ИИП 9 класс: "Как не потерять мотивацию во время учебного процесса?"
проект

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

Каждый ребенок еще с детского сада мечтает о школьной жизни. А когда наступает этот день, мы с горящими глазами просыпаемся рано утром с желанием покорить весь мир. Но со временем наблюдаем, что радость от познания нового сменяется лишь необходимостью и обязанностями посещать школу, а готовность к покорению вершин пропадает.

Анализ современной практики показывает, что порядка 60% учащихся при переходе из младшей школы в среднюю начинают получать более низкие отметки, проявляют меньший интерес к школьной жизни или вовсе отказываются посещать школу.

Почему так происходит? Как возникает и развивается потребность в знаниях? Этим вопросам и посвящен данный проект.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_prostova_polina_9b.docx15.52 КБ
Файл prostova_polina_9a_19.03.2021g.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта: Как не потерять мотивацию во время учебного процесса? 

Руководитель проекта: Минаева Юлия Михайловна, педагог-психолог

Автор проекта: Простова Полина, ученица 9 «Б» класса 

Учебная дисциплина: психология, обществознание

Тип проекта: индивидуальный, информационный

Цель работы: Изучение эффективных способов учебной мотивации.

Задачи работы:

  1. Изучение темы по имеющимся информационным источникам;
  2. Сбор и систематизация рекомендаций по учебной мотивации;
  3. Публикация материалов по результатам проекта.

Вопрос (проблема) проекта: Как не потерять и повысить мотивацию?

Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на изучение способов сохранения и повышения учебной мотивации, освоению и применению на практике, полученной в ходе проекта информации.

Результат проекта (продукт): сборник практических рекомендаций по мотивации в учебном процессе. 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 619

Калининский район

Санкт-Петербург

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

учащегося (учащейся) 9 «А» класса

Простовой Полины Романовны

(фамилия, имя, отчество учащегося)

Тема: «Как не потерять мотивацию во время учебного процесса?»

Куратор: Минаева Юлия Михайловна, педагог-психолог

2020-2021 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ         3              

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        5                    

1.1 Понятие «Мотивация»         5        

1.2 Причины потери мотивации        7        

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ         10              

2.1 Мотивация и профессии будущего        10                                                          

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        13                                                                                  

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ        14                                                                                

ПРИЛОЖЕНИЕ        15

ВВЕДЕНИЕ

«…Страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею…» -    этот постулат известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили стал девизом моей работы.

Каждый ребенок еще с детского сада мечтает о школьной жизни. А когда наступает этот день, мы с горящими глазами просыпаемся рано утром с желанием покорить весь мир. Но со временем наблюдаем, что радость от познания нового сменяется лишь необходимостью и обязанностями посещать школу.

Анализ современной практики показывает, что порядка 60% учащихся при переходе из младшей школы в среднюю начинают получать более низкие отметки, проявляют меньший интерес к школьной жизни или вовсе отказываются посещать школу.

Почему так происходит? Как возникает и развивается потребность в знаниях? На эти вопросы я пытаюсь найти ответ, им же и посвятила свой проект.

Цель работы: Изучение эффективных способов учебной мотивации.

Задачи работы:

  1. Изучение темы по имеющимся информационным источникам;
  2. Сбор и систематизация рекомендаций по учебной мотивации;
  3. Публикация материалов по результатам проекта.

Данный проект направлен на изучение способов сохранения и повышения учебной мотивации, освоению и применению на практике, полученной в ходе проекта информации.

Работая над проектом, я выявила определенные закономерности между:

  • Увеличением нагрузки на обучающегося и снижением интереса к обучению по мере взросления.
  • Доминированием учителя на уроке и потребностью школьников в эмоциональном контакте со сверстниками и самоутверждении.
  • Стремлением обучающегося к личностной реализации, к определению своего места в группе, коллективе и страхом поражения, оценки окружающих.

Я предположила, что создание для обучающихся положительной мотивационной среды приведет к повышению качества образования в целом. 

Результат проекта (продукт): публикация работы в сети Интернет, включающая сборник практических рекомендаций по мотивации в учебном процессе (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/18/iip-9-klass-kak-ne-poteryat-motivatsiyu-vo-vremya-uchebnogo-protsessa).

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Понятие «Мотивация»

Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.

Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек, что называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.

