Конспект открытой НДО с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных группы «Морские приключения»
план-конспект занятия по развитию речи
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Студёновский детский сад Карасукского района НСО
Конспект открытой НОД
с использованием здоровьесберегающих технологий
для детей подготовительной группы
«Морские приключения»
Автор разработки: Воспитатель Бауэр Е.А
Здоровьесберегающие технологии В работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
(Буденная Т.В., Набойкина Е.Л., Алябьева Е.А., Мещерякова Н.В., Леонтьева С.В.)
Коррекционные технологии
(Цвынтарный В.В., Крупенчук О.И., Соколова Ю.В, Петрова П.Н., Сиротюк А.Л. и др.)
Технологии обучения здоровому образу жизни
(Картушина М.Ю., Дьякова Е.А., Новикова Е.В., Метельская Н.Г., Краузе Е.Н.)
- Артикуляционная - Логоритмика
гимнастика - Пальчиковые игры
- Биоэнергопластика и развитие мелкой
- Дыхательная моторики
гимнастика - Массаж биологически - Кинезиологические
- Гимнастика для глаз активных зон упражнения
- Релаксация - Динамические паузы,
- Игры с водой физминутки,
и песком коммуникативные
- Психогимнастика игры
В данном занятии использовались следующие здоровьесберегающие технологии (см. табл. 1 Приложения 1 «Приемы и методы здоровьесберегающих технологий на НОД»).
Конспект НОД
с использованием здоровьесберегающих технологий
для детей подготовительных групп
Тема: «Морские приключения»
Цель занятия: дифференциация звуков Ш-С
Задачи:
образовательные-
- упражнять в дифференциации звуков Ш-С в произношении;
- закреплять знания об обитателях моря;
- закреплять умение составлять распространенные предложения;
коррекционные-
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- совершенствовать навыки правильного дыхания;
- вырабатывать чувство ритма;
- развивать психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения, внимание);
воспитательные-
- прививать любовь к природе;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Здоровьесберегающие технологии:
дыхательная гимнастика, биоэнергопластика, логоритмика, гимнастика для глаз, песочная терапия, динамическая игра, кинезиологические упражнения.
Оборудование:
ракушка, ёмкость с водой и пенопластом, коктейльные соломинки, «рыбка» - тренажёр гимнастики для глаз, плоскостные изображения: рыбки Соня и Шустрик, раковины с жемчужинами, Русалочка; наборное полотно – сундучок и шкатулка; сундучок с мелкими предметами: катушка, игрушечная чашка, карандаш, шнурок, шкатулка; браслетики из пайеток, коврик – «Морское дно», видеоряд (морской пляж, прибой, эпизод «Русалочка», морское дно)
Ход НОД.
1.1 Организованное начало занятия.
- Здравствуйте ребята! Сегодня такой чудесный день, давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите, у нас появилась волшебная ракушка. Как вы думаете, откуда она взялась? (Из моря).
- Эта ракушка поможет нам попасть в морское царство. Вы готовы к морским приключениям? (Да). Тогда вместе произнесём волшебные слова, чтобы очутиться на берегу моря.
1.2 Кинезиологические упражнения.
Море, я к тебе бегу, Я уже на берегу! Я бегу к твоей волне, А волна бежит ко мне! | Упражнение «фонарики» Упражнение «кулак-ребро-ладонь» Упражнение «фонарики» Упражнение «пальчики здороваются», затем ладони соединяют «ковшиком» |
1.3 Дыхательная гимнастика.
Совершенствование физиологического диафрагмального дыхания.
- Мы с вами на море (видео – морской пляж).
Посмотрите, как волны накатывают на берег, как будто море дышит. Накатила волна – вдох носом, укатилась в море – выдох ртом. Покажем, как море дышит. Не забывайте, вдох – и животик становится как «шарик». Выдох – «шарик сдувается»
(медленный глубокий вдох носом и выдох ртом, затем резкие вдохи носом следуют один за другим, выдох самопроизвольный).
Совершенствование целенаправленной воздушной струи
- Когда волны накатывают на берег, на них появляется морская пена. Покажем, как морская пена пляшет на волнах (дети дуют через соломинку в ёмкость с водой и пенопластом).
II. Основная часть – 15 мин.
2.1 Артикуляционная гимнастика. Биоэнергопластика.
