственно образовательной деятельности

по развитию зрительного восприятия

«Поможем  Федоре…»

для детей с нарушением зрения

подготовительной к школе группы

                                                            Герасимова Г. А. воспитатель

        

Цель:  развитие зрительного восприятия

Коррекционно-образовательные  задачи: 

  1. Совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве на клеточном поле, закреплять умение ориентироваться по направлениям: вправо, влево, вверх, вниз, наискосок вправо вверх, напскосок влево вниз и т. д.
  2. Расширять зрительный опыт детей по теме «Посуда»: совершенствовать зрительную дифференцировку посуды в силуэтном изображении, закреплять умение классифицировать посуду по видовым признакам (чайная, столовая и кухонная), развивать умение зрительно соотносить посуду по оттенкам красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов;
  3. Совершенствовать  способы восприятия глубины пространства: закреплять умение узнавать посуду в перекрытых силуэтах.  
  4. Совершенствовать навыки зрительно-моторной координации (умение штриховать разными видами штриховки).
  5. Развивать зрительное внимание, зрительную память с помощью приемов мнемотехники (ассоциативная память), слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, моторику, речь.
  6. Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические образовательные технологии.  

Оздоровительные задачи:

Использовать здоровьесберегающие технологии:

  • Гимнастика для глаз (снятие напряжения с глаз)
  • Гимнастика для кистей рук и пальцев  (разминка пальцев перед     выполнением графического задания)
  • Дыхательная гимнастика
  • Самомассаж ушей
  • Двигательные упражнения (снятие напряжения с мышц спины и шеи)
  • Смена двигательной активности

Оборудование: 

Презентация к занятию.

Красный и зеленый квадраты (для дыхательной гимнастики).

Офтальмотренажер «Змейка»

Силуэты предметов посуды

Офтальмотренажер «Паутинка»

Карточки с предметами посуды в перекрытых силуэтах

Карточки с предметами для развития ассоциативной памяти

Индивидуальные фланелеграфы (черно-белые)

Индивидуальнын  клеточные поля для раскрашивание лабиринта

Силуэты чашек и блюдец для соотнесения по оттенкам (красного, зеленого, желтого, оранжевого цветов)

Листы с заданиями для классификации и штриховки посуды.

Цветные и простые карандаши

Цветные квадратики для рефлексии.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Дети входят в кабинет, здороваются.

Тифлопедагог:

Давайте настроимся на работу. Выбросьте из головы кричалки, шумелки, пыхтелки, дразнилки (имитирует выбрасывание из головы).

Настройка на деятельность (синектика).

Тифлопедагог:  

«Положите левую руку на грудь  и посмотрите на зеленый квадрат (показывает на стене большой зеленый квадрат) сделайте глубокий вдох, а потом посмотрите на красный квадрат (показывает на стене большой красный квадрат) сделайте глубокий выдох. Еще раз вдыхаем спокойный зеленый цвет, а выдыхаем красный.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

  1. Основная часть

Слайд №1.(заставка)

Тифлопедагог:

 Молодцы! Присаживайтесь за столы.

Дети присаживаются за столы.

Тифлопедагог:

 Слайд №2. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Догадайтесь, из какой сказки эта картинка.

Дети:

Эта картинка из сказки «Федорино горе».

Тифлопедагог:

Правильно. Кто написал эту сказку?

Дети:

Корней Иванович Чуковский.

Тифлопедагог:

О чем говорится в этой сказке?

Дети:

В ней говорится о Федоре. От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

Тифлопедагог:

Подойдите, пожалуйста, к офтальмотренажеру «Змейка», проследите глазами за движением указки и назовите  какая посуда убежала от Федоры.

Дети следят глазами за указкой, движущейся в правую и левую стороны и называют силуэты посуды.

Тифлопедагог:

Молодцы. Присаживайтесь за столы.

Слайд №3. Посмотрите на экран.  Пошла Федора искать свою посуду.  Давайте ей поможем и нарисуем путь, по которому она шла.  Слайд №4. (заставка)  Но сначала разомнем наши пальцы. Возьмите массажеры для пальцев.

Дети берут массажеры и выполняют пальчиковую гимнастику со словами.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальцы разминать

 И посуду называть:

Чайник, чашка, ковшик,

 Ложка и большая поварешка.

Все мы пальцы разомнем

И рисовать начнем.

Тифлопедагог:

Возьмите клеточные поля. Начинаем рисовать по клеткам путь Федоры от стрелки слева. Найдите ее. Слушайте внимательно.

Тифлопедагог:

Раскрасьте от стрелки внизу две клеточки вправо красным карандашом, три клеточки вверх зеленым карандашом ….

