Исследовательский проект «Зачем человеку нужны деньги»
проект (старшая группа)

Парахина Марина Ивановна

Дети старшей группы понимают, что деньги нужны для того, чтобы что-то купить, но реальную природу денег они недопонимают, а именно, связи между работой и заработком, затратами и сбережениями; понятие цена денег и умение правильно принимать финансовые решения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад «Золушка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

Паспорт исследовательского проекта

«Зачем человеку нужны деньги»

Тема проекта

«Зачем человеку нужны деньги»

Сроки реализации проекта

Февраль – март 2021год

Участники проекта

Воспитанники детского сада, педагоги, родители, музыкальный руководитель.

Вид проекта, его классификация:

Среднесрочный

Исследовательский проект.

Актуальность

         Для чего нужны деньги? Откуда они появились? Эти и многие вопросы на эту тему волнуют каждого ребенка. В данном проекте мы постараемся разобраться, как появились денежные отношения и так ли они важны в современном мире.

На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научатся их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, широко пропагандирующие индустрию развлечений, целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда, как утверждает психолог Игорь Павлов, и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, любой ценой желаемый объект… Этого можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей. Следовательно, необходимо уже с дошкольного возраста начать работу, как в семье, так и в детском саду по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача взрослых не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.

Гипотеза

Если мы узнаем, зачем людям нужны деньги, то сможем разумно ими распоряжаться;

Можно ли обойтись современному человеку без денег и все ли можно купить за деньги.

Предмет

Деньги

Объект

Мир финансов

Проблема

Дети старшей групп понимают, что деньги нужны для того, чтобы что-то купить, но реальную природу денег они недопонимают, а именно, связи между работой и заработком, затратами и сбережениями; понятие цена денег и умение правильно принимать финансовые решения.

Цели и задачи проекта

Цель: формирование первоначальных представлений детей о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления, о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи.

Задачи: 

  • раскрыть понятие «деньги» и откуда они появились у людей;
  • формировать у детей представление о том, что взрослые работают для того, чтобы получить заработную плату;
  • сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
  • формировать разумное отношение к расходованию денег семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения

Методы реализации проекта

  • Изучение литературы;
  • консультации для родителей;
  • наблюдение, экспериментирование, проблемные вопросы;
  • создание мини-музея;
  • презентация «Откуда появились деньги?»
  • рассматривание иллюстраций на тему: «Какие предметы носили роль денег»;
  • слушание музыкальных и литературных произведений;
  • продуктивная деятельность;
  • показать детям банк, раскрыть понятие электронных денег (электронная карта, банкомат и др.)
  • чтение произведений, пословиц и поговорок;
  • просмотр мультфильмов;
  • беседы;
  • викторина;
  • решение арифметических задач;
  • творческое составление и рассказывание о семейном бюджете;
  • игровая деятельность;
  • изобразительная деятельность (выставка творческих работ);
  • экспериментирование;
  • анализ.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

  • изучить и подобрать литературу;
  • вызвать интерес у детей и родителей к реализации проекта;
  • составить план работы с детьми и родителями по реализации проекта;
  • сбор информации и материала (видеоматериал, презентации);
  • подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

2. Основной этап:

Для детей:

  • Интерактивная беседа «История денег в России».
  • Беседа «Как появились деньги».
  • Образовательная деятельность «Приключение Монетки».
  • Беседа «Деньги. Монета. Банкомат. Пластиковая карта».
  • Образовательная деятельность «Дом, где живут деньги».
  • Образовательная деятельность «Откуда деньги берутся и на что тратятся».
  • Решение арифметических задач: «Выбор подарка», «В магазин за продуктами».
  • Беседа «Что такое стоимость товара».
  • Обсуждение пословиц: Копейка к копейке – проживет семейка, Денежки труд любят, По работе деньги, Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Бережливость не скупость, Кто долго спит, тот денег не скопит.
  • Чтение сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», отрывок из сказки «Приключение Буратино»,

Б.В. Минина «Муравей и старый горшочек»,

.В. Грековой «Клад», Романов А. «Чудеса в кошельке».

  • Составление рассказа «Мы ходили в магазин».
  • Познавательные мультфильмы «Уроки тетушки Совы - Азбука финансовой грамотности» и «Азбука финансовой грамотности со смешариками».
  • Виртуальная экскурсия «Поход в банк».
  • Виртуальная экскурсия «Что такое банкомат».
  • Эксперимент «Покупки в магазине».
  • Эксперимент «За что приходиться платить».
  • Эксперимент «Все ли можно купить за деньги».
  • Выставка рисунков «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Копилка для монет».
  • Дидактические игры «Магазинчик», «Какое слово лишнее?».
  • Дидактическая игра«Наш семейный бюджет».
  • Просмотр развивающего мультфильма из серии «Азбука денег тетушки Совы».
  • Чтение и обсуждение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».
  • Изготовление плаката «Продаётся или нет?».
  • Рисование « На что потратить деньги».
  • Лепка из теста « Монета».

