«Особенности сенсорного развития младших дошкольников»
методическая разработка по математике (младшая группа)

Белова Елена Борисовна

Особенности сенсорного развития младших дошкольников. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей являются одним из тех вопросов, которые не перестают волновать психологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belova_met.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

         «Особенности сенсорного развития младших дошкольников»

Особенности сенсорного развития младших дошкольников. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей являются одним из тех вопросов, которые не перестают волновать психологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. Это не случайно, так как познание окружающего мира начинается с восприятия всего того, что нас окружает. Восприятие же, в свою очередь, является основой сенсорного развития. В каждом детском возрасте стоят свои задачи сенсорного развития, и решение их лежит в разработке и использовании наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. Вряд ли возможно переоценить значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития и совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Благодаря работам таких выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики, как М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития, приобретает статус одной из важнейших сторон воспитания дошкольников. Анализ научных работ данных авторов показывает, что при переходе к младшему дошкольному возрасту под влияние мировой и конструктивной

деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа, синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. Основа умственного воспитания –сенсорное развитие, то есть формирование ощущений, обогащение ребенка разнообразными впечатлениями, расширение ориентировки в окружающем. Целесообразно продолжать знакомить ребенка с названиями игрушек и предметов различных форм, текстур и оттенков цвета. Психологи выделяют младший дошкольный возраст как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль начинает играть именно предметная деятельность. В младшем дошкольном возрасте образное мышление еще весьма ограничено в своих возможностях. Как доказали исследования, дидактические игры активно развивают сенсорные способности детей. В основе познания ребенком окружающей среды лежат процессы ощущения и восприятия. Ознакомление младших дошкольников с цветом, формой, величиной и другими свойствами предмета побудило ученых и практиков разработать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Для интеллектуального, сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста наиболее полезны любые «орудийные» игры с использованием наглядно-действенного мышления. Мышление ребенка активно развивается, когда он играем с предметами различной геометрической формы, размера, текстуры поверхности. Это могут быть различные «колокольчики, колпачки, кольца, кубики». Игра подобными предметами непосредственно связана с восприятием –малыш мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями.

Среди всех психических процессов в младшем дошкольном возрасте главная роль принадлежит восприятию: «поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас». В младшем дошкольном возрасте формируется новый тип восприятия –зрительное соотнесение. Свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойства другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали разбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Зрительный выбор по образцу –«более сложная задача, нежели простое узнавание или промеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом–по цвету». Ребенок в младшем дошкольном возрасте легко сравнивает хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. К примеру, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его как «домик», а круглый –«мячик». Это означает, что у ребенка есть представления о свойствах вещей, и представления закрепляются за конкретными предметами, но эти представления сами не формируются со свойствами предметов, ребенка «необходимо знакомить в конкретных практических действиях. В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает совершать действия в уме, зачастую способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки. Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает «ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования». Следует создать для ребенка младшего дошкольного возраста условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, брать предметы разной формы и величины. К третьему году жизни ребенок умеет выделять цвет, форму и

13величину как особые признаки предметов, накапливает представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Далее ребенка следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие младших дошкольников в познавательно-практической деятельности

Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзыв...

Развивающие пособия для сенсорного развития младших дошкольников.

В данном материале представленны сведения о сенсорном развитии дошкольников и представленны две дидактические игры для сенсорного воспитания....

Особенности сенсорного развития (младший возраст)

Не стоит забывать, что первыми воспитателями  и учителями ребёнка являются родители, поэтому игры и занятия с малышом в домашних условиях имеют большое значение....

Особенности физического развития младших дошкольников.Значение подвижной игры в младшей группе.

Материал представлен в виде презентации, отражает основные аспекты физического развития младших дошкольников, а также раскрывает роль подвижной игры для детей 3-4 лет....

Особенности сенсорного развития младших дошкольников.

Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детейявляются одним из тех вопросов, которые не перестают волноватьпсихологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. Это не случайно,так ка...