Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Орлова Анастасия Ивановна

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»

Форма организации: - подгрупповая

Цель: уточнить правильную артикуляцию звука «Р». Упражнять детей в правильном произношении звука «Р» в слогах, словах, в предложениях и фразах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osvobodim_vesnu.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности

с использованием здоровьесберегающих технологий

для детей подготовительных групп в условиях логопункта

«Освободим Весну»

 

Учитель –логопед:

Орлова Анастасия Ивановна

г. Когалым – 2015 г.

Форма организации: - подгрупповая

Цель: уточнить правильную артикуляцию звука «Р». Упражнять детей в правильном произношении звука «Р» в слогах, словах, в предложениях и фразах.

Задачи

Коррекционно-развивающие: 

  1. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
  2. Развивать речемыслительную деятельность.
  3. Развивать психические процессы (зрительное, слуховое восприятие и память, внимание, логическое мышление);
  4. Развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
  5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях.
  2. Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук. 
  3. Закрепить умение определять наличие звука в слове, его место в слове, давать звуку характеристику по артикуляционным и акустическим характеристикам.
  4. Формировать слуховой контроль за качеством собственного звукопроизношения.
  5. Активизировать словарь существительных, содержащих звук [Р].
  6. Продолжать учить составлять предложения из набора слов, согласовывать слова в предложении.
  7. Упражнять в правильной артикуляции без зрительного контроля. (Отсутствие зеркал)
  8. Закреплять умение определять количество слов в предложении.
  9. Упражнять детей в произнесении чистоговорок с помощью мнемотаблиц.
  10. Нормализовать мышечный тонус, улучшать психоэмоциональное состояние детей. 

Воспитательные: 

  1. Воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить начатое дело до конца, воспитывать целенаправленность собственных действий и саморегуляцию.
  2. Формировать положительную мотивацию к занятиям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается, готовность к совместной деятельности со сверстниками и умение выполнять как лидерские, так и исполнительские функции.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания.

Здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики, логоритмика, «Су-джок терапия».

Предварительная работа: знакомство с акустическими и артикуляционными признаками звука «Р», его постановка и автоматизация в слогах, словах, логопедические игры на автоматизацию звука «Р», знакомство с мнемотаблицами, упражнения с шариком «Су-джок», знакомство с биоэнергопластическими упражнениями и их выполнение при помощи индивидуальных зеркал, игра «Поймай звук» (поток звуков, слоги), знакомство со схемами слова.

Оборудование: карточки с заданиями, карточки с изображением артикуляционных упражнений, конверт с мнемотаблицами, мяч, видеозапись, аудио запись звонка, игрушки от киндер – сюрпризов, пособие «Сколько слогов в слове?», схемы слова, карточка-символ звука Р (вертолет),  колокольчик, синий кружок; схема положения губ и зубов, коробочка с шариками «Су-джок», крышки синего, красного, зеленого цветов, слайд шоу, разноцветные смайлики с изображением улыбок, Солнышко.

Ход коррекционной образовательной деятельности:

Оргмомент. Психогимнастика.

Л: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки! Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подарите волшебные улыбочки, чтобы они согревали вас своим теплом.

 (Дети приклеивают друг другу разноцветные смайлики с изображением улыбок).

Л: Рассаживайтесь поудобнее. (Стулья – модули расставлены полукругом).

Сообщение темы занятия.

Л: Ребята, к нам в детский сад пришло видеописьмо от Зимы, адресовано оно вам. Давайте посмотрим на экран и внимательно послушаем.

З: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Вы узнали меня? Я Зима. Спрятала я ваше Солнце в сундук и Весна теперь не наступит, не зацветут без солнечного тепла цветы и деревья, не прилетят перелетные птицы и будет у вас в городе зима круглый год. Очень я люблю, когда ребята выполняют мои задания, а вот и они. (Показывает карточки). Задания мои не простые, с самым сложным звуком «Р». Если вы выполните их, я отдам вам ключ от сундука, где спрятано Солнце, а иначе не видать вам яркого солнышка!

Л: Ребята, вы хотите, чтобы скорее пришла весна? Как вы думаете, мы сможем выполнить задания Зимы и освободить Солнышко?

Д: Сможем.

Л: Ваши улыбочки помогут справиться с заданиями Зимы. Каждая карточка с заданием совпадает с цветом вашей улыбочки.

Л: С каким звуком задания приготовила для нас Зима?

Д: Зима приготовила задания со звуком «Р».

Л: Поэтому нам нужно помнить, что произносить его нужно правильно.

Л: С чем можно сравнить звук «Р»?  

Д: Звук «Р» можно сравнить с рычанием тигра, с гудом вертолета и т. п.

