Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»
Форма организации: - подгрупповая
Цель: уточнить правильную артикуляцию звука «Р». Упражнять детей в правильном произношении звука «Р» в слогах, словах, в предложениях и фразах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvobodim_vesnu.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности
с использованием здоровьесберегающих технологий
для детей подготовительных групп в условиях логопункта
«Освободим Весну»
Учитель –логопед:
Орлова Анастасия Ивановна
г. Когалым – 2015 г.
Форма организации: - подгрупповая
Цель: уточнить правильную артикуляцию звука «Р». Упражнять детей в правильном произношении звука «Р» в слогах, словах, в предложениях и фразах.
Задачи
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
- Развивать речемыслительную деятельность.
- Развивать психические процессы (зрительное, слуховое восприятие и память, внимание, логическое мышление);
- Развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях.
- Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук.
- Закрепить умение определять наличие звука в слове, его место в слове, давать звуку характеристику по артикуляционным и акустическим характеристикам.
- Формировать слуховой контроль за качеством собственного звукопроизношения.
- Активизировать словарь существительных, содержащих звук [Р].
- Продолжать учить составлять предложения из набора слов, согласовывать слова в предложении.
- Упражнять в правильной артикуляции без зрительного контроля. (Отсутствие зеркал)
- Закреплять умение определять количество слов в предложении.
- Упражнять детей в произнесении чистоговорок с помощью мнемотаблиц.
- Нормализовать мышечный тонус, улучшать психоэмоциональное состояние детей.
Воспитательные:
- Воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить начатое дело до конца, воспитывать целенаправленность собственных действий и саморегуляцию.
- Формировать положительную мотивацию к занятиям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается, готовность к совместной деятельности со сверстниками и умение выполнять как лидерские, так и исполнительские функции.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания.
Здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики, логоритмика, «Су-джок терапия».
Предварительная работа: знакомство с акустическими и артикуляционными признаками звука «Р», его постановка и автоматизация в слогах, словах, логопедические игры на автоматизацию звука «Р», знакомство с мнемотаблицами, упражнения с шариком «Су-джок», знакомство с биоэнергопластическими упражнениями и их выполнение при помощи индивидуальных зеркал, игра «Поймай звук» (поток звуков, слоги), знакомство со схемами слова.
Оборудование: карточки с заданиями, карточки с изображением артикуляционных упражнений, конверт с мнемотаблицами, мяч, видеозапись, аудио запись звонка, игрушки от киндер – сюрпризов, пособие «Сколько слогов в слове?», схемы слова, карточка-символ звука Р (вертолет), колокольчик, синий кружок; схема положения губ и зубов, коробочка с шариками «Су-джок», крышки синего, красного, зеленого цветов, слайд шоу, разноцветные смайлики с изображением улыбок, Солнышко.
Ход коррекционной образовательной деятельности:
Оргмомент. Психогимнастика.
Л: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки! Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подарите волшебные улыбочки, чтобы они согревали вас своим теплом.
(Дети приклеивают друг другу разноцветные смайлики с изображением улыбок).
Л: Рассаживайтесь поудобнее. (Стулья – модули расставлены полукругом).
Сообщение темы занятия.
Л: Ребята, к нам в детский сад пришло видеописьмо от Зимы, адресовано оно вам. Давайте посмотрим на экран и внимательно послушаем.
З: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Вы узнали меня? Я Зима. Спрятала я ваше Солнце в сундук и Весна теперь не наступит, не зацветут без солнечного тепла цветы и деревья, не прилетят перелетные птицы и будет у вас в городе зима круглый год. Очень я люблю, когда ребята выполняют мои задания, а вот и они. (Показывает карточки). Задания мои не простые, с самым сложным звуком «Р». Если вы выполните их, я отдам вам ключ от сундука, где спрятано Солнце, а иначе не видать вам яркого солнышка!
Л: Ребята, вы хотите, чтобы скорее пришла весна? Как вы думаете, мы сможем выполнить задания Зимы и освободить Солнышко?
Д: Сможем.
Л: Ваши улыбочки помогут справиться с заданиями Зимы. Каждая карточка с заданием совпадает с цветом вашей улыбочки.
Л: С каким звуком задания приготовила для нас Зима?
Д: Зима приготовила задания со звуком «Р».
Л: Поэтому нам нужно помнить, что произносить его нужно правильно.
Л: С чем можно сравнить звук «Р»?
Д: Звук «Р» можно сравнить с рычанием тигра, с гудом вертолета и т. п.
(На доску вывешивается картинка: вертолет)
Л: Давайте расскажем про звук «Р».
Д: Это согласный звук, он твердый и обозначается синим цветом, когда мы произносим его, дрожит горлышко, это звонкий звук.
(На доску вывешиваются символы: синий кружок, белый кружок с колокольчиком).
