«Инновационные подходы в развитии логического мышления»
учебно-методический материал

Бут Елена Олеговна

«Инновационные подходы в развитии логического мышления»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные подходы в развитии логического мышления»

Целенаправленный процесс формирования логического мышления — необходимый этап на пути развития и обогащения интеллектуальной сферы дошкольника. Обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать — всеми этими мыслительными операциями ребенок эффективней всего овладевает в наиболее естественной для него деятельности, то есть игре. Таким образом, использование игровых приемов в развитии логического мышления у дошкольников является актуальным и оправданным. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. У дошкольника происходит постепенный переход от наглядно-действенного способа мышления к наглядно-образному. Причем в 4 года этот переход еще только намечается, поэтому так важно использовать наглядность и предметную опору во время обучающих занятий. А вот как пятилетние дети вполне способны побороть свою предметную привязанность и вступить в мир образов и понятий. Что же позволяет сделать данный переход? Овладение речью. Язык помогает детям мыслить обобщенно. Приведем высказывание по этому поводу академика Н.Н. Поддьякова: «Благодаря развитию речи в процессе познания ребенком-дошкольником как чувственно воспринимаемых свойств предметов, так и скрытых связей и отношений интенсивно функционирует и развивается логическое мышление, которое определяет общую стратегию познавательной деятельности детей» . Игра в развитии личности ребенка-дошкольника занимает исключительное место не только потому, что в ней совершенствуются отдельные психические процессы, но из-за того, что «игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое “я”, учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели. Игра, следовательно, является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная… Она является прототипом будущей серьезной деятельности...». В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра может быть не только частью занятия, но и самим занятием. Стремление выиграть, показать лучший результат мотивирует ребенка на преодоление трудностей по изучению нового материала, например геометрических фигур. Так, участвуя в развивающей игре «Подбери узор» (Щербинина С.В., Топоркова И.Г.), ребенок не только развивает зрительное восприятие, внимание, память и воображение, но и учится различать геометрические фигуры. Добавим мотивирующую игровую ситуацию: «Нам нужно создать волшебный ковер-самолет для путешествий или подарить маме/бабушке/сестре красочный платок», — и получим заинтересованного, а главное, мыслящего ребенка-исследователя. Развитие логического мышления дошкольника подразумевает освоение ряда операций, таких как классификация и обобщение, анализ и синтез. Операция классификации в дошкольном возрасте также имеет свои уровни. Исследования психологов выявили следующую закономерность: 

● дети 4 лет лучше классифицируют предметы, чем картинки и слова;

 ● дети 5 лет лучше классифицируют картинки, чем предметы и слова;

 ● дети 6 лет лучше справляются с классификацией слов, нежели предметов и картинок.

Инновационные игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников .

Исходя из этого, на занятиях с детьми мы широко используем интерактивные игры, в том числе игру «Классификация». Приведем пример такой игры. В течение недели наши воспитанники изучали тему «Урожай». На занятии по логике ребята пытались помочь садовнику, огороднику, жнецу и грибнику. Злая волшебница перемешала ягоды, овощи, зерно и грибы — а теперь их снова нужно разложить по корзинкам. Немного модифицировав эту игру, получаем другую — «Четвертый лишний»: «Злая волшебница, увидев, что ребята справились с заданием, решает незаметно подбросить один лишний предмет в каждую корзинку. Давайте поможем нашим друзьям отгадать коварную загадку волшебницы!» Логические игры с объемными геометрическими фигурами также позволяют решать многие учебные задачи. Так, игры «Логическая мозаика» (издательство «Корвет») учат ребенка обобщать элементы, классифицировать их (игра «Включи в группу»), определять наличие или отсутствие общего свойства, например цвета, формы, размера (игра «Четвертый лишний»), находить закономерность чередования элементов (игры «Продолжи ряд», «Поиск недостающей фигуры»). Использование различных кубиков, цветного и однотонного конструкторов также позволяет использовать наглядно-действенный способ для овладения навыком построения логических цепочек. В работе со старшей группой можно использовать печатные игры с карточками, ставить детям задачи на прохождение лабиринтов, предлагать им логические задачи. Умение классифицировать и обобщать дети осваивают, изучая такие игры, как «Подбери картинку. Предметы окружающего мира», «Учимся думать. Что с чем объединяется», «Что лишнее» и многие другие. Работа с карточками-заданиями, подобными тем, что содержатся в сборнике «Для умников и умниц» Гавриной С.Е., Кутявиной Н.П. или в наборе «Развиваем логику» Г. Сташевской помогают в индивидуальной или подгрупповой работе разнопланово развить логическое мышление ребенка. Для активизации деятельности мозга, развития мелкой моторики рук, речи и творческой деятельности, а также создания игровой ситуации, улучшения настроения мы используем различные пальчиковые игры. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно постарается придумать инсценировку для других стишков и песенок. Хочу также отметить эффективность метода предварительной ошибки, особенно при закреплении материала. Например, в той же игре «Классификация» или в «Четвертый лишний» (как в предметном варианте, так и с использованием картинок) детям предлагается исправить заранее неверный способ классификации или исключить четвертый лишний предмет. Задания- путаницы помогают выявить уровень освоения материала, способность ребенка к анализу и синтезу. Таким образом, в ходе занятий мы используем следующие игровые приемы: 1. Пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, кроме того, является прекрасным речевым материалом); 2. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе к мыслительной деятельности);

3. Игры с предметами, конструкторами, геометрическими фигурами;

4. Настольно-печатные игры;

5. Использование метода предварительной ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ИННОВАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. «Путешествие по развивающим играм»...

Доклад "Инновационные игровые технологии в развитии логического мышления дошкольников 4-5 лет"

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при п...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

Выступление на семинаре для педагогических работников ДОО БГО с темой: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения»

Цель: знакомство с опытом работы по развитию логического мышления старших дошкольников, используя инновационные технологии обучения. Способствовать повышению интереса педагогов к п...

Инновационный проект "Развитие логического мышления дошкольников с тяжелым нарушением речи с помощью блоков Дьенеша и кругов Эйлера"

Развитие логического мышления у старших дошкольников формируется на основе образного мышления и является высшей стадией его развития. Процесс этот длительный и сложный, так как развитие логического мы...