(На доску вывешивается картинка: вертолет)

Л: Давайте расскажем про звук «Р».

Д: Это согласный звук, он твердый и обозначается синим цветом, когда мы произносим его, дрожит горлышко, это звонкий звук.

(На доску вывешиваются символы: синий кружок, белый кружок с колокольчиком).

Д: Когда произносим звук «Р» - губы в «улыбке», язычок находится вверху в «чашечке» он вибрирует, зубы отдельно. (На доску вывешиваются соответствующие символы: кружок со стрелкой верх, схема положения губ: «Улыбка»; схема положения зубов: отдельно).

Л: Чтобы выполнить все задания нам нужно, чтобы у нас были крепкие язычки и ловкие ручки.

Л: Давайте выполним гимнастику для язычка и рук.  (Биоэнергопластика). (Логопед показывает соответствующую карточку и выполняет упражнения вместе с детьми без зеркал, стоя)

«Бегемот» - бегемот, бегемот – широко открыли рот

«Улыбочка» чтоб поднять всем настроенье – улыбнись друзьям скорее!

«Качели» На качелях я качаюсь вверх и вниз я поднимаюсь.

«Маляр» Мастер не жалея рук перекрасил все вокруг.

«Чашечка» Наливаю в чашку чаю и конечно выпиваю.

«Парус» Парус поднят высоко и видать нас далеко.

«Горка» Я на горку поднимаюсь, а потом опять спускаюсь.

«Грибок» Здесь грибочек, что за диво, шляпка, ножка, так красивы!

«Гармошка» Поиграй-ка на гармошке, рассмеши меня немножко

«Лошадка» Скачем, скачем на лошадке, по дорожке очень гладкой.

«Вкусное варенье» Мы испачкались вареньем слижем язычком скорее.

Автоматизация звука Р в слогах. Игра с мячом «Эхо»

Л: Приступаем к выполнению первого задания: «Подружите звуки»

(Один из детей подает красную карточку с заданием)

Л: Ребята, давайте вспомним, а как звуки могут дружить между собой?

Д: Согласный дружит с гласным звуком.

Л: Я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги».

«р», «а» — «ра»;                       «а», «р»-«ар»
«р», «ы» — «ры»;                     «и», «р»-«ир»
«р», «у» — «ру»;                       «о», «р»-«ор»
«р», «о» — «ро»;                       «у», «р»-«ур» и т. д.

(Логопед кидает мяч ребенку и произносит звуки. Ребенок ловит мяч, произносит слог и кидает мяч обратно, логопеду.) 

Л: Молодцы, мы справились с первым заданием.

Л: Какие звуки мы свами подружили? (Согласный звук «Р» с гласными).

Л: Верно!

Л: Приступаем к выполнению следующего задания:

(Один из детей подает оранжевую карточку с заданием)

Л: Следующее задание звучит так:

(Один из детей подает желтую карточку с заданием)

Л: Найдите в ящике игрушки, в названии которых слышится звук «Р» и разложите их по ячейкам, в зависимости от того, сколько слогов в слове. (корабль, дракон, тигр, баран, краб, носорог, крыса, верблюд, леопард, рак, корова, жираф, лиса, обезьяна, шишка, Маша, слон, кошка, осьминог, белка.

Л: Оксана, в какую ячейку ты положишь игрушку?

Д: Я положу КОРАБЛЬ в ячейку с двумя кружками, потому что в слове «КОРАБЛЬ» два слога.

(Дети выбирают необходимые игрушки из сухого бассейна и раскладывают по ячейкам, обосновывая свой выбор).

Л: Молодцы ребята.

Словообразование. Рифмовки-путаницы.  

Л: Четвертое задание звучит так: 

(Один из детей подает зеленую карточку с заданием)

Л: Распутайте слова в предложении.

Л: Ребята, нам нужно правильно составить предложения и сосчитать в них слова.

(Логопед говорит предложения, а дети исправляют и считают количество слов в предложении).

Л: Рая, руки, мыть.

Д: Рая моет руки. В этом предложении три слова.

Л: Рома, у, рубашка, красная.

Д: У Ромы красная рубашка. В этом предложении четыре слова.

Л: Вера, крот, видеть.

Д: Вера увидела крота. В этом предложении три слова.

Л: Огород растут в помидоры.

Д: В огороде растут помидоры.

- Молодцы, справились!

Л: Следующее задание:

(Один из детей подает розовую карточку с заданием)

Л: Угадайте какой предмет лишний, объясните почему и определите место звука Р в слове.

Л: Располагайтесь поудобнее за столами.

Работа за столами и интерактивной доской.

Л: Ребята, а сейчас нам предстоит отгадать какой предмет из четырех лишний и почему. Один из вас выполнит задание у доски, а остальные за столами, а потом мы его проверим.

