ИИП 9 класс: "Как не потерять мотивацию во время учебного процесса?"
проект
Каждый ребенок еще с детского сада мечтает о школьной жизни. А когда наступает этот день, мы с горящими глазами просыпаемся рано утром с желанием покорить весь мир. Но со временем наблюдаем, что радость от познания нового сменяется лишь необходимостью и обязанностями посещать школу, а готовность к покорению вершин пропадает.
Анализ современной практики показывает, что порядка 60% учащихся при переходе из младшей школы в среднюю начинают получать более низкие отметки, проявляют меньший интерес к школьной жизни или вовсе отказываются посещать школу.
Почему так происходит? Как возникает и развивается потребность в знаниях? Этим вопросам и посвящен данный проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_prostova_polina_9b.docx | 15.52 КБ |
prostova_polina_9a_19.03.2021g.docx | 47.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Название проекта: Как не потерять мотивацию во время учебного процесса?
Руководитель проекта: Минаева Юлия Михайловна, педагог-психолог
Автор проекта: Простова Полина, ученица 9 «Б» класса
Учебная дисциплина: психология, обществознание
Тип проекта: индивидуальный, информационный
Цель работы: Изучение эффективных способов учебной мотивации.
Задачи работы:
- Изучение темы по имеющимся информационным источникам;
- Сбор и систематизация рекомендаций по учебной мотивации;
- Публикация материалов по результатам проекта.
Вопрос (проблема) проекта: Как не потерять и повысить мотивацию?
Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на изучение способов сохранения и повышения учебной мотивации, освоению и применению на практике, полученной в ходе проекта информации.
Результат проекта (продукт): сборник практических рекомендаций по мотивации в учебном процессе.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 619
Калининский район
Санкт-Петербург
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
учащегося (учащейся) 9 «А» класса
Простовой Полины Романовны
(фамилия, имя, отчество учащегося)
Тема: «Как не потерять мотивацию во время учебного процесса?»
Куратор: Минаева Юлия Михайловна, педагог-психолог
2020-2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1 Понятие «Мотивация» 5
1.2 Причины потери мотивации 7
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
2.1 Мотивация и профессии будущего 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
ВВЕДЕНИЕ
«…Страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею…» - этот постулат известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили стал девизом моей работы.
Каждый ребенок еще с детского сада мечтает о школьной жизни. А когда наступает этот день, мы с горящими глазами просыпаемся рано утром с желанием покорить весь мир. Но со временем наблюдаем, что радость от познания нового сменяется лишь необходимостью и обязанностями посещать школу.
Анализ современной практики показывает, что порядка 60% учащихся при переходе из младшей школы в среднюю начинают получать более низкие отметки, проявляют меньший интерес к школьной жизни или вовсе отказываются посещать школу.
Почему так происходит? Как возникает и развивается потребность в знаниях? На эти вопросы я пытаюсь найти ответ, им же и посвятила свой проект.
Цель работы: Изучение эффективных способов учебной мотивации.
Задачи работы:
- Изучение темы по имеющимся информационным источникам;
- Сбор и систематизация рекомендаций по учебной мотивации;
- Публикация материалов по результатам проекта.
Данный проект направлен на изучение способов сохранения и повышения учебной мотивации, освоению и применению на практике, полученной в ходе проекта информации.
Работая над проектом, я выявила определенные закономерности между:
- Увеличением нагрузки на обучающегося и снижением интереса к обучению по мере взросления.
- Доминированием учителя на уроке и потребностью школьников в эмоциональном контакте со сверстниками и самоутверждении.
- Стремлением обучающегося к личностной реализации, к определению своего места в группе, коллективе и страхом поражения, оценки окружающих.
Я предположила, что создание для обучающихся положительной мотивационной среды приведет к повышению качества образования в целом.
Результат проекта (продукт): публикация работы в сети Интернет, включающая сборник практических рекомендаций по мотивации в учебном процессе (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/18/iip-9-klass-kak-ne-poteryat-motivatsiyu-vo-vremya-uchebnogo-protsessa).
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Понятие «Мотивация»
Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.
Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек, что называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения и т.п. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.
Можно выделить следующие особенности внешней и внутренней мотивации:
· внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя – качества;
· если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;
· при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;
· рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
Подростковый возраст – это период подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков. Решается вопрос о самоопределении учащихся. Учебная деятельность должна приобрести иное значение, стать осмысленной, внутренняя учебная мотивация должна преобладать над внешними стимулами, такими как оценки, давление учителей, родителей. Очень важно, чтобы к ступени старшеклассника у подростков определились интересы к той или иной области знаний. Этот период является главным для формирования новых форм учебной мотивации, открывается возможность перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют различные показатели качества обученности.
- Причины потери мотивации
Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Если это педагог, то речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающая активность личности и определяющая её направление, особенно необходима в процессе обучения.
Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» тесно связано с понятиями «цель» и «потребность». В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности и установки.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).
Мотивация к обучению (психологический аспект):
Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки.
Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость-это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться.
Доказано, что зарождается мотивация совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях.
Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.
Способы повысить мотивацию к обучению (опыт родителей):
- Ставят в пример богатых, известных личностей.
- Пугают плохой работой.
- Многие уверены, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов.
- Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.
А что надо предпринимать родителям?
- Дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научить его доверять родителям.
- Проговаривать спорные моменты, не решать их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда.
- Стараться не создавать ложных целей у ребёнка.
- Предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к. она является одной из важнейших составляющих успеха.