Д: Когда произносим звук «Р» - губы в «улыбке», язычок находится вверху в «чашечке» он вибрирует, зубы отдельно. (На доску вывешиваются соответствующие символы: кружок со стрелкой верх, схема положения губ: «Улыбка»; схема положения зубов: отдельно).
Л: Чтобы выполнить все задания нам нужно, чтобы у нас были крепкие язычки и ловкие ручки.
Л: Давайте выполним гимнастику для язычка и рук. (Биоэнергопластика). (Логопед показывает соответствующую карточку и выполняет упражнения вместе с детьми без зеркал, стоя)
«Бегемот» - бегемот, бегемот – широко открыли рот
«Улыбочка» чтоб поднять всем настроенье – улыбнись друзьям скорее!
«Качели» На качелях я качаюсь вверх и вниз я поднимаюсь.
«Маляр» Мастер не жалея рук перекрасил все вокруг.
«Чашечка» Наливаю в чашку чаю и конечно выпиваю.
«Парус» Парус поднят высоко и видать нас далеко.
«Горка» Я на горку поднимаюсь, а потом опять спускаюсь.
«Грибок» Здесь грибочек, что за диво, шляпка, ножка, так красивы!
«Гармошка» Поиграй-ка на гармошке, рассмеши меня немножко
«Лошадка» Скачем, скачем на лошадке, по дорожке очень гладкой.
«Вкусное варенье» Мы испачкались вареньем слижем язычком скорее.
Автоматизация звука Р в слогах. Игра с мячом «Эхо»
Л: Приступаем к выполнению первого задания: «Подружите звуки»
(Один из детей подает красную карточку с заданием)
Л: Ребята, давайте вспомним, а как звуки могут дружить между собой?
Д: Согласный дружит с гласным звуком.
Л: Я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги».
«р», «а» — «ра»; «а», «р»-«ар»
«р», «ы» — «ры»; «и», «р»-«ир»
«р», «у» — «ру»; «о», «р»-«ор»
«р», «о» — «ро»; «у», «р»-«ур» и т. д.
(Логопед кидает мяч ребенку и произносит звуки. Ребенок ловит мяч, произносит слог и кидает мяч обратно, логопеду.)
Л: Молодцы, мы справились с первым заданием.
Л: Какие звуки мы свами подружили? (Согласный звук «Р» с гласными).
Л: Верно!
Л: Приступаем к выполнению следующего задания:
(Один из детей подает оранжевую карточку с заданием)
Л: Следующее задание звучит так:
(Один из детей подает желтую карточку с заданием)
Л: Найдите в ящике игрушки, в названии которых слышится звук «Р» и разложите их по ячейкам, в зависимости от того, сколько слогов в слове. (корабль, дракон, тигр, баран, краб, носорог, крыса, верблюд, леопард, рак, корова, жираф, лиса, обезьяна, шишка, Маша, слон, кошка, осьминог, белка.
Л: Оксана, в какую ячейку ты положишь игрушку?
Д: Я положу КОРАБЛЬ в ячейку с двумя кружками, потому что в слове «КОРАБЛЬ» два слога.
(Дети выбирают необходимые игрушки из сухого бассейна и раскладывают по ячейкам, обосновывая свой выбор).
Л: Молодцы ребята.
Словообразование. Рифмовки-путаницы.
Л: Четвертое задание звучит так:
(Один из детей подает зеленую карточку с заданием)
Л: Распутайте слова в предложении.
Л: Ребята, нам нужно правильно составить предложения и сосчитать в них слова.
(Логопед говорит предложения, а дети исправляют и считают количество слов в предложении).
Л: Рая, руки, мыть.
Д: Рая моет руки. В этом предложении три слова.
Л: Рома, у, рубашка, красная.
Д: У Ромы красная рубашка. В этом предложении четыре слова.
Л: Вера, крот, видеть.
Д: Вера увидела крота. В этом предложении три слова.
Л: Огород растут в помидоры.
Д: В огороде растут помидоры.
- Молодцы, справились!
Л: Следующее задание:
(Один из детей подает розовую карточку с заданием)
Л: Угадайте какой предмет лишний, объясните почему и определите место звука Р в слове.
Л: Располагайтесь поудобнее за столами.
Работа за столами и интерактивной доской.
Л: Ребята, а сейчас нам предстоит отгадать какой предмет из четырех лишний и почему. Один из вас выполнит задание у доски, а остальные за столами, а потом мы его проверим.
(Один ребенок выходит к доске).
Л: Нужно щёлкнуть по предмету. Если ответ верный, то предмет исчезнет. Если ответ не верный, то предмет будет вращаться.
(Слайды с игрой «Четвертый лишний»)
Слайд № 1 Помидор
Д: Лишний помидор, потому что он овощ, а груша, апельсин и яблоко – фрукты.
Л: Определите, где находится звук «Р» в слове «ПОМИДОР».