(артикуляционные упражнения в сочетании с движениями пальцев рук)
- На море можно увидеть много интересного. Сейчас мы покажем с помощью язычка, что можно увидеть на море.
- Над волнами летают чайки, машут крыльями вверх-вниз (движения языка и пальцев вверх-вниз).
- По волнам плывёт корабль. Он уплывает все дальше и дальше (движение языка – «чашечка», пальцы сложены лодочкой).
- Если зайти в воду, то можно повеселиться и побрызгаться (движение языка по верхним зубам в направлении вперед, пальцы сгибаются и разгибаются – имитация «брызг»).
- А под водой все тихо и спокойно. Водоросли качаются вправо-влево (движения языка и пальцев вправо-влево).
- Под водорослями спряталась устрица. Она открыла створки раковины. Но если мимо проплывет рыбка, устрица тут же захлопывает свою раковину (широкий язык лежит на нижней губе, затем узкий кончик языка смотрит вперед. Ладони открыты, затем хлопок – имитация закрывающейся раковины).
2.2 Дифференциация Ш-С в изолированном произношении.
- Послушайте шелест волн (видео - прибой).
- Кто может повторить, как шумят волны? (Ш-ш-ш). Правильно, волна накатывает на берег – ш-ш-ш, а в море уходит и тихо шелестит по камешкам – с-с-с.
- Когда мы произносим Ш, как работает язычок? (Широкий язык поднят вверх)
- А когда произносим С, где стоит язычок? (Широкий язык лежит за нижними зубами)
2.3 Работа с песком - развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
- Давайте нарисуем на песке, как набегают волны и как они уходят в море
(на плоском блюде с песком дети рисуют пальцами волну и проговаривают – «ш-ш-ш», затем точечными и быстрыми движениями пальцев стирают волну и проговаривают – «с-с-с»).
2.4 Дифференциация Ш-С в слогах, словах. Логоритмическое упражнение.
- Ой, ребята, посмотрите, кто это машет нам из моря? (Русалочка – видео из мультфильма)
- Она приглашает нас в своё подводное царство. А чтобы вы могли дышать под водой как рыбки, возьмите волшебные чешуйки и произнесите заклинание (дети надевают на руки браслетики из пайеток).
(Дети встают и произносят чистоговорки, движениями повторяя их ритмический рисунок)
Шо-шо-шо – шо-шо-шо – Нам на море хорошо. Сок-сок-сок – сок-сок-сок – Греет солнышко песок. Шу-шу-шу – шу-шу-шу – Воздухом морским дышу. Ас-ас-ас – ас-ас-ас – На дне моря мы сейчас. | Ногами протопать ритмический рисунок Руки на поясе, повороты из стороны в сторону Ногами протопать ритмический рисунок Потянуться руками вверх и наклониться, достать кончиками пальцев до пола Ногами протопать ритмический рисунок Развести руки в стороны Ногами протопать ритмический рисунок Присесть |
2.5 Гимнастика для глаз.
- Ребята, посмотрите, мы попали на морское дно (видео – морское дно).
- Кругом плавают маленькие рыбки. Попробуем проследить за рыбками. Следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть.
На кисть руки ребенку одевается «рыбка». Ребенок глазами следит за движением рыбки на своей руке, повторяя движения за логопедом.
Рыбки резвятся –
В воде кружатся!
Пузыри пускают,
Весело ныряют,
Друг дружку догоняют!
Вильнут хвостом туда-сюда,
Глядишь, и нету их следа.
2.6 Дифференциация Ш-С в словах, предложениях.
- Посмотрите, кто нас встречает (плоскостное изображение двух рыбок. У одной плавники и хвост напоминают букву С, у другой – букву Ш).
- Этих двух рыбок зовут Соня и Шустрик. Догадайтесь, кто из них кто. (Варианты детей с объяснением)
- Соня и Шустрик тоже собираются в гости к Русалочке. Они хотят принести ей в подарок жемчужины из морских раковин. Давайте им поможем. Выберем жемчужины так, чтобы у Шустрика оказались жемчужины с картинками, в названии которых есть звук Ш, а у Сони – со звуком С.
(На ковре – плоскостные изображения ракушек с жемчужинами. «Жемчужина» - круглая карточка с картинкой, в названии которых есть звук Ш или С. Дети по заданию логопеда выбирают картинки с нужным звуком и помещают их на наборное полотно рядом с рыбками в сундучок и шкатулку.)
