консультация
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация «Значение игровой деятельности в развитии цветового восприятия»
Ребенку не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет понять их отличительные особенности, но, в то же время, порождает у него множество вопросов, пробуждает любознательность, желание узнать как можно больше. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его предметов и явлений, систематизировать знания.
В процессе сенсорного воспитания ребёнок совершает значительный скачок в познании различных свойств предметов и явлений. Обследуя предмет,мы выделяем 3 основных характеристики: размер, форму и цвет. Цвет, как свойство предмета, является наиболее сложным для детского восприятия. Точность цветоразличения повышается с возрастом под воздействием организованной среды. Однако без специального обучения процесс развития цветового восприятия может затянуться.
Для развития у дошкольника цветового восприятия необходимы условия, которые помогут ему в овладении опытом. Первое условие - это содержательная деятельность дошкольников. Именно в условиях содержательной результативной деятельности появляется возможность сосредоточить внимание детей на особенностях, свойствах предметов, помочь им освоить эти предметы. В содержательной детской деятельности для активизации восприятия, надо придавать действиям там, где уместно, игровой характер.
Игра вызывает особую целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес к результатам работы. Кроме того, такая активность всегда связана с эмоциональным состоянием детей. Включение в восприятие эмоций улучшает познавательный процесс.
Именно в игровой деятельности дети легко осознают зависимость ее результатов от умения выделить свойства, отношения и ориентироваться, опираясь на них.
Например, качество рисунка зависит от умения выделять форму предметов, соотношение частей, цвет, величину. В связи с этим сенсорное воспитание включено во все виды деятельности: изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую.
Овладение цветовым восприятием наиболее успешно осуществляется в условиях обучения. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослого, ребенок длительное время идёт путем проб и ошибок: его сенсорный опыт оказывается неосознанным. Он не достаточно владеет умением анализирующего восприятия объектов.
Таким образом, успех овладения цветовым восприятием обусловливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого. Также, не менее важно повторное восприятие, в результате которого цветовое восприятие может стать достаточно ясным, четким, конкретным. Повторность углубляет и облегчает процесс восприятия. И. М. Сеченов объясняет это тем, что от первоначальных впечатлений постепенно, отпадает все непостоянное, случайное.
Большое значение в играх и упражнениях имеет слово воспитателя и речь самих детей. Воспитатель должен продумать своё объяснение так, чтобы привлечь внимание детей, выявить его качества, вызвать определённые чувства, обобщить увиденное. Например, на занятиях по изобразительной деятельности постараться словом восстановить в памяти образ предмета или явления. В младшем возрасте, где внимание детей еще неустойчиво, слово должно совпадать по времени с моментом восприятия. Тогда оно будет более осмысленным, поможет выделить главное, следовательно, слово включается как неотъемлемый элемент в процесс восприятия и способствует уточнению представлений и активизации детского мышления.
Для развития цветового восприятия через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-либо знания, овладевают определёнными умениями и навыками, учатся обобщать, классифицировать, выделять основные признаки и др.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания, игровых действий. Содержание формулируется как цель и преподносится ребёнку как игровое задание, которое, как правило, заинтересовывает детей. Они выполняют действия (игровые, тем самым вовлечены в познавательную деятельность. Воспитатель выступает в роли организатора.
Таким образом, главную идею работы по развитию цветового восприятияу детей дошкольного возраста через дидактическую игру можно выразить афоризмом: «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль». (И. Гёте) Правильно подобранные игры учитывают возрастные особенности детей, а так же задачи педагогической работы с детьми. Каждая игра для ребёнка – это процесс познания и творения красоты, поиска нового, удивления и радости, что составляет обязательное условие успешного психического развития ребёнка. Игры помогают детям обогатить свои впечатления об окружающем, расширяют их кругозор, стимулируют интересы, оптимизируют отношения с взрослыми и сверстниками. Предметный мир начинает приобретать для них яркость, чёткость, становится объектом познания и преобразования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Чайка» г.Аркадака Саратовской области
Деловая игра
«Применение здоровьесберегающих технологий-общепедагогическая задача или работа узких специалистов?»
Подготовил и провёл:
воспитатель
Чуева С.В.
Деловая игра «Применение здоровьесберегающих технологий – общепедагогическая задача или работа узких специалистов?».
Орг.момент: В зале звучит приятная музыка.
Ведущий: Давайте мы все встанем в большой круг и поприветствуем друг друга красиво. Повернитесь направо и поприветствуйте коллегу элегантным реверансом. А теперь повернитесь налево и поприветствуйте друг друга почтенным поклоном.
Замечательно, сейчас мы с вами не только хорошо поработаем, но и поиграем, ведь человек не может находиться в постоянном напряжении и движении – он устанет, поэтому расслабление и отдых просто необходимы, чтобы набраться сил, чтобы настроение было хорошее, а здоровье – крепкое.
- Игра «Ток».
