Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Волшебный мир фигур»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кузнецова Ирина Викторовна

 Занятие нацелено на систематизацию знаний детей с нарушением зрения о геометрических фигурах, геометрических телах.На  занятии используются игры на развитие сохранных анализаторов; Методика коррекционного упражнения:   развитие зрительного восприятия через пенализатор; релаксация в сенсорной комнате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_po_razvitiyu_zritelnogo_vospriyatiya.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия

по развитию зрительного восприятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения

«Волшебный мир фигур»

Подготовила учитель-дефектолог Кузнецова И.В.

Коррекционные задачи:

- Систематизировать знания детей о геометрических фигурах, геометрических телах;

-Продолжать учить использованию формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов;

-Продолжать развивать ориентировку на микро- и макроплоскости, соответствие между словом и предметом;

-Развивать бинокулярное зрение, используя остаточное зрение и сохранные анализаторы;

-Развивать зрительное восприятие,слуховое внимание;

-Совершенствовать зрительно-моторную координацию.

-Активизировать в речи слова пространственной терминологии: над, под, слева, справа,  верхний(нижний) правый угол, верхний(нижний) левый угол, середина;

-Воспитывать умение работать в коллективе на решение поставленной цели.

Оборудование: чудесный мешочек, экран, муфта, настольная лампа, релаксационная музыка,  колокольчик, пенализаторы по количеству детей, комплект геометрических тел игеометрических фигур на каждого ребенка,  интерактивная доска, индивидуальные фланелеграфы, индивидуальные повязки на глаза, тактильные доски, цветные палочки по 10 штук на каждого ребенка, шнурочки, цветные камешки,

Ход занятия

Дефектолог с детьми  заходят в кабинет.

По кабинету разбросаны геометрические фигуры и объемные фигуры

Дефектолог:Посмотрите, какой, здесь беспорядок! Кто-то здесь уже побывал и похозяйничал без нас. Как вы, думаете, что разбросал незванный гость? (Ответы детей)

Дефектолог: Предлагаю навести порядок и рассортировать фигуры на геометрические и объемные. В сиреневый поднос собирайте геометрические тела, а в зеленый – геометрические фигуры.

Дети собирают и раскладывают фигуры на подносы.

Дефектолог:Подумайте, почему вы так  разложили фигуры?

Давайте проверим, какие фигуры вы отнесли к геометрическим? А какие фигуры вы отнесли к объемным? Как вы думаете, чем геометрические фигуры отличаются от объемных фигур?

Дефектолог: Молодцы! А сейчас будем пальчики сгибать и фигуры называть.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы я вот так сложу-

Прямоугольник покажу.

А теперь, мои друзья,

Сделал треугольник я.

Могу я сделать ромб и круг.

И все, что вижу я вокруг.

Дефектолог:А вот и наши любимые чудесный мешочек и муфта. Поиграем?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Детям предлагается:самостоятельно или по заданию на ощупь определить  и назвать фигуру; отгадать загадку, а потом найти фигуру; найти фигуру на которую похож заданный предмет)

Дефектолог: Молодцы! А сейчас внимание на доску.

Работа с интерактивной доской.

Дидактическая игра «Я вижу геометрическую фигуру, она похожа на предмет»  (и наоборот:«Я вижу предмет, он похож на объемную фигуру»)

1.На  экране слева изображены предметы, справа геометрические фигуры. Детипоочередно соединяют предмет с соответствующей фигурой.

2. Справа изображены предметы, слева объемные фигуры. Дети поочередно соединяют объемные фигуры с предметом.

Дефектолог:Занимайте места за столами, вас ждет волшебный экран.

Дидактическое упражнение «Волшебный экран»

Детям предлагается по тени определить объемные фигуры и по заданию дефектолога  положить  в определенном месте фланелеграфа. Далее дети

самостоятельно сверяют правильность  выполнения задания с интерактивной доской.

Дефектолог задает вопросы:

-Где расположен конус?

-Какое объемное тело находится в верхнем правом углу?

-Какое объемное тело ты положил в левом нижнем углу?

- В нижнем правом углу находится куб. Так  ли это?

Дефектолог: Молодцы! А сейчас физкультминутка.

Физкультминутка

Наклонились,

Распрямились, потянулись.

И назад прогнулись.

 А теперьмы поиграем

Про фигуры все узнаем.

Детям даются задания:

- Хлопни в ладоши столько раз, сколько у треугольника углов.

-Присядь столько раз, сколько у квадрата сторон.

- Подними руки вверх столько раз, сколько вершин у круга.

-Топни ногой столько раз, сколькоуглов имеет тор.

Дефектолог : Глаза устали, поработают ваши умелые руки.

Д/игра «Ловкие руки»

Дети на глаза надевают индивидуальные повязки. Перед каждым лежат тактильные доски. На ощупь дети определяют изображение геометрической фигуры. Далее дефектолог переворачиваетдоски.  Дети снимают повязки и на фланелеграфе из предложенных материалов (на выбор) выкладывают свою фигуру.

Дефектолог: Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Переверните дощечки  и проверьте себя.

Дефектолог задает вопросы:

-Какая у тебя фигура изображена на доске? Какую фигуру ты изобразил? Как ты думаешь, ты правильно выполнил задание? Какой материал ты использовал для изображения фигуры?

Дефектолог: Молодцы! Все справились с заданием. Ловкие руки вас не подвели.А сейчас для вас задание на смекалку и сообразительность.

Дидактическое упражнение «Загадочные палочки»

Дефектолог: Из цветных палочек постройте прямоугольник.

-Положите еще одну палочку так, чтобы получилось два квадрата.

-В какой части прямоугольника вы положили  палочку?

-Положите еще одну палочку так, чтобы получилось: квадрат и два треугольника.

-Как вы получили два треугольника?

- Сделайте так, чтобы у вас получилось 4 треугольника

-Посчитайте, сколько получилось треугольников? (5)

-Переложите одну палочку так, чтобы получилось 2 прямоугольника и 2 квадрата

-Как вы переложили палочку?

-Посчитайте, сколько фигур у вас получилось? Назовите их.

-Молодцы!

Дефектолог: Предлагаю отдохнуть. Отдыхать мы будем в волшебной комнате.А чтобы дверь в волшебную комнату открылась, надо позвонить в колокольчик. Но, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?

Дети:  Надо на него подуть.

Дефектолог:  Правильно! Через нос делаем глубокий вдох, а через рот медленный выдох, направленный на колокольчик.(Дети выполняют.)

Дефектолог:  Молодцы! Наша дверь открылась.

Дети заходят в сенсорную комнату.

Дефектолог: Проходите, рассаживайтесь удобнее. Расслабьтесь.

(Выключается свет, включается прожектори релаксационная музыка)

Дефектолог:   Наступает чудесная ночь. Ветерок обдувает наше тело легкой свежестью.  Дышится легко и свободно. Мы отдыхаем. На темном небе зажигаются яркие звездочки.  Кроме звезд на небе можно увидеть еще очень много интересного. Предлагаю рассмотреть звездное небо.

(Детям раздаются пенализаторы)

Методика коррекционного упражнения:  развитие зрительного восприятия через пенализатор. Коррекционный эффект: ограничение поля восприятия, вследствие чего, рассматривая картину через пенализатор,  ребенок вынужден водить взглядом по всей площади пространства,

рассматривая его поэтапно, натыкаясь взглядом на новые предметы. В результате учим ребенка не смотреть в одну точку, а водить взглядом по всему пространству, формируя целостность и последовательность восприятия.

Дефектолог: Расскажите, что интересного вы увидели?

Ответы детей (Звезды, месяц с медведем, ковш большой медведицы, спутники, ракеты, кометы в виде геометрических фигур(предложить назвать), спутники )

Дефектолог: Молодцы! Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает ваше тело, лицо, руки, ноги.Тело становится легким, теплым, послушным.Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми.

Дефектолог:   Наступает утро. Гаснут звезды.(включается свет). Настроение становится бодрым и жизнерадостным.Потянулись, улыбнулись!Мы полны сил и энергии.

Выходим из сенсорной комнаты

Дефектолог:Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Выходим с детьми из сенсорной комнаты

.

Дефектолог Скажите, что нового вы узнали сегодня? С какими трудностями вы столкнулись? В какую игру вы хотели бы еще поиграть?

Ответы детей

Дефектолог: Хорошо, мы еще над этим поработаем.

Гимнастика для глаз по Аветисову «Геометрические фигуры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»

Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники....

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"

quot;Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"- игры и упражнения, которыми можно позаниматься дома...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию зрительного восприятия в старшей группе для детей с нарушением зрения. «Здравствуй, Смоленск!»

Непосредственно образовательная деятельностьпо развитию зрительного восприятияв старшей группе для детей с нарушением зрения.«Здравствуй, Смоленск!»...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию зрительного восприятия в старшей группе для детей с нарушением зрения. «Здравствуй, Смоленск!»

Непосредственно образовательная деятельностьпо развитию зрительного восприятияв старшей группе для детей с нарушением зрения.«Здравствуй, Смоленск!»...