Л: Где же находится звук «Р» в слове «ПОМИДОР»?
Д: Звук «Р» в слове «ПОМИДОР» находится в конце слова).
Слайд №2 Корова
Д: Лишний предмет – «КОРОВА», потому что медведь, волк и ежик – это дикие животные, а «КОРОВА» – домашнее.
Л: Где же находится звук «Р» в слове «КОРОВА»?
Д: Звук «Р» в слове «КОРОВА» находится в середине слова.
Слайд №3 Свитер
Д: Лишний предмет – свитер, потому что это одежда, а тапки, сапоги и туфли – это обувь.
Л: Где же находится звук «Р» в слове «СВИТЕР»?
Д: Звук «Р» в слове «СВИТЕР» находится в конце слова.
(Дети называют лишний предмет, объясняют свой выбор, определяют место звука, выкладывают крышки на карточки в соответствующие места, рассказывают о том, куда положили фишку и почему.)
Л: Молодцы ребята, и с этим заданием вы тоже справились.
Л: Посмотрим, что нас ждет дальше!
(Один из детей подает белую карточку с заданием)
Л: Зима передала нам эти колючие шары и дала следующее задание:
Л: Покажите упражнение с колючим снежком. Хочу посмотреть, как вы ловко справитесь с моими колючими снежками!
Самомассаж кистей рук с помощью шарика «Су-джок»
Снежный шар в руках катаю, (катание массажного шарика круговыми движениями)
Взад - вперед его гоняю. (катание массажного шарика движениями вверх-вниз)
В руку правую кладу. (перекладывание шара в правую руку)
А потом его сожму, (сжимание и разжимание массажного шарика)
В руку левую кладу, (перекладывание шара в левую руку)
Каждым пальцем шар прижму. (сжимание и разжимание массажного шарика)
Покручу и положу (катание шарика круговыми движениями и его перекладывание в коробочку).
Л: Следующее задание:
(Один из детей подает фиолетовую карточку с заданием)
Л: Расшевелите меня.
Логоритмическое упражнение. Выполнение движений в соответствии с текстом
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
(Шаг с высоким подниманием колена).
И немножко поскачи,
Только, друг мой, не спеши.
(Дети грозят пальцем).
На носочках ты шагай,
Свою спинку выпрямляй.
(Ходьба на носках, руки в стороны).
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Все заданья выполняй,
(Дети грозят пальцем).
Солнышко, освобождай!
(Разведение рук вверх и в стороны).
Л: Молодцы, ребята!
Л: А вот и следующее задание: «Расколдуйте картинки».
(Один из детей подает коричневую карточку с заданием)
Произношение звука [Р] в предложениях, работа с мнемотаблицами
(Дети открывают конверт с мнемотаблицами и по – очереди проговаривают чистоговорки).
Л: Вот мы с вами и расколдовали все картинки.
(Звук звонка)
- Ребята, посмотрите пожалуйста на экран.
(Включается видео запись)
Зима: Ребята, вы молодцы, так здорово и дружно выполнили все задания! За это я вам отдам ключ от сундука, где спрятано солнце, как и обещала, хоть и не хочется мне с вами прощаться.
Зима с экрана протягивает ключ, а логопед делает вид, что берет ключ у нее и показывает ребятам. Ключ заранее спрятан у логопеда в рукаве.
Логопед с ребятами открывает ключом сундук и вытаскивают Солнышко, которое вешают на доску.
Итог занятия. Рефлексия.
Л: Что мы сегодня делали?
Л: Ребята, какие задания вам показались самыми трудными и сложными?
Л: Какие игры были самыми интересными?
Л: Какой звук мы старались произносить правильно?
Д: Мы старались правильно произносить звук «Р».
Л: Действительно, помогая освободить Солнышко, мы с вами вспомнили, как между собой дружат звуки, где может находиться звук в слове, сколько слогов может быть в слове, отгадали сложные загадки Зимы, расколдовали картинки.
Л: Ну, а я думаю, что раз мы такие дружные и отзывчивые, то еще не раз придем на помощь к тому, кто в ней нуждается и к нам скоро придет долгожданная весна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»Цель: Развитие музыкальных и творче...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы (5-6лет) Тема: «Путешествие в Королевство Здоровья»
НОД "Путешествие в королевство Здоровья"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы «Целебная сила музыки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)с использованием здоровьесберегающих технологий для детей п...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей средней группы
Цель:• Учить детей ходить по прямой линии, сохраняя равновесие.• Упражнять в подлезании под дугу, не касаясь руками пола; в ползании на четвереньках между предметами.• Развивать ловкост...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительного дошкольного возраста на тему: «В поисках здоровья»
Конспект занятия с использование здоровьесберегающих технологий....
Конспект открытой НДО с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных группы «Морские приключения»
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы....
Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта
Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта "Лесные приключения"...