Дети раскрашивают клетки на клеточном поле под диктовку тифлопедагога.

Тифлопедагог:

Догнала Федора посуду, и видит вместо нее совсем другие предметы. Посмотрите на экран. Слайд №5. Кто- то заколдовал всю посуду. Давайте поможем Федоре  расколдовать  ее. Слайд №6. (заставка). Чтобы быть внимательными и справиться с этим заданием ,оденьте на голову «думающие шапочки» и потрите руками кончики ушей.

 

Дети выполняют..

Тифлопедагог:

Начинаем превращать. Я буду показывать картинку с предметом, а называть буду посуду. Вы молчите, только слушайте и запоминайте. Когда я покажу картинки второй раз, вы, глядя на них, назовете только посуду.

Тифлопедагог:

Ты картинка покрутись и в посуду превратись. (показывает картинки с предметами и называет посуду)

Трапеция – чашка

Катушка – скалка

Паутина – сито

Зонтик – рюмка

Цифра девять – поварешка

Ласточка – вилка

Огонь – кастрюля

Бублик – тарелка

Теннисная ракетка – сковорода

Стеклянная лампочка – стакан

Гусь – чайник.

Дети, глядя на предметы, называют посуду.

Тифлопедагог:

Молодцы, расколдовали вся посуду. А теперь давайте сделаем зарядку. Выходите из-за столов.

Дети выходят из-за столов, встают на середину кабинета и выполняют движения со словами вместе с тифлопедагогом.

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки

Мы покружимся немножко.

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

Тифлопедагог:

Присаживайтесь на места. Пожалела посуда Федору и решила вернуться домой. Но по дороге многие чашки и блюдца разбились. Давайте мы подарим ей новые. Возьмите с тарелочек чашки разных оттенков  красного, зеленого, оранжевого, желтого цвета и подберите к ним блюдца таких же оттенков и разложите их на фланелеграфах.

Дети  берут чашки разных оттенков своего цвета ,подбирают к ним блюдца и выкладывают на фланелеграфах: желтые, оранжевые на черных, зеленые и красные на белых ).

Тифлопедагог:

Вот какие красивые чашки и блюдца для Федоры у нас получились.  

Тифлопедагог:

Давайте сделаем зрительную гимнастику. Подойдите к офтальмотренажеру.

Дети подходят к офтальмотренажеру «Паутинка».

Тифлопедагог:

У Федоры на кухне паук сплел паутину. Проследите глазами за движением  моей указки по паутине и назовите те предметы посуды, которые находятся к ближе к вам. Вспомните, как мы определяем, какой предмет ближе, а какой дальше?

Дети:

Предмет, который виден весь – находится к нам ближе, а предмет, который закрыт и виден не весь – находится дальше.

Тифлопедагог:

Правильно. Итак, начинаем. (проводит медленно указкой по паутине из центра.)

Дети следят глазами за указкой и называют посуду в перекрытых силуэтах

Тифлопедагог:

Слайд №7.Посмотрите на экран. Вернулась посуда к Федоре, отмыла она ее, почистила. А вот как расставить на полках, не знает. Давайте ей поможем.

Вспомните, какая бывает посуда.

Дети:

Чайная, кухонная и столовая.

Тифлопедагог:

Правильно. Возьмите листы, на которых нарисована посуда на полках. На верхней полке заштрихуйте только чайную посуду штриховкой слева направо.

 Дети выполняют.

Тифлопедагог:

На средней полке заштрихуйте только столовую посуду штриховкой сверху вниз.

Дети выполняют.

Тифлопедагог:

На нижней полке заштрихуйте только кухонную посуду штриховкой наискосок

Дети выполняют.

3.Заключительная часть.

Рефлексия. 

Тифлопедагог:

Вот и помогли мы Федоре .

А сейчас я предлагает тем детям, кому было интересно и легко работать, взять красные квадратики. Тем, кому было интересно, но немножко трудновато, взять зеленые квадратики. А тем, кому было не интересно и трудно - синие. Прикрепите свои квадратики на фланелеграф.

Дети прикрепляют квадратики

Тифлопедагог:

Я вижу, что вам действительно было интересно. Спасибо  за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».

Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...

"Путешествие в зимний лес" Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей с нарушением зрения (подготовительная к школе группа).

Конспект НОД  «Путешествие в зимний лес»Цель: развитие зрительного восприятия по средствам экологического моделирования. Образовательные задачи:  закрепить представление детей о ха...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники....

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группы по теме «Конкурс «Юный архитектор»

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» конструирование из строительного материала у детей с нарушениями зрения...