Мотивация с точки зрения ребенка:
- Возможность делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…» и «Мне это интересно».
- Иметь временные возможности переключаться на другие виды деятельности с учетом собственных интересов.
- Очень важно, чтобы родители не дергали, не раздражались.
- Для подростков большое значение имеет моральная поддержка.
- В качестве стимула также можно предоставлять материальный стимул.
- Большое влияние на учебную мотивацию подростков имеет личность учителя, его профессионализм и умение заинтересовать предметом.
- Иметь представление о разных профессиях для определения приоритетов для более глубокого изучения отдельных предметов в школе.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Мотивация и профессии будущего
Особое значение лично для меня имеет определение моего места в жизни с точки зрения будущей профессии.
В настоящее время основными являются профессии юристов, экономистов, слесарей, поваров и ряда других. Надо быть готовыми к тому, что в ближайшее время машины займут до 75% рабочих мест.
В период с 2020 по 2025 год будут востребованы профессии, связанные с интернет-деятельностью.
В настоящее время на выбор профессий повлияли пандемия и мировой финансовый кризис, изменение рынка труда.
Чтобы быть востребованным, необходимо просматривать вакансии, следить за спросом в той сфере, которая интересна, за новшествами, научными открытиями и разработками в своей отрасли.
В настоящее время преобладающими станет ряд следующих сфер:
Медицина
Вспышка Covid-19 выявила нехватку специалистов по борьбе с вирусными инфекциями нового типа.
С помощью биотехнологий разрабатывают новые лекарства, создают ткани и органы для пересадки. Роботы-хирурги проводят операции точнее людей, а новые модели киберпротезов повышают возможности человека.
Вот какие профессии востребованы в России сейчас и будут нужны в будущем:
- вирусологи;
- эпидемиологи;
- разработчики имплантов и киберпротезов;
- генетические консультанты;
- операторы медицинских роботов;
- тканевые инженеры;
- IT-генетики.
Информационные технологии
Информационный трафик вырос настолько, что сервисы перестали справляться с нагрузкой, последовали сбои, снижение качества обработки и передачи данных. Нужны новые разработки в области сжатия и транспортировки информации.
Перспективные профессии:
- BigData разработчик;
- архитектор информационных систем;
- интернет-следователь;
- IT-аудитор;
- консультант по безопасности онлайн-профиля.
Интернет-медиа
Пользователям нужны инструменты фильтрации информационных потоков. До 50% новостей будут сообщать роботы, а в “живой” журналистике смогут остаться только талантливые профессионалы.
Востребованные профессии в ближайшем будущем:
- архитектор виртуального пространства;
- дизайн игровых и виртуальных миров;
- продюсер смысловых полей;
- дизайн чувств и эмоций.
Безопасность и риск-менеджмент
Из-за новых технологий безопасность будет перекладываться на умные системы защиты в виртуальном и физическом мире. Повсеместное применение умных технологий повлечет за собой новые проблемы безопасности
Нужно обратить внимание на следующие профессии будущего:
- специалист по непрерывности бизнес-процессов;
- дизайнер security-гаджетов;
- онлайн-координатор по безопасности;
- личный риск-менеджер.
Биотехнологии
Биотехнология плотно связана с экологией, медициной, энергетикой, производством сырья. Использование живых систем для решения проблем населения – главная цель отрасли. С помощью компьютерного моделирования природных процессов открывают новые биоразлагаемые материалы, альтернативные источники энергии.
Будущие специальности:
- эколог-урбанист;
- биотехнолог;
- парковая экология;
- архитектура живых систем.
Энергосети и энергопотребление
Создание “умных энергосетей” позволило точно определять энергопотребление здания и снижать затраты на электричество. Интеллектуальные сети реагируют на перепады напряжения, самостоятельно восстанавливаются после поломок.
- энергоаудиторы;
- наладчики сетей для распределенной энергетики;
- инженеры умных электросетей;
- проектировщики систем энергопотребления;
- маркетологи энергорынков.
Кроме перечисленного в ближайшем будущем будут востребованы профессии в таких сферах, как: строительство и девелопмент, искусство, разработка и применение новых материалов, транспорт, космос, менеджмент, финансы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация занимает ведущее место в формировании личности, влияет на поведение и будущую деятельность.
Все ученые сходятся на том, что мотивация определяет направленность личности в целом. В психологической науке не сформулировано единого понятия «мотивация учебной деятельности», к ее изучению применяются различные подходы и методы.
В подростковом возрасте центральным новообразованием является «чувство взрослости», это приводит к снижению интереса к учебе, и повышению интереса к взрослой жизни, конфликтам с учителями и родителями. Ведущим видом деятельности становится общение. Несмотря на это, эмоциональное благополучие подростка по-прежнему во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.
Для поддержания и развития мотивации к обучению необходимо взаимопонимание учителей, родителей и личности ребенка. Немаловажную роль играет выбор будущей специальности, но для этого необходимо быть в курсе развития технологий и потребностей общества.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1990. – 288 с.
- Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С.106-107.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 241 с.
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
- Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 272 с.
- Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 1999. – 523 с.
- https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00476156_0.html
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/5-sostavlyayushchih
- https://www.art-talant.org/publikacii/20549-priemy-i-metody-razvitiya-uchebnoy-motivacii-uchaschihsya-v-obrazovatelynom-processe-iz-opyta-raboty
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендации
В подростковом возрасте основной проблемой является отсутствие мотивации к учебной деятельности. Изучив теорию проблемы и собственный опыт, я сформулировала