Особенности познавательного развития младшего дошкольника
консультация (младшая группа)

Чаенкова Галина Викторовна

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития, возрастает любознательность детей и познавательная деятельность. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность. Наиболее важное достижение дошкольника состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а так же в повседневном  поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее поставленной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не сформированного произвольного поведения, ребёнок быстро отвлекается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чаенкова Галина Викторовна

Особенности познавательного развития детей младшего возраста

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития, возрастает любознательность детей и познавательная деятельность. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность. Наиболее важное достижение дошкольника состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а так же в повседневном  поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее поставленной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не сформированного произвольного поведения, ребёнок быстро отвлекается.

Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми.  Открываются новые возможности для развития познавательных способностей.

Каждому ребёнку свойственны свои проявления, особенности развития познавательной активности, которые зависят от физических и психических возможностей растущего организма.

В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие его вопросы малыш стремится вырваться за рамки этой среды, в которой постоянно живёт (квартира, группа детского сада, участок и т. п.). Ведь всю свою жизнь, все три прожитых года он постигал именно эту среду и успел «насытиться» ею. И теперь трёхлетний ребёнок всячески стремится расширить познавательные горизонты.

Младший дошкольник активно пытается расширить свой кругозор, хотя его познавательные возможности в основном остаются прежними и не позволяют перешагнуть границу ближайшего окружения. Трёхлетний малыш всё ещё действует по принципу «Что вижу, с чем манипулирую, то и познаю».

Ребёнок легко верит всему, следуя внушающей силе слова, наглядного примера; использует свою возрастную склонность к подражанию для повторения и воспроизведения, готовых образцов (жесты, манеры, слова, выражения). Считается, что инициативная речь ребёнка формируется в процессе познавательной деятельности. Она направлена на систематизацию имеющегося и формирование нового опыта. На протяжении младшего дошкольного возраста увеличивается число высказываний детей, относящихся к познавательным потребностям.  

Ребёнок создаёт воображаемую ситуацию в игре, рисует придуманные им персонажи. В этот период он не просто придумывает, а верит в свой  воображаемый мир и живёт в воображаемой игровой ситуации. Эмоциональная насыщенность воображаемых образов и вера в воображаемую ситуацию является одной из самых важных специфических особенностей младшего дошкольного возраста.

Главная потребность ребёнка – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Дети начинают, не только свободно ориентироваться среди окружающих предметов. В младшем дошкольном возрасте увеличивается число высказываний, в которых дети хотят уточнить цель, причину и следствие заинтересовавших их ситуаций. В познавательном развитии ребёнка младшего дошкольного возраста при условии целенаправленной педагогической работы, происходят значительные изменения, которые выводят его на более высокий уровень сравнений и обобщений,  следовательно, умственного развития.

Развитие познавательных способностей – это готовность и прогрессивное изменение процессов индивида, ведущих к более высокому уровню достижения знаний.

Познавая предмет, постигая и осваивая его функцию, ребёнок приобщается к этому опыту. Назначение предмета, его функцию ребёнок осваивает только при активном участии взрослого, который показывает, объясняет, учит использовать различные предметы по их назначению. В сознании маленького ребёнка заложен очень важный способ познания мира – умение воспринимать информацию на словесном уровне, т. е. информацию, не подкреплённую зрительными образцами. Ребёнок в процессе своего развития не только осваивает, познаёт мир. Параллельно у него интенсивно формируется определённое отношение к окружающему: к людям и их поступкам, к природе, искусству, музыке и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности взаимодействия с родителями в процессе познавательного развития младших дошкольников»

Эффективные формы взаимодействия с семьей               Для всестороннего развития ребенка требуется  взаимодействие семьи и ...

Разработка "Методические особенности эмоционального развития младших дошкольников средствами малых форм фольклорных жанров"

Данная работа рассматривает применение русского фольклора во всех режимных моментах в младшей группе детского сада....

«Особенности сенсорного развития младших дошкольников»

Особенности сенсорного развития младших дошкольников. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей являются одним из тех вопросов, которые не перестают волновать психологов и педагогов, ...

«Особенности познавательного развития старших дошкольников»

Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможнос...

Особенности физического развития младших дошкольников.Значение подвижной игры в младшей группе.

Материал представлен в виде презентации, отражает основные аспекты физического развития младших дошкольников, а также раскрывает роль подвижной игры для детей 3-4 лет....

Особенности сенсорного развития младших дошкольников.

Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детейявляются одним из тех вопросов, которые не перестают волноватьпсихологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. Это не случайно,так ка...