Работа над пересказом с использованием опорных схем для детей подготовительной группы
материал (подготовительная группа)

Калина Асия Хусяйновна

Работа над пересказом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_perskazom_s_ispolzovaniem_shem.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над пересказом с использованием опорных схем

для детей подготовительной группы

Цель: развивать у детей умения к  связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Формирование действий целенаправленного восприятия текста.
Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

РППС: картины с изображением времен года; иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа; карточки с восклицательными и вопросительными знаками; поднос с подарками; аудиокассета; фишки; мяч.
Ход
Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)
Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)
Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)
А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)

Подготовка к восприятию текста.
 

Игровое упражнение «Отгадай загадку».

Педагог по очереди предлагает детям четыре загадки:
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!»
Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу
Запляшу и закружу,
Землю снегом наряжу.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно) сюжетные картинки.
Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)



3. Чтение рассказа.
а)Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление
навыков подбора синонимов. Работа над интонационной
выразительностью речи.

Педагог: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»
Запиши свое желание в мою карманную книжку, сказал
отец. Митя записал.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
Как звали мальчика? (Митя)
Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
Куда записали его желание? (В записную книжку)

Педагог:
Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательным знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией. (Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой!)

Педагог: А теперь придумаем предложения со знаком вопроса.
Игра повторяется. Дети передают друг другу карточку со знаком вопроса и называют предложения.
б)Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами

Педагог: Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Педагог:
Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)
Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)
Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру.

4. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Закрепление навыка подбора антонимов.
Погода теплая, а наоборот холодная
Осень ранняя, а наоборот поздняя
Облако белое туча черная
День длинный, а наоборот короткий
Вода замерзает, а лед тает
Насекомые засыпают, а наоборот просыпаются
День грустный, а наоборот веселый
Настроение плохое, а наоборот хорошее
Урожай маленький, а наоборот большой

в)Чтение третьей части рассказа. Образование родственных
слов к слову рыба.

Педагог: Читаем дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету
конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Педагог:
Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)
Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.
Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.)
г)Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.

Наступила осень. В саду собирали плоды румяные яблоки и
желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Педагог:
Какое время года наступило? (Осень.)
Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)
Что мальчик говорил отцу? (Осень лучше всех времен года!)
Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

5. Пальчиковая гимнастика «Птички»


Эта птичка – соловей
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан
Птички, птички, по домам.

Повторное чтение рассказа с использованием графического плана. Развитие слухового внимания, логической цельности речи.
Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.
Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.
8.Итог занятия.
Дифференцированная оценка деятельности детей.
Закрепление названий времен года.
Сюрпризный момент
Стук в дверь. Приносят поднос накрытый салфеткой.
Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки), дети определяют, от какого времени года подарки.



Пересказ рассказа Ушинского «Спор животных».

Цель: развивать умения к связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательные: Формирование действий целенаправленного восприятия текста. Развитие навыков планирования пересказа текста. Закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний учить согласовывать прилагательные с числительными и существительными формировать навык связного последовательного пересказа по графическим схемам; активизация и обогащение словаря по теме «Домашние животные». Закреплять у детей делить слова на слоги, характеризовать звуки; отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ.

Развивающие: развивать свободное общение,развивать самостоятельную связную речь, развивать мышление, внимание, память, координацию движений, темп и ритм речи.

Воспитательные: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища, воспитывать доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

РППС: портрет К. Д. Ушинского, текст рассказа«Спор животных», сюжетная картинка-иллюстрация к рассказу, предметные картинки, разрезные картинки, графические схемы , волшебная палочка, магнитофон, смайлики.

Ход

Оранизационный момент.

Создание эмоционально-положительного фона.

Чтоб не хмуриться с утра,

Нам поможет доброта.

Все мы за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, хотите отправиться в интересное путешествие? (Да). Я предлагаю отправиться в деревню к фермеру Митрофану .А вы знаете кто такой фермер? (человек, который работает на ферме, ухаживает за животными).

- Как вы думаете на чём можно путешествовать(ответы детей) А мы с вами поедем… Нет попробуйте сами отгадать.

Загадка:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(поезд)

2.Правильно. Это поезд. Он уже давно вас ждёт, но в вагон сядет лишь тот, кто правильно назовёт слова, которые начинаются на звук «а» и «у».(Молодцы)

Поехали. (под музыку«Голубой вагон»). Вот мы и приехали. Выходите посмотрите, как здесь красиво, какой чистый воздух.

Дыхательное упражнение (вдох через нос, выдох через рот, при выдохе губы трубочкой)

3.Пальчиковая гимнастика

На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

Много зелени кругом(сделайте волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)

Вот душистые цветы(сделайте из ладоней “бутон”)

Окружает все забор (изобразите забор можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)

Мы ворота открываем(изобразите открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)

В дверь стучимся:(кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к фермеру пришли,

И гостинцы принесли(вытяните руки вперед, как будто что-то несете).

Картинка фермера: Здравствуйте ребята, очень рад видеть вас в своей деревне. У меня большая ферма здесь много животных, хочу узнать от вас, что вы знаете оживотных?

Ребята расскажем фермеру, что мы знаем о животных, а фермер будет нас внимательно слушать.

4.. (Составь пазлы животных)

5. Д/и «Что могут животные?»  (Детям предложено выбрать по одному животному из мешочка и подобрать глаголы)

 - Ребята, а что ещё могут делать животные?
- Что может делать кошка?  (Ласкаться, красться, успокаивать, лечить, охотиться, лакать, мяукать, царапаться, мурлыкать, облизываться).

