«Прогулка по выставочному залу »
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Горькова Ольга Владимировна

Знакомство с творчеством  М.П. Мусоргского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация: Продолжить знакомить  детей с творчеством выдающегося русского композитора М. П. Мусоргского, пробудить интерес к серьезной музыке; устное и графическое иллюстрирование прослушанного произведения.

Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.

Вид деятельности детей: Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы.

Тема образовательной деятельности: «Прогулка по выставочному залу »

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности: Наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный, художественно практический метод, метод проблемного воспитания и обучения.

Словесный: Вопросы к детям, история создания музыкальных произведений.

Практический: Танец, упражнения, игра, музыкально –ритмические движения.

Игровой: Игра-задания, создание игровой ситуации использование музыкальных инструментов.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,  познавательное развитие.

Возрастная группа: от 6-7 лет

Цель: Пробудить интерес к серьезной музыке; через творчество М.П.Мусоргского.

Вид занятия: комплексное - музыка в сочетании с элементами изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

 -узнавать знакомое  произведение

 -учить детей чувствовать настроение музыки, различая ее изобразительность;

  - выразительно передавать характер музыки в танцевальных композициях и творческих импровизациях.

Развивающие:

-развивать навыки эмоционального общения друг с другом.

-развивать воображения, творческое мышление

-развивать певческие навыки, ритмический слух, тембровый слух, интонацию.

Воспитательные:

-воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке

-воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению

Планируемые результаты:

Любознательный, активный, Эмоционально – отзывчивый, Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям, умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;  умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями, умение узнавать знакомые произведения, классифицировать их, знать музыкальные инструменты, исполнять песни хором,  танцевать, используя знакомые движения и импровизировать.

Организация среды для проведения образовательной деятельности: Демонстрационный материал: стол с билетами в выставочный зал, презентация,  маски цыплят.

Раздаточный материал: билеты, диск.

Стулья для детей, стол для билетов, стол для масок,  проектор, музыкальный центр.

Предварительная работа: Беседа о выставочных залах- какие виды; беседа о музыкальных инструментах, беседа о композиторах., кто такой экскурсовод,.

 I Вводная часть

Плотность занятия: занятие состоит из следующих элементов:

  • подведение к теме «Музыка живет в картинах» с помощью вопросов;
  • беседа-диалог; пересказ
  • устное иллюстрирование  
  • графическое иллюстрирование музыки М. П. Мусоргского;
  • подведение итога (диалог);

Ход занятия

Части занятия

Виды работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Задачи

1

2

3

4

5

Вводная часть 2м.

Основная часть 25м

Заключи

тельная часть. Итог 3м.

Сюрпризный момент

Иллюстрация картины

Портрет Мусоргского

Иллюстрация.

Иллюстрация «Избушка на курьих ножках»

Иллюстрация

«Балет невылупившихся птенцов».

Слушание музыкального произведения.

Распевание по системе.

М.Р. Приветствие.

Ребята,  я для вас сегодня приготовила сюрприз, и хотела бы, чтобы вы отправились со мной на экскурсию, я и билеты вам отправила заранее вижу что вы их получили. А на  какую экскурсии мы сегодня с вами отправимся?

А что мы там с вами будем смотреть?

М.Р. правильно картины. Только это будет необычная выставка. На такие выставки очень любили ходить композиторы и из этих картин они черпали вдохновение, для того чтобы написать музыкальное произведение. Картины на этой выставке мы не только увидим, но еще и услышим. А посетив выставочный зал, мы узнаем,  кто из композиторов, был в выставочном зале и какое музыкальное произведение он написал.. Ну, что билеты у нас есть, а экскурсоводом  у вас сегодня буду я. А вы знаете. Кто такой экскурсовод?

М.Р. А как мы с вами должны себя вести в выставочном зале?

М.Р. Да правильно молодцы. Занимайте свои места, закрывайте глазки, и волшебная сила музыки перенесет нас в выставочный зал.

Посмотрите ребята вот мы, и попали, на выставку картин. Смотрите и слушайте внимательно первая картина.

(Мусоргский возле картин и портрет композитора)

Ребята что вы видите на картине, как вы думаете, кто это и почему на картине изображены нотное произведение?

Да ребята вы правы это композитор, и он прогуливается по выставке своего друга. И ему так понравились эти картины, что он решил написать несколько музыкальных произведений. И первое его произведение мы уже знаем, и вы сегодня его уже слышали, и называется оно?

Правильно прогулка. И зовут композитора?

Следующая картина.

 Иллюстрация картины (музыкальные инструменты)

М.Р. Что вы видите? Какие инструменты вы видите на картине?

М.Р: А все инструменты звучат одинаково? Правильно, конечно каждый музыкальный  инструмент звучит по разному.

М.Р А с  помощью чего разговаривает с нами музыка?

М.Р Мы можем увидеть эти звуки, потрогать их, попробовать на вкус?

М.Р Верно. Отдельные звуки, сливаясь в мелодию, рисуют в нашем воображении красочные картины. Слушая одно и то же музыкальное произведение, каждый из нас представляет себе свою картинку, в зависимости от силы своего воображения. Цвет картины зависит от содержания и настроения музыки. Вот так и  Мусоргский гуляя по вставке сочинил свое следующее произведение.

Смотрим следующую картину.

На экране картина «Избушка на курьих ножках» .

Что изображено на картине?