Сейчас возьмемся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки – это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия по очереди.
- Цветные полосочки (Участники игры делятся на две команды). Пожелаем друг другу удачи!
Уважаемые педагоги! Предлагаю вам принять активное участие в деловой игре на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий – общепедагогическая задача или работа узких специалистов?».
Результатом нашей работы в игре должна стать осознанная необходимость в регулярном использовании ЗСТ и соблюдении чёткого режима в работе с детьми в ДОУ.
Вы будете отвечать на вопросы. За правильный ответ 1 балл. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов – будет победителем. Оценивать будет жюри (заведующий, музыкальный руководитель и учитель-логопед).
Задание 1. Презентация команд – оценивает жюри по 1б. (выбирают капитана, название, девиз).
Задание 2 (1 команде)
- Что такое здоровье? (команда, которой выпало данное понятие, озвучивает его после обсуждения) – жюри оценивает по 1 б.
Ведущий подводит итог: Наиболее всеобъемлющей является формулировка принятая Всемирной организацией здравоохранения:
«Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них привычки к здоровому образу жизни. На ваш взгляд, сохранять здоровье детей в ДОУ должны только узкие специалисты: инструктор по ФИЗО, инструктор по ИЗО, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед или это задача всех педагогов ДОУ?
Задание 2 (2 команде)
Что такое здоровьесберегающие технологии?( даёт понятие вторая команда) жюри оценивает по 1 б.
(Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития). Как вы считаете здоровьесбережением детей в ДОУ должны заниматься только узкие специалисты: инструктор по ФИЗО, инструктор по ИЗО, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед или это задача всех педагогов ДОУ?
Задание 3. Закончить пословицы о здоровье жюри оценивает по 1 б. за прав.ответ
Пословица по очереди каждой команде:
Чистота – (залог здоровья) Здоровье дороже (золота) Чисто жить – (здоровым быть) Здоровье в порядке – (спасибо зарядке) Если хочешь быть здоров – (закаляйся) В здоровом теле – (здоровый дух) Здоровье за деньги (не купишь) Береги платье с нову, (а здоровье смолоду)
Горьким лечат,(сладким калечат)
Держи голову в холоде, живот…(в голоде, ноги в тепле)
Вспомните и назовите пословицы и поговорки, которые сами помните о здоровье и здоровом образе жизни. За каждый правильный ответ-1 балл.
Задание 4. Блиц-опрос ( за каждый прав.ответ -1 б.)
- Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно.)
- Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.)
- Как называется наука, занимающаяся изучением ЗОЖ? (валеология)
- Факторы, влияющие на здоровье?
Задание 5. Игра « Минутка здоровья » (здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду).
Командам по жребию предлагают показать физкультминутку или пальчиковую гимнастику, назвать возраст и цель игры.
Задание 6. Педагогические упражнения «Переводчик»
У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно с помощью мимики, рук изобразить смысл текста для того, чтобы команда соперников отгадала и прочитала текст пальчиковой гимнастики.
На дверях висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Задание 7. Игра «Угадай и назови». Каждой команде предлагается текст стихотворения, надо определить для чего можно использовать: для релаксации, пальчиковой гимнастики, гимнастики пробуждения, игрового массажа.
Я возьму в ладонь лимон,
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю,
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов
Я лимон бросаю,
Руку расслабляю. ( релаксация)
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены,
Вправо, влево и вперед…
Поклонился всем как мог. (физкультминутка)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора! ( Пальчиковая гимнастика)
Солнце утром рано встало
Всех детишек приласкало.
Гладит грудку,
Гладит шейку,
Гладит носик,
Гладит лоб,
Гладит ушки
Гладит ручки
Загорают дети - вот! (игровой массаж)
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет.
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились. (зрительная гимнастика)
Вот и проснулись.
Выспались щечки
Выспались глазки
Выспались ушки
Выспались ножки
Доброе утро милые крошки
Выспались ручки .
Выспалась шейка .
Ай потягушки
Ты не болей-ка. (Гимнастика пробуждения)
Задание 8. Решите педагогические задачи:
Педагогическая ситуация №1
Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку. Отец говорит: «Не хочешь – не ешь». Кто прав?
__________________________________________________________________
Педагогическая ситуация №2
По режиму пора начинать занятие, а группа детей с увлечением строит мост…
Как должен поступить воспитатель:
- задержать начало занятия?
- прервать строительную игру?
- Как бы Вы поступили?
__________________________________________________
Молодцы! Все принимали активное участие в игре. Спасибо. Давайте подведем итог нашей игры. Итак, вопрос: применение здоровьесберегающих технологий – общепедагогическая задача или работа узких специалистов?» (высказывания педагогов). Можно сделать более глубокий вывод- применение здоровьесберегающих технологий – это наиважнейшая задача ВСЕХ участников ЦПП: воспитателей, узких специалистов, родителей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