(Один ребенок выходит к доске).

Л: Нужно щёлкнуть по предмету. Если ответ верный, то предмет исчезнет. Если ответ не верный, то предмет будет вращаться.

 (Слайды с игрой «Четвертый лишний»)

Слайд № 1 Помидор

Д: Лишний помидор, потому что он овощ, а груша, апельсин и яблоко – фрукты.

Л: Определите, где находится звук «Р» в слове «ПОМИДОР».

Л: Где же находится звук «Р» в слове «ПОМИДОР»?

Д: Звук «Р» в слове «ПОМИДОР» находится в конце слова).

Слайд №2 Корова

Д: Лишний предмет – «КОРОВА», потому что медведь, волк и ежик – это дикие животные, а «КОРОВА» – домашнее.

Л: Где же находится звук «Р» в слове «КОРОВА»?

Д: Звук «Р» в слове «КОРОВА» находится в середине слова.

Слайд №3 Свитер

Д: Лишний предмет – свитер, потому что это одежда, а тапки, сапоги и туфли – это обувь.

Л: Где же находится звук «Р» в слове «СВИТЕР»?

Д: Звук «Р» в слове «СВИТЕР» находится в конце слова.

(Дети называют лишний предмет, объясняют свой выбор, определяют место звука, выкладывают крышки на карточки в соответствующие места, рассказывают о том, куда положили фишку и почему.)

Л: Молодцы ребята, и с этим заданием вы тоже справились.

Л: Посмотрим, что нас ждет дальше!

(Один из детей подает белую карточку с заданием)

Л: Зима передала нам эти колючие шары и дала следующее задание:

Л: Покажите упражнение с колючим снежком. Хочу посмотреть, как вы ловко справитесь с моими колючими снежками!

Самомассаж кистей рук с помощью шарика «Су-джок»

Снежный шар в руках катаю, (катание массажного шарика круговыми движениями)

Взад - вперед его гоняю. (катание массажного шарика движениями вверх-вниз)

В руку правую кладу. (перекладывание шара в правую руку)

А потом его сожму, (сжимание и разжимание массажного шарика)

В руку левую кладу, (перекладывание шара в левую руку)

Каждым пальцем шар прижму. (сжимание и разжимание массажного шарика)

Покручу и положу (катание шарика круговыми движениями и его перекладывание в коробочку).

Л: Следующее задание:

(Один из детей подает фиолетовую карточку с заданием)

Л: Расшевелите меня.

Логоритмическое упражнение. Выполнение движений в соответствии с текстом

По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай.

(Шаг с высоким подниманием колена).

И немножко поскачи,

Только, друг мой, не спеши.

(Дети грозят пальцем).

На носочках ты шагай,

Свою спинку выпрямляй.

(Ходьба на носках, руки в стороны).

И попрыгай по дорожке,

Хороши пружинки – ножки.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).

Все заданья выполняй,

(Дети грозят пальцем).

Солнышко, освобождай!

(Разведение рук вверх и в стороны).

Л: Молодцы, ребята!  

Л: А вот и следующее задание: «Расколдуйте картинки».

(Один из детей подает коричневую карточку с заданием)

Произношение звука [Р] в предложениях, работа с мнемотаблицами

 (Дети открывают конверт с мнемотаблицами и по – очереди проговаривают чистоговорки).

Л: Вот мы с вами и расколдовали все картинки.

(Звук звонка)

- Ребята, посмотрите пожалуйста на экран.

(Включается видео запись)

Зима: Ребята, вы молодцы, так здорово и дружно выполнили все задания! За это я вам отдам ключ от сундука, где спрятано солнце, как и обещала, хоть и не хочется мне с вами прощаться.

Зима с экрана протягивает ключ, а логопед делает вид, что берет ключ у нее и показывает ребятам. Ключ заранее спрятан у логопеда в рукаве.

Логопед с ребятами открывает ключом сундук и вытаскивают Солнышко, которое вешают на доску.

Итог занятия. Рефлексия.

Л: Что мы сегодня делали?

Л: Ребята, какие задания вам показались самыми трудными и сложными?

Л: Какие игры были самыми интересными?

Л: Какой звук мы старались произносить правильно?  

Д: Мы старались правильно произносить звук «Р».

Л: Действительно, помогая освободить Солнышко, мы с вами вспомнили, как между собой дружат звуки, где может находиться звук в слове, сколько слогов может быть в слове, отгадали сложные загадки Зимы, расколдовали картинки.

Л: Ну, а я думаю, что раз мы такие дружные и отзывчивые, то еще не раз придем на помощь к тому, кто в ней нуждается и к нам скоро придет долгожданная весна.