Для детей и родителей:

  • Создание мини-музея «Кошелек – дом для денег».
  • Совместная деятельность детей и родителей: участие в создании мультфильма «Копейка вчера, сегодня, завтра». https://youtu.be/LhDKCrHlTak

https://youtu.be/iApfg9eNNs4

https://youtu.be/UgMOB5zAks8

  • Создание интерактивной игры «Маленький финансист».

https://yadi.sk/i/qE5h3Y1wmkFl4w

3. Заключительный этап:

  • Веб-квест  – игра с Фиксиком  «Что мы знаем о деньгах». https://parahina73.wixsite.com/mysite-1
  • Участие в III Международном конкурсе по финансовой грамотности  «Дети в БАНКе», центр дополнительного образования Снейл.
  • Создание картотеки игр по финансовой грамоте для детей.
  • Драматизация коротких рассказов и сказок о копейки.

Результаты проекта

            В ходе работы над проектом дети в игровой форме познакомились с деньгами, их происхождением. Узнали, что деньги – это вознаграждение за работу и их необходимо тратить разумно, экономить для того, чтобы приобрести что – то дорогостоящее. Узнали, что за деньги нельзя купить солнце, дружбу, воздух.

Ребята овладели понятиями: работа и заработок, затраты и сбережения, семейный бюджет, цена денег и умение правильно принимать финансовые решения.

Продуктом  работы стала веб-квест - игра, которая способствовала закреплению понятий: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; содействий повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Участие в III Международном конкурсе по финансовой грамотности  «Дети в БАНКе», центр дополнительного образования Снейл.

 Семьей Тереховой Арины создан мультфильм «История копейки. Вчера. Сегодня. Завтра». Работа заняла 1 место в муниципальном конкурсе «Технотайм».

Семьей Данилова Дениса создана интерактивная игра «Я – финансист», которая способствует развивитию  познавательного интереса детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

Перспектива

Знакомство с денежными единицами других стран;

С проектом планируем выйти на Всероссийский конкурс «Исследовательская работа в детском саду»;

Телемост с воспитанниками детского сада «Ромашка» с темой «У нас рубли, а у вас?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Зачем человеку нужны деньги» Выполнили: Парахина М.И.,

Слайд 2

Паспорт проекта : Руководитель : Парахина Марина Ивановна. Участники : Воспитанники детского сада, педагоги, родители, музыкальный руководитель . Вид проекта: исследовательско -творческий; среднесрочный. Методы: анализ литературы, беседа, практический метод.

Слайд 3

Введение Для чего нужны деньги? Откуда они появились? Эти и многие вопросы на эту тему волнуют каждого ребенка. В данном проекте мы постараемся разобраться, как появились денежные отношения и так ли они важны в современном мире. На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научатся их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, широко пропагандирующие индустрию развлечений, целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда, как утверждает психолог Игорь Павлов, и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, любой ценой желаемый объект… Этого можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей. Следовательно, необходимо уже с дошкольного возраста начать работу, как в семье, так и в детском саду по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Так зародился проект «Зачем человеку нужны деньги». Гипотеза : Если мы узнаем, зачем людям нужны деньги, то сможем разумно ими распоряжаться; Можно ли обойтись современному человеку без денег и все ли можно купить за деньги.

Слайд 4

Цель : формирование первоначальных представлений детей о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления, о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи. Для решения цели были определены задачи : формировать у детей понятие «цена денег» и умение правильно принимать финансовые решения; формировать у детей представление о том, что взрослые работают для того, чтобы получить заработную плату; раскрыть понятие «деньги» и откуда они появились у людей; сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи; формировать разумное отношение к расходованию денег семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения Участники проекта : в оспитанники детского сада, педагоги, родители, музыкальный руководитель . Период реализации проекта: 6 недель Методы: беседа, изучение литературы, практический метод.

Слайд 5

В ходе работы были определены следующие этапы проекта: 1. Подготовительный этап: Подбор информативного материала об истории возникновения денег; Создание мультфильма «Копейка вчера, сегодня, завтра» Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Банкомат» 2. Основной этап: Для детей : Интерактивная беседа «История денег в России» Беседа «Как появились деньги» Образовательная деятельность «Приключение Монетки» Беседа «Деньги. Монета. Банкомат. Пластиковая карта» Образовательная деятельность «Дом, где живут деньги» Образовательная деятельность «Откуда деньги берутся и на что тратятся» Решение арифметических задач: «Выбор подарка», «В магазин за продуктами» Беседа «Что такое стоимость товара» Обсуждение пословиц: Копейка к копейке – проживет семейка, Денежки труд любят, По работе деньги, Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Бережливость не скупость, Кто долго спит, тот денег не скопит.