-  Что может делать лошадь? (Перевозить (людей и грузы), пастись, выступать (в цирке, на скачках).
- Что могут делать корова и коза?  (Давать молоко, пастись) 

- Что может делать собака?   (Охранять, защищать, искать, спасать неного, утопающего), лаять, бегать, бросаться). 

(ра

-Ребята, а знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных домашних животных? (да)

-Сейчас мы проверим, поиграем в игру «Кто где живёт?». У меня в руках волшебная палочка, я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку, у кого в руках она окажется тот и отвечает.

Где живёт свинья? (свинья живёт в свинарнике).

Где живёт лошадь? (лошадь живёт в конюшне).

Где живёт собака? (собака живёт в будке).

Где живёт кролик? (кролик живёт в клетке).

Где живёт кошка? (кошка живёт в доме).

Где живёт корова? (корова живёт в коровнике).

Где живёт овца? (овца живёт в овчарне).

Дидактическая игра «Нелепица».

- А теперь я скажу о домашних животных предложения, а вы слушайте внимательно, если ошибусь, исправьте меня.

Лошадь расчёсывает гриву конюху.

Стадо коров пасёт пастуха.

У доярки пятнистые бока.

Телята поят телятницу.

Поросята кормят свинарку.

6.«Опиши по схеме»

Кто это?

Цвет

Части тела

Чем покрыто?

Голос

Чем питаются?

Жилище

Детёныши

Польза человеку.«Составьрассказ по схеме и назови его».

7.Дидактическая игра «Четвёртый лишний» 

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

-Баран, белка, собака, кошка.

-Лиса, собака, корова, лошадь.

-Коза, волк, овца, свинья.

-Конь, козёл, корова, медведь.

-Ёж, корова, собака, лошадь.

-Телёнок, ягнёнок, козлёнок, лисёнок.

-Что делали?

3. Физминутка “Лошадка”

Цок, цок, цок, цок,

Я лошадка – серый бок (поочерёдное топанье одной ногой, потом другой)

Я копытцем постучу,(ходьба на месте)

Если хочешь – прокачу (лёгкий бег на месте)

Посмотри, как я красива (руки на поясе, наклон туловища влево-вправо)

Хороши и хвост и грива.

Цок, цок, цок, цок,(прогуливаемся на месте вокруг себя)

Я лошадка – серый бок.

4. В: Ребята, тихо-тихо я что-то слышу, я всё поняла.

(Воспитатель выставляет иллюстрацию к расскажу«Спор животных»).

Это общаютсяживотные! Интересно, что они обсуждают?

Ребята давайте войдём в картину и всё узнаем.

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!

Мне с ребятами помоги - в картину нас перенеси!

Ребята только сидите тихо, что бы нас никто не заметил, и мы узнаем, о чём говорят животные.

5. Чтение рассказа с последующим обсуждением (предварительное объяснение слов непонятных детям: соха и борона)

Соха -(пахотное орудие для вспашки земли).

Борона – (орудие для разбивки земельных комков после вспашки (конные грабли).

6.Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

— Конечно, меня, — говорит лошадь. — Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

— Нет, хозяин любит больше меня, — говорит корова. — Я всю его семью молоком кормлю.

— Нет, меня,— ворчит собака,— я его дом стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит:

— Перестаньте спорить: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Сейчас мы тихонько выйдем из картины и поговорим.

7. Вопросы детям по тексту.

Какие животные спорили?

Из-за чего спорили животные?

Зачем человеку лошадь?

Зачем человеку корова?

Какую пользу приносит человеку собака?

Кто услышал спор животных?

Что сказал животным человек?

8.Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва,ло-шадь,ко-за,со-ба-ка,кош-ка,ов-ца и т. д.определяют сколько слогов в слове.

- Каким звуком оканчивается слово корова?   Звуком а

- Какой это звук?  (гласный)

- Как вы определили?

- С какого звука начитается слово лошадь, собака, кошка?

-Охарактеризуйте звук. 

Что делали?

9.А как можно назвать этот рассказ?

Рассказ называется «Спор животных», а написал его Константин Дмитриевич Ушинский.( портрет)

10 Повторное чтениерассказа с установкой на пересказ

11.Составление графического плана рассказа: Формирование логической цельности речи. Дети выстраивают графический план рассказа, подбирая схемы в нужной последовательности.

12. Пересказ рассказа детьми рассказа с опорой на графический план. – Чей рассказ больше всего понравился?

3. Итог занятия.

- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Пора  возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и повторим за мной:

Раз, два, три – повернись,

В детском саду  очутись!

- Где мы с вами побывали сегодня?

- Кого мы там видели?

-Какие новые слова узнали?

Оценка деятельности детей – Чем занимались? Что понравилось? Что было трудно?

Предлагаю оценить нашу работу смайликами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»Форма органи...

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия с использованием игровой деятельности для детей подготовительной группы

Цели занятия:- формировать у детей интерес к двигательной ритмической деятельности; воздействовать на коррекцию осанки, верхних и нижних конечностей, координацию опорно-двигательного аппарата; развива...

Музыкальное развлечение с использованием русского фольклора для детей подготовительной группы «Как у наших у ворот»

Музыкальное развлечение с использованием русского фольклора для детей подготовительной группы  «Как у наших у ворот»...

"Конструирование с использованием опорных схем" с детьми средней группы ДОУ.

Ребята очень любят конструировать и этот вид деятельности является любимым для детей. Дети всегда с удовольствием занимаются конструированием разными видами конструкторов,но конструирование по опорным...

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем»

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значен...

Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»

В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые  игры....