И сейчас мы послушаем музыкальное произведение, которое так и называется «Избушка на курьих ножках»  и поймем, как композитор передал звуками  характер этой картины. В глубине дремучего леса, куда и солнце-то никогда не заглядывало, стояла избушка на курьих ножках. И было этой избушке, старой и дряхлой, столько лет, сколько и самой хозяйке, почти двести..

Догадались, ребята, кто хозяйка этой избушки?

М.Р. День Бабы Яги начинался рано. Наскоро позавтракав пирогом с брусничным вареньем, принималась она за дела: садилась в ступу и, помахивая помелом, взлетала ввысь -облетала свои владения. Проводив свою хозяйку, избушка, поджав одну ногу и прикрыв единственный свой глаз-окошко, снова погружалась в сладкую дрему... (Дети слушают музыку, после чего анализируют ее, дают характеристику Бабе Яге. Подбирают слова, которые четко характеризуют музыку.) . -

Какая она баба яга?

М.Р.  Правильно ребята. А как вы думаете, почему баба яга такая злая.

 А давайте мы ее немного развеселим и станцуем для нее танец.

М.Р.  Молодцы смотрим следующею картину, и как вы думаете, как она называется.

М.Р. Мы  послушаем с вами пьесу того же композитора, но уже другого содержания и настроения, которая называется «Балет невылупившихся птенцов». (Переходит к следующему рисунку.)

...Курочка-наседка снесла яички - такие кругленькие и симпатичные, просто загляденье. Курочка просто не могла на них

налюбоваться. Своей радостью она решила поделиться с лучшей подругой - курочкой Пеструшкой. Но цыплята не стали ждать возвращения своей мамы. Им не терпелось поскорее выбраться из тесной скорлупы. Крак! Показался клювик одном яичке. Крак-крак - два яичка одновременно раскололись, и на земле растянулись два совершенно одинаковых цыпленка с белыми скорлупками-шапочками на головах. Они стали весело прыгать и пищать, радуясь своему освобождению. А вскоре  и  из остальных  яичек показались  желтенькие головки. Они с любопытством осматривались  все вокруг себя. Крак! И вот уже в юбочках-скорлупках танцуют все цыплята. Вот обрадуется мама-наседка, тогда увидит своих новорожденных деток...

М.Р. Слушаем произведение. Как композитор описал маленьких птенцов?

М.Р. Молодцы ребята вы правильно описали маленьких цыплят: А, теперь, я предлагаю вам превратиться в цыплят, и придумать свой танец под музыку из пьесы «Балет невылупившихся птенцов»

 (одеть маски и под музыку показывают как цыплята танцуют на творческую импровизацию) .

Показ следующей картины.

М.Р. Ой, ребята здесь еще картина, что на ней изображено.

М.Р. Какие чувства она у вас вызывает, что вам хочется сделать. А мне хочется петь, а вам?.

Но для того чтоб нам спеть звонко, что нам нужно сделать.

Ответы детей.  распевание по

(Емельянову).

М.Р. И сегодня мы споем песню про осень, которая называется «Листопад», она вам знакома. Исполнение песни.

М.Р.  Ну что ж ребята наше время вышло и экскурсия , к сожалению подошла к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.  Конечно это не все  музыкальные картины , которые написал композитор и мы с вами следующий раз обязательно их послушаем и посмотрим. Вы оказались внимательными слушателями, замечательными исполнителями, и просто хорошими ребятами.

Подводится итог занятия.

М.Р. Куда мы с вами сегодня ходили? Музыкальные произведения, какого композитора мы сегодня с вами слушали?

М.Р.  Вспомните названия пьес.

М.Р. А где можно применить эти знания?

А что больше всего запомнилось?

И что для вас сегодня было легко, а трудно? Ребята мне очень понравилось, как вы сегодня занимались и за это я вам дарю вот этот диск, с музыкальными произведениями, которые мы с вами сегодня слушали. Вы их еще раз послушаете в группе, и нарисуйте свои картины, как вы их увидите. И когда вы следующий раз придете ко мне, мы уже устроим выставочный зал , но уже по вашим картинам.На этом наше занятие подошло к концу до свиданья!

В выставочный зал.

Картины.

Специалист по проведению экскурсий 

 Не шуметь и внимательно слушать.

Наверное, это композитор. Он прогуливается по выставке, и она ему так понравилась что он написал музыкальное произведение.

«Прогулка»

Мусоргский

Ответы детей Обсуждение.

Ответы детей.

Ответы детей.

Играют на музыкальных инструментах.

 С помощью звуков.

Нет. Звуки нельзя увидеть, потрогать и попробовать на вкус. Их можно только услышать. 

Ответы детей.  Баба Яга!

Злая, сердитая. Какие звуки использовал композитор.

Ответы детей. -низкие, темп быстрый, отрывистая мелодия.

Танец девочек. 

Ответы детей.

Ответы детей.

Осень

Разогреть свой голосовой аппарат.

Исполнение песни. 

В выставочный зал.

Музыку русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. «Избушка на курьих ножках» и «Балет невылупившихся птенцов».

Настроить детей на занятия.

Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.

Развивать воображения, творческое мышление.

закрепление знаний об инструментах.

узнавать знакомое  произведение

Выразительно передавать характер музыки в танцевальных композициях и творческих импровизациях.

Выразительно передавать характер музыки в танцевальных композициях и творческих импровизациях.

Следить за правильностью выполнения артикуляционных упражнений  и за посадкой. Закрепление пройденного материала.