Картотека игр на масленицу.
материал (подготовительная группа)

Петрик Мария Николаевна

Русская народная игра «Звонарь»

 

Ход игры: Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово«звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4—6 человек.

После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило — тот становится водящим.

 

«Утка-Гусь»

 

Атрибуты: Маленький мячик.

Ход игры: Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова:«Утка, утка, утка!» — которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» — кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.

Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Доброе утро» или«Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.

 

Игра с Солнцем

 

Атрибуты: Шапочка с изображением солнца.

Ход игры: В центре круга — «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче —

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю — отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» — «солнце» догоняет детей. «Слава Солнцу» Сла-ва на не-бе солн-цу вы-со-ко-му, сла-ва! Сла-а-ва!

 

 

 

 

 

 

 

«Горелки»

 

Ход игры: Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

— Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий»,то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

 

«Колечко»

Атрибуты: Кольцо.

Ход игры: Все играющие выстраиваются в ряд. У ведущего в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а ведущий приговаривает:«Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

 

«Третий — лишний»

 

Ход игры: Все играющие стоят по парам друг за другом, образуя большой круг. Один водящий бежит за кругом и встает впереди любой пары. Другой водящий должен его догнать и дотронуться рукой. Если водящий, который догоняет, успел дотронуться до него, то водящие меняются ролями: тот, кто убегал, догоняет, тот, кто догонял, — убегает. Если водящий не успел дотронуться до убегающего и тот встал впереди любой пары, то третий игрок в паре оказывается лишним, и он должен убегать от водящего.

Варианты, игры

1. Играющие становятся парами лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки и оказывается к кому-нибудь спиной. Тот игрок, к кому убегающий встанет спиной, и будет третьим лишним. Теперь он должен убегать от водящего.

2. Двое водящих находятся в середине круга на расстоянии около 3 метров друг от друга. Играющие держатся под руку, а свободные руки кладут на пояс. Все пары медленно движутся по кругу под пение какой-либо известной песни или под музыку. Один из водящих убегает, другой его догоняет. Убегающий, спасаясь, встает рядом с какой-нибудь парой и берет под руку крайнего в ней. Теперь его ловить нельзя. Игрок, находящийся с другой стороны пары, оказывается третьим лишним. Он теперь должен убегать отводящего, и может присоединиться к любой паре справа или слева от нее, взяв крайнего под руку. Если догоняющий поймает (коснется) убегающего, то они меняются ролями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulki.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Весна. Прогулки в подготовительной группе

Март

Ф. Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

                              И всё засуетилось,

                              Всё гонит Зиму вон –

                              И жаворонки в небе

                              Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та её в глаза хохочет

И пуще лишь шумит….

                              Взбесилась ведьма злая

                              И, снегу захватя,

                              Пустила, убегая,

                              В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

№1        Осмотр участка

Цель: отметить изменения, произошедшие на участке  с приходом весны.

  • Каким участок был в феврале?
  • Каким стал теперь?
  • Почему он кажется больше и светлее?
  • Почему сугробы стали меньше?
  • Почему на горке теперь не покатаешься?
  • Игры в оставшихся снежных постройках.

П/и «Следопыты» - двигательная активность, ориентировка на местности.

Примета месяца:

  • В марте зима и сзади и спереди.

Загадка: В этот месяц, что ни год,

                Над крыльцом скворец пёт.

                Снег грустит,  сосульки плачут –

                Горек им весны приход.

(март)

        Своё название март получил от древнеримского бога войны, защитника земледелия и скотоводства Марса.

Труд: сбор снега на участке.

№2  Наблюдение за изменением                                 светового дня

Цель: обобщить одно из  характерных признаков весны – увеличение светового дня.

  • Какое время года на дворе?
  • Как было на улице, когда зимой приходили и уходили из детского сада?
  • Какие изменения произошли с приходом весны?

Д/и «Времена года» - различать характерные признаки года.

      Март – первый месяц весны, утро года. Всё ярче становятся зори. В васильковой синеве неба уже появились кучевые облака.

Ночью ещё мороз, ломким стеклом хрустит под ногами тонкий ледок, сверкают

хрустальные сосульки, а днём звенит весёлая капель. Возрастает разница между ночной и дневной температурой воздуха. По дорогам чернеет снег. На полях появляются первые проталины.

Э. Булгакова

Если щётками пригорки

Стали вдруг от травки колки

И цветным мелком на классы

Вся расчерчена страна.

                       А по классам скачут бойко

                       Ани, Насти и Алёнки,

                       Всё равно девчонки эти

                       Называются ВЕСНА.

Труд: сбор снега на участке.

№3                Наблюдение за погодой

Цель: понаблюдать за общим состоянием погоды; отметить изменения.

  • Отметить характерные признаки прихода весны.
  • Наблюдение за солнцем (отметить изменение пути солнца).
  • Отметить увеличение светового дня.

         Солнце пригревает сильнее. Небо стало ярко-синим. Появились кучерявые облака, образовались при нагревании воздуха. Отметить, чем больше тает снег, тем больше таких облаков.

Е. Боратынский

              Весна, весна! Как высоко

              На крыльях ветерка,

              Ласкаясь к солнечным лучам,

              Летают облака!

Загадка: Тает снежок, ожил лужок,

                День прибывает, когда это бывает?

(весной)

Примета месяца:

  • В марте облака плывут быстро и высоко.

Труд: разбрасываем снег.

№4        Наблюдение за солнцем

Цель: отметить, как светит солнце в данное время года; как изменяется путь в течении дня.

  • Как стало светить солнце, по сравнению с зимой.
  • Какое солнце сегодня? Каким оно было вчера?
  • Отметить путь солнца утром, днём, вечером.
  • Отметить, солнце раньше восходит и позже заходит. В связи с этим происходит увеличение светового дня.