Можно выделить следующие особенности внешней и внутренней мотивации:

· внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя – качества;

· если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;

· при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;

· рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

Подростковый возраст – это период подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков. Решается вопрос о самоопределении учащихся. Учебная деятельность должна приобрести иное значение, стать осмысленной, внутренняя учебная мотивация должна преобладать над внешними стимулами, такими как оценки, давление учителей, родителей. Очень важно, чтобы к ступени старшеклассника у подростков определились интересы к той или иной области знаний. Этот период является главным для формирования новых форм учебной мотивации, открывается возможность перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют различные показатели качества обученности.

  1. Причины потери мотивации

Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Если это педагог, то речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающая активность личности и определяющая её направление, особенно необходима в процессе обучения.

Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» тесно связано с понятиями «цель» и «потребность». В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности и установки.

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

Мотивация к обучению (психологический аспект):

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки.

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость-это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. 

Доказано, что зарождается мотивация совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях.

Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.

Способы повысить мотивацию к обучению (опыт родителей):

  • Ставят в пример богатых, известных личностей.
  • Пугают плохой работой.
  • Многие уверены, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов.
  • Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.

А что надо предпринимать родителям?

  • Дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научить его доверять родителям.
  • Проговаривать спорные моменты, не решать их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда.
  • Стараться не создавать ложных целей у ребёнка.
  • Предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к. она является одной из важнейших составляющих успеха.

Мотивация с точки зрения ребенка:

  • Возможность делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…» и «Мне это интересно».
  • Иметь временные возможности переключаться на другие виды деятельности с учетом собственных интересов.
  • Очень важно, чтобы родители не дергали, не раздражались.
  • Для подростков большое значение имеет моральная поддержка.
  • В качестве стимула также можно предоставлять материальный стимул.
  • Большое влияние на учебную мотивацию подростков имеет личность учителя, его профессионализм и умение заинтересовать предметом.
  • Иметь представление о разных профессиях для определения приоритетов для более глубокого изучения отдельных предметов в школе. 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Мотивация и профессии будущего

Особое значение лично для меня имеет определение моего места в жизни с точки зрения будущей профессии.

В настоящее время основными являются профессии юристов, экономистов, слесарей, поваров и ряда других. Надо быть готовыми к тому, что в ближайшее время машины займут до 75% рабочих мест.

В период с 2020 по 2025 год будут востребованы профессии, связанные с интернет-деятельностью.

В настоящее время на выбор профессий повлияли пандемия и мировой финансовый кризис, изменение рынка труда.

Чтобы быть востребованным, необходимо просматривать вакансии, следить за спросом в той сфере, которая интересна, за новшествами, научными открытиями и разработками в своей отрасли.

В настоящее время преобладающими станет ряд следующих сфер:

Медицина

Вспышка Covid-19 выявила нехватку специалистов по борьбе с вирусными инфекциями нового типа.

С помощью биотехнологий разрабатывают новые лекарства, создают ткани и органы для пересадки. Роботы-хирурги проводят операции точнее людей, а новые модели киберпротезов повышают возможности человека.

Вот какие профессии востребованы в России сейчас и будут нужны в будущем:

  • вирусологи;
  • эпидемиологи;
  • разработчики имплантов и киберпротезов;
  • генетические консультанты;
  • операторы медицинских роботов;
  • тканевые инженеры;
  • IT-генетики.

Информационные технологии

Информационный трафик вырос настолько, что сервисы перестали справляться с нагрузкой, последовали сбои, снижение качества обработки и передачи данных. Нужны новые разработки в области сжатия и транспортировки информации.

Перспективные профессии:

  • BigData разработчик;
  • архитектор информационных систем;
  • интернет-следователь;
  • IT-аудитор;
  • консультант по безопасности онлайн-профиля.

Интернет-медиа

Пользователям нужны инструменты фильтрации информационных потоков. До 50% новостей будут сообщать роботы, а в “живой” журналистике смогут остаться только талантливые профессионалы.

Востребованные профессии в ближайшем будущем:

  • архитектор виртуального пространства;
  • дизайн игровых и виртуальных миров;
  • продюсер смысловых полей;
  • дизайн чувств и эмоций.

Безопасность и риск-менеджмент

Из-за новых технологий безопасность будет перекладываться на умные системы защиты в виртуальном и физическом мире. Повсеместное применение умных технологий повлечет за собой новые проблемы безопасности

Нужно обратить внимание на следующие профессии будущего:

  • специалист по непрерывности бизнес-процессов;
  • дизайнер security-гаджетов;
  • онлайн-координатор по безопасности;
  • личный риск-менеджер.