Слайд 6

Познавательные мультфильмы «Уроки тетушки Совы - Азбука финансовой грамотности» и «Азбука финансовой грамотности со смешариками ». Виртуальная экскурсия «Поход в банк» Виртуальная экскурсия «Что такое банкомат» Эксперимент «Покупки в магазине» Эксперимент «За что приходиться платить» Эксперимент «Все ли можно купить за деньги» Выставка рисунков «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Копилка для монет». Дидактические игры «Магазинчик», «Какое слово лишнее?» - направленные на Дидактическая игра «Наш семейный бюджет»; Просмотр развивающего мультфильма из серии «Азбука денег тетушки Совы»: Чтение и обсуждение сказки В.Катаева «Цветик- семицветик »;

Слайд 7

Чтение сказки Б.В. Минина « Доверчевый зайчик», отрывок из сказки «Приключение Буратино», Б.В. Минина «Муравей и старый горшочек», В. Грековой «Клад», Романов А. «Чудеса в кошельке» Составление рассказа «Мы ходили в магазин» Изготовление плаката «Продаётся или нет?»; Рисование « На что потратить деньги»; Лепка из теста « Монета» Для детей и родителей: Создание мини-музея «Кошелек – дом для денег ». Совместная деятельность детей и родителей: участие в создании мультфильма «Копейка вчера, сегодня, завтра». https://youtu.be/LhDKCrHlTak https://youtu.be/iApfg9eNNs4 https:// youtu.be/UgMOB5zAks8 Создание интерактивной игры «Маленький финансист ». https ://yadi.sk/i/qE5h3Y1wmkFl4w Участие в III Международном конкурсе по финансовой грамотности «Дети в БАНКе », центр дополнительного образования Снейл .

Слайд 8

3. Заключительный этап: Веб- квест –игра с Фиксиком «Что мы знаем о деньгах»; Создание картотеки игр по финансовой грамоте для детей Драматизация коротких рассказов и сказок о копейки.

Слайд 9

История возникновения денег Давным-давно , в веке каменном, люди вполне обходились без денег. Зачем они им были нужны? Всё необходимое для жизни они получали от природы. Ведь что главное для человека - была бы еда да жилье. И жили люди в пещерах, ходили на охоту с дубинками да каменными топорами, собирали растения. Но оказалось, что не каждый человек, умевший делать топоры и прочее оружие, являлся заодно и хорошим охотником! Возникла идея: пусть оружейник делает оружие, а охотник с этим оружием на охоту ходит, при этом за оружие охотник оружейнику платит добычей! Так возник взаимовыгодный обмен - бартер. Чем человеку всё самому делать, в том числе то, в чём он плохо разбирается, не лучше ли распределить обязанности и одну продукцию менять на другую, которую сам делать не можешь? Со временем выделились товары, которые легко обменивались. Это были животные, меха, драгоценные камни, соль, зерно, посуда, мебель, обувь, одежда, драгоценные металлы. Как раз из драгоценных металлов (золота и серебра) стали чеканить первые монеты.

Слайд 10

Прошло всего полвека, – и монеты уже производили в массовом порядке. Однако не стоит забывать, что к этому времени независимо от европейской цивилизации чеканку монет изобрели и в Древнем Китае. Их монеты создавались оригинальным способом отливки, они имели квадратные отверстия посередине, что позволяло для удобства хранения насаживать их на шнурок .

Слайд 11

В ходе работы над проектом дети в игровой форме познакомились с деньгами, их происхождением. Узнали, что деньги – это вознаграждение за работу и их необходимо тратить разумно, экономить для того, чтобы приобрести что – то дорогостоящее. Узнали, что за деньги нельзя купить солнце, дружбу, воздух. Ребята овладели понятиями: работа и заработок, затраты и сбережения, семейный бюджет, цена денег и умение правильно принимать финансовые решения. Чтение сказок Б.В. Минина, Т.В. Грековой , С.В. Михалкова, А. Романова и других, помогли детям узнать о бережливости и доверчивости, о том, что деньги любят счет, понять связь между работой и заработком, затратами и сбережениями; познакомить с понятием цена (стоимость) денег. Также закреплению знаний о бережливости и экономии, о необходимости учится, и зарабатывать деньги, помогли пословицы и поговорки .