Я. Колас

Песня весне

Уходи мороз косматый!

Слышишь, старый, или нет?

И над садом, и над хатой

Голубой весенний свет.

                      Солнце ласково смеётся,

                      Светит ярче, горячей.

                      И с пригорка звонко льётся

                      Разговорчивый ручей.

Труд: разбрасываем снег.

№5      Наблюдение за последними зимними позёмками, вьюгами

Цель: продолжить обобщение о характерных признаках весны: последние зимние позёмки, вьюги.

  • Каким вьюги и позёмки были в зимнее время?
  • Какими стали весной?
  • Почему весной нет вьюги и позёмки в дневное время?

З. Токмакова

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

                             Чёрные проталины

                             На полях видны:

                             Верно, очень тёплые

                             Ноги у весны.

Примета месяца:

  • В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Труд: разбрасываем снег.

№6      Наблюдение за таянием снега

Цель: учить замечать первые признаки весны, понаблюдать за состоянием снега в данное время года.

  • Рассмотреть снег. Какой он? (рыхлый, тёмный, ноздреватый, зернистый).
  • Почему утром снег покрывается белой корочкой? Как эта корочка называется? (наст).
  • Где быстрее растает снег: на дорожках или на асфальте?
  • Где труднее убирать снег: с дорожек или там где лежит рыхлый снег?
  • Куда вывозят снег?

Примета месяца:

  • Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай.

Л. Аграчёва

Всё просыпается

Весело аукнула

Из лесу весна,

Ей медведь откликнулся

Проурчав со сна.

                               Поскакали зайки к ней,

                               Прилетел к ней грач;

                               Покатился ёжик в след,

                               Как колючий мяч.

Всполошилась белочка,

Глянув из дупла, -

Дождалась, пушистая, света и тепла!

                               Гордо приосанился

                               Посветлевший бор;

                               На ветвях коричневых

                               Грянул птичий хор.

Труд: помогаем дворнику разбрасывать снег.

№7      Наблюдение за капелью

Цель: понаблюдать за таянием сосулек, установить причинно- следственные связи между таянием сосулек, временем суток и сторонами света.

  • Как появляются сосульки?
  • Почему сосульки тают днём, а ночью нет?
  • Обратить внимание, что сосульки появляются не со всех сторон крыши? Почему?

Загадка: Висит за окошком мешок ледяной,

                 Он полон капели и пахнет весной.

(сосулька)

Е. Стюарт

Весна пришла

            Весна пришла, сосульками

            Карнизы украшая.

            Ручьи задорно булькают,

            Сугробы подмывая.

Словарн. работа: весна (какая?) – шумная, буйная, звонкая и т. д.

      В Древней Руси март величали березнем, белозёром – то есть берёза и зола, так как в этом месяце жгли берёзу на уголь.

      Ещё называют зимобором, капельником, протальником, соковиком, красовиком.

Примета месяца:

  • Если в марте вода не течёт, в апреле трава не растёт.

Труд: собираем талую воду для поливки комнатных растений.

№8     Наблюдение за птицами

Цель: систематизировать представление детей о перелётных птицах, их жизни в весенний период.

  • Каких птиц называют перелётными?
  • Каких перелётных птиц вы знаете?
  • Какая птица приносит весну на своих крыльях?
  • Найти и назвать перелётных птиц на своём участке (скворцы, грачи, зяблики, трясогузки).
  • Как они добывают корм?

Загадка: На шесте – дворец,

                 Во дворце – певец.

                 Как его зовут…..(скворец)

Потешка:

         Уж вы пташечки, щебетушечки,

         Прилетайте к нам.

         Весну ясную, весну красную

         Принесите к нам.

Д/и «Наши птицы» - жизнь птиц.

    По снегу потемневшему и пористому, важно расхаживают иссиня – чёрные птицы. Грачи прилетели! Они громко перекликаются, склёвывают гусениц и других вредителей, собирают веточки и сухую траву для гнёзд.

Труд: кормим птиц.

№9  Наблюдение за гнездованием грачей

Цель: расширять представление детей о гнездовании грачей, скворцов.

  • Какие птицы весной прилетают самыми первыми?
  • В чём сходство и отличие грачей и скворцов?
  • Почему грачи не выводят птенцов на чужбине?
  • Как называют домики для птиц?

А. Прокфьев

Грачи

           На этой недели грачи прилетели.

           Хоть трудна была дорога,

           Старый грач прикрикнул строго:

           - За работу! Дела много!

           Помни сам, других учи,

           Да по – настоящему.

           Наши чёрные грачи

           Птицы работящие!

Пальч. гимн. «Птички» - развитие руки, гибкость пальцев рук.

П/и «Птички в гнёздышках» - внимание.

Труд: закрепляем скворечники.

№10   Наблюдение за половодьем, ручьями, ледоходом

Цель: дать представление, как ранней весной появляются ручьи; объяснить слова – половодье, ледоход.

  • Где прятались ручейки зимой?
  • Почему они появились весной?
  • Что изменилось на реке с приходом весны?
  • Как называют плывущий по реке лёд?
  • Можно ли ходить по плывущим льдинам?
  • Можно ли бегать по весенним ручейкам?
  • Куда ручейки прячутся ночью?

А. Плещеев

           Уж тает снег, бегут ручьи,

           В окно повеяло весною…

           Засвищут скоро соловьи,

           И лес оденется листвою….

Опыт: превращаем снег в воду.

Сл. раб: ледоход – лёд идёт (плывёт) по реке;

половодье – разлив большого количества воды.

Примета месяца:

  • Март сухой да мокрый май – будет кашка да каравай.

Труд: делаем бумажные кораблики и пускаем по ручейкам.