Биотехнологии

Биотехнология плотно связана с экологией, медициной, энергетикой, производством сырья. Использование живых систем для решения проблем населения – главная цель отрасли. С помощью компьютерного моделирования природных процессов открывают новые биоразлагаемые материалы, альтернативные источники энергии.

Будущие специальности:

  • эколог-урбанист;
  • биотехнолог;
  • парковая экология;
  • архитектура живых систем.

Энергосети и энергопотребление

Создание “умных энергосетей” позволило точно определять энергопотребление здания и снижать затраты на электричество. Интеллектуальные сети реагируют на перепады напряжения, самостоятельно восстанавливаются после поломок.

  • энергоаудиторы;
  • наладчики сетей для распределенной энергетики;
  • инженеры умных электросетей;
  • проектировщики систем энергопотребления;
  • маркетологи энергорынков.

Кроме перечисленного в ближайшем будущем будут востребованы профессии в таких сферах, как: строительство и девелопмент, искусство, разработка и применение новых материалов, транспорт, космос, менеджмент, финансы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мотивация занимает ведущее место в формировании личности, влияет на поведение и будущую деятельность.

Все ученые сходятся на том, что мотивация определяет направленность личности в целом. В психологической науке не сформулировано единого понятия «мотивация учебной деятельности», к ее изучению применяются различные подходы и методы.

В подростковом возрасте центральным новообразованием является «чувство взрослости», это приводит к снижению интереса к учебе, и повышению интереса к взрослой жизни, конфликтам с учителями и родителями. Ведущим видом деятельности становится общение. Несмотря на это, эмоциональное благополучие подростка по-прежнему во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

Для поддержания и развития мотивации к обучению необходимо взаимопонимание учителей, родителей и личности ребенка. Немаловажную роль играет выбор будущей специальности, но для этого необходимо быть в курсе развития технологий и потребностей общества.


СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
  2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1990. – 288 с.
  3. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С.106-107.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 241 с.
  6. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
  7. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 272 с.
  8. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 1999. – 523 с.
  9. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00476156_0.html 
  10. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/5-sostavlyayushchih
  11. https://www.art-talant.org/publikacii/20549-priemy-i-metody-razvitiya-uchebnoy-motivacii-uchaschihsya-v-obrazovatelynom-processe-iz-opyta-raboty 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендации

В подростковом возрасте основной проблемой является отсутствие мотивации к учебной деятельности. Изучив теорию проблемы и собственный опыт, я сформулировала следующие рекомендации для сверстников:

  •  Необходимо поставить четкую цель и стремиться к ней.

Для этого можно разбить большую цель на маленькие действия и выполнять их каждый день, чтобы получать удовольствие от проделанной работы.

  • Выполнять все вовремя.

Лучше выполнять задачи по мере их поступления и не накапливались долги по учебе.

  • Вести ежедневник.

Четкое формулирование планов  поможет лучше распределять время и анализировать свои поступки.

  • Спать не менее 7-8 часов.

Организму нужен отдых, чтобы  нормально функционировать.

  • Вести здоровый образ жизни.

Физические нагрузки, свежий воздух и правильное питание помогают держать себя в форме, быть в гармонии с окружающим миром.

  • Уделять время хобби.

Занятие любимым делом помогают расслабиться и переключить внимание.

  • Проводить время с интересными людьми.

Это поможет расширить свой кругозор и взглянуть на проблемы  под другим углом.

Не опускайте руки, будьте оптимистами и у вас все получиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры повышающие мотивацию дошкольников к учебной деятельности

   Для формирования мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста мной подобран и апробирован комплекс специальных упражнений в течении девяти месяцев. Этот кмплекс мож...

Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности».

Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности»....

Мастер-класс для родителей «Организация игр во время прогулки»

Мастер-класс для родителей «Организация игр во время прогулки»...

Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Цель мастер-классаПовышение уровня компетенции педагогов в вопросе создания  мотивации детей при организации поисково-исследовательской деятельности.Задачи:Систематизировать знания педагогов о ме...

Мастер-класс для воспитателей по экологическому воспитанию «Времена года»

Обобщить и закрепить экологические знания детей дошкольного возраста....