Слайд 12

Познавательные мультфильмы «Уроки тетушки Совы - Азбука финансовой грамотности», «Азбука финансовой грамотности со смешариками », «Копейка вчера, сегодня, завтра», созданный семьей воспитанницы Тереховой Арины способствовали раскрытию понятий: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «семейный бюджет», «доходы и расходы», «семейные сбережения», «цена товара». Результатом работы стала Веб- квест –игра с Фиксиком «Что мы знаем о деньгах », которая способствовала закреплению понятий: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; содействий повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Слайд 13

Лепка монет

Слайд 14

Рисуем деньги

Слайд 15

Играем в магазин

Слайд 16

Развивающая среда Игра «Монополист» «Сервисное обслуживание Техники» «Магазин»

Слайд 17

Эксперимент 1. «Покупки в магазине» Вместе с родителями мы отправились в продуктовый магазин, набрали полную корзину необходимых продуктов питания и решили не платить за них. На выходе из торгового зала нас остановил охранник и потребовал оплатить покупки, иначе, это считалось бы нарушением. Этот эксперимент мы повторили и в хозяйственном отделе магазина, и в аптеке. Мы заплатили за товар деньги. Возник вопрос: «Можно ли обойтись современному человеку без денег?» Для того, чтобы узнать, сможет ли современный человек обойтись без денег, были проведены следующие эксперименты:

Слайд 18

Вывод: без денег человек не может приобретать необходимые для жизни продукты и вещи

Слайд 19

Эксперимент 2 «За что приходиться платить» Дома с родителями обсудили - на что уходят заработанные деньги . По результатам проведённой работы мы выяснили, что деньги нужны на питание, одежду, коммунальные услуги, кружки и студии, средства личной гигиены, транспорт, прочие услуги . Вывод: деньги родители получают за труд, из них складывается семейный бюджет, который расходуются ежедневно на различные нужды каждого члена семьи. Деньги жизненно необходимы.

Слайд 20

Эксперимент: Всё ли можно купить за деньги? В детском саду мы решили подумать над проблемным вопросом: всё ли можно купить за деньги? Для проведения этого наблюдения потребовались картинки, которые мы распределили на две группы: 1 группа – это предметы, которые можно купить за деньги (мебель, бытовая техника, одежда, продукты, игрушки и т. д.). 2 группа - то, что нельзя купить за деньги (солнце, осадки, воздух, радость, любовь и т. д.) Так была оформлена дидактическая игра «Продаётся или нет ?» Вывод: не всё, что необходимо человеку для полноценной жизни, можно купить за деньги.

Слайд 21

Заключение Используя разные источники информации, методы исследования, мы узнали: что деньги – это средство обмена на товары и услуги, их основные функции – мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления и сбережения. Познакомились с историей возникновения денег. С помощью экспериментов выяснили, что без денег человек не может приобретать необходимые для жизни продукты и вещи, а значит, жизнь современного человека зависит от денег. Таким образом, мы выяснили, что без денег нельзя прожить. В ходе исследовательской работы был решён проблемный вопрос – всё ли можно купить за деньги? Солнце, небо, улыбка, дружба, любовь, здоровье - это не продаётся ни за какие деньги. В ходе наблюдения и сравнения, была оформлена дидактическая игра «Продаётся или нет?». Наблюдения доказали - не всё, что необходимо человеку для полноценной жизни можно купить за деньги. Таким образом, наша гипотеза, что за деньги можно всё купить не подтвердилась. Деньги необходимы человеку, но есть вещи, которые не имеют цену. Это - здоровье, любовь, уважение, солнце, небо, улыбка, дружба, уважение окружающих людей.

Слайд 22

Вот такое интересное исследование мы провели. А главное, доказали, что человеку деньги необходимы, но не все можно купить за деньги. В ближайшее время планируем провести новое исследование, которое поможет нам узнать, какими деньгами пользуются люди в разных странах мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Зачем человеку глаза?"

Паспорт проекта: Вид - исследовательский, детский, с участием родителей.Актуальность:Педагогические исследования последнего времени показывают,что главная проблема образования-потеря живости,притягате...

Информационно-исследовательский проект "Зачем нужны часы?"

Проект "Зачем нужны часы"  познакомил детей с устройством часов, с историей их возникновения, развивал интерес, умение рассуждать, находить нужную информацию из разных источников, делат...

Творческий исследовательский проект: «Зачем человеку язык?»

Цель исследования: выяснить,  для чего человеку нужен язык, можно ли, живя в обществе, обойтись без языка.Объект исследования: языкЗадачи:1.Уточнить, что такое язык, для чего он нужен ч...

Детский исследовательский проект "Зачем нужны слёзы?"

Детский исследовательский проект "Зачем нужны слёзы?"...

Детский исследовательский проект "Зачем людям нужны корабли"

развитие исследовательских способностей...

Информационно-исследовательский проект «Зачем нужны дождевые черви?»

Постоянно читаю детям экологические сказки, сказки о животном мире. И ребят заинтересовала сказка  "Дождевой червяк" Марины Бабенко. Я принесла в детский сад живых червячков,мы с ребята...

Научно-исследовательский проект "Зачем человеку уши"

Цель проекта:при помощи специально подобранных  игр, упражнений, занятий развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья; формировать знания  о строении...