- Молодцы! У Шустрика целый сундучок жемчужин, а у Сони – полная шкатулка. А теперь давайте проверим друг друга – правильно ли выбраны жемчужины (диалог детей).
1-й ребенок: Что у Шустрика в сундучке?
2-й ребенок: У Шустрика в сундучке шапка, подушка, шахматы и т.д.
2-й ребенок: А что у Сони в шкатулке?
1-й ребенок: У Сони в шкатулке миска, бусы, носок и т.д.
- Все жемчужины у рыбок выбраны правильно? (Да) Тогда все вместе отправляемся в путь.
III. Заключительная часть – 5 мин.
3.1 Дифференциация Ш-С в предложениях, связной речи.
- Вот мы и добрались до замка Русалочки. Она приготовила для вас сюрприз (перед детьми – сундучок со спрятанными в нем небольшими предметами, в названии которых есть звук Ш: катушка, игрушечная чашка, карандаш и т.п.).
- В этом сундучке у Русалочки сокровища – те вещи, которые иногда падают с кораблей на дно моря. Расскажем Русалочке, зачем могут понадобиться эти предметы. (Ответы детей)
- Русалочка благодарит вас за то, что вы объяснили назначение этих вещей и прощается с нами. А нам эти предметы помогут вернуться в обычный мир. Сядьте удобно, закройте глаза.
Море ласково шумит,
К приключениям манит.
С морем мы прощаемся,
В садик возвращаемся.
Откройте глаза.
4. Подведение итогов занятия.
- Вот мы и вернулись. Что вам понравилось в путешествии? Какие два звука мы искали в словах?
- Какие слова со звуком Ш встретились нам? А со звуком С?
5. Оценивание работы детей. Организованное окончание занятия.
Список использованной литературы
1. Буденная Т.В.. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. - Спб, 2001.
2. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. - М., ТЦ Сфера, 2004.
3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М., 2003.
4. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности.- Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М.: Прометей, 2003.
5. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. - Спб, 2006.
6. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. Коррекция дизартрии. – М., 2006.
7. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - Спб, КАРО, 2006.
8. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М., 2001.
Приложение 1
Приемы и методы здоровьесберегающих технологий
на НОД
Табл. 1
Здоровьесберегающая технология | Прием, метод | Практическое применение |
Кинезиологические упражнения | Комплекс пальчиковых упражнений, состоящих из двух-трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга (позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие) | Упражнение «Фонарики» Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» Упражнение «Пальчики здороваются», затем ладони соединяют «ковшиком» |
Дыхательная гимнастика | Игровые приемы, направленные на совершенствование физиологического диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи | Дыхательное упражнение «Волны накатывают на берег» Игровой прием «Морская пена» (с водой и пенопластом) |
Биоэнергопластика | Артикуляционные упражнения с содружественными движениями кистей рук | Упражнение «Летают чайки» Упражнение «Уплывает корабль» Упражнение «Побрызгаемся» Упражнение «Водоросли» Упражнение «Устрица» |
Песочная терапия | Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики | Рисование на песке |
Логоритмика | Двигательные упражнения, которые сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. | Произнесение чистоговоркок, движениями повторяя их ритмический рисунок |
Гимнастика для глаз | Глазодвигательные упражнения | Игра «Веселые рыбки» (прослеживание глазами траектории движения руки) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей средней группы. Тема: "Уши, носик и глаза - помогают нам всегда"
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...
Любим мы шутить , смеяться!!! Конспект вечера развлечений с использованием здоровьесберегающих технологий для детей средней группы
Цель: Обогащать музыкальные впечатления дошкольников. Укреплят...
Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»
Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»Форма органи...
Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы «Музыка укрепляет наше здоровье».
Музыкальное занятие для развития танцевально -игрового творчества детей старшей группы....
Технологическая карта занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы
Тема: Путешествие в осенний лес.Цель: Обобщить знания по теме «Осень» с использованием здоровьесберегающих технологий.Задачи:Образовательные:- Обобщить знания детей о признаках осени;- Закрепить назва...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы «Целебная сила музыки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)с использованием здоровьесберегающих технологий для детей п...
Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта
Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта "Лесные приключения"...