Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
статья

Безгодова Любовь Николаевна

В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения.Богатым источником нравственных принципов и моральных норм можно считать русские народные сказки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у  детей дошкольного возраста.

             Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии воспитанника.

        В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Внутреннее содержание нравственного воспитания зависит от множества факторов, таких как возраст воспитанника, конкретная социально-историческая ситуация, традиции и ценности конкретного общества. Немалую роль играет также способность воспитанников к психологическому восприятию и интеллектуальному осмыслению окружающего мира.

В процессе нравственного воспитания не следует забывать о том, что взрослый человек,  является для ребенка образцом, примером для подражания, нравственным ориентиром. Так как воспитанник, наблюдая за взрослым, перенимает его модели поведения.

          Богатым источником нравственных принципов и моральных норм можно считать русские народные сказки: эти произведения фольклора созданы многими поколениями людей, а значит, вобрали в себя народную мудрость, выработанную в веках.

      В России многие педагоги указывали на важность использования в воспитательной работе с детьми народных сказок. Так, В. Г. Белинский утверждал, что дети стремятся к фантастике и вымыслу, поэтому в воспитательном процессе сказки играют огромную роль: ведь за внешней фантастичностью в них скрыт реальный жизненный опыт, знания о социальных отношениях, столь необходимые детям, еще не имеющим обширного собственного опыта социальных отношений. 

         Ребенок, слушая сказку, входит в многогранный  мир, где сталкивается не только с верной дружбой, справедливостью и героизмом, но и с ложью, предательством и жестокостью. Поэтому при помощи сказок маленький человек  учится отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного..

       Сказки рассказывались детям на протяжение многих лет, и за это время не только стали традицией, но и доказали свою действенность в нравственном воспитании.

    Читая сказку, ребенок учится ценить доброту и справедливость, начинает считать прекрасными проявления этих качеств теми или иными героями, и в то же время убеждается в том, что ложь, предательство, несправедливость – понятия отрицательные, а герои, которые лгут или предают друзей, вызывают у ребенка негативную реакцию.

        Таким образом, словом «красивый» воспитанник начинает определять благородный, нравственный поступок, а словом «некрасивый» - поступок, противоречащий принципам морали.

           Сказочные истории производят на детей огромное впечатление, они созвучны их мироощущению. Фантастические приключения и волшебные образы, с которыми сталкивается юный читатель или слушатель сказок, являются отражением реального мира. Не секрет, что дети, следя за развитием событий в сказке, отождествляют себя с тем или иным из героев этого произведения.

 Дети  учатся вставать на сторону добра и справедливости, стараются быть похожими на любимых героев, подражая их поступкам и перенимая те нормы морали, следование которым заложено в образах героев.

        Сказка также учит ребенка оценивать поступки героев, определять, какие из персонажей могут быть названы положительными, а какие – отрицательными. Они безошибочно встают на сторону тех персонажей, которые олицетворяют добро, верность, справедливость и честность, учатся сочувствовать несправедливо обиженным и незаслуженно пострадавшим героям. Проводя аналогии между сказочным миром и реальной жизнью, дети начинают стремиться к тому, чтобы и в реальности всегда царила справедливость. Именно в этом заключается причина того, что сказки столь высоко ценятся в педагогике.

   Таким образом, сказки  создают необходимые условия для формирования е нравственных представлений у детей , способствует развитию гармоничных отношений в социуме. При помощи сказок дети усваивают необходимую им информацию об устройстве окружающего мира, об особенностях человеческих взаимоотношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Период раннего детства (от 1 года до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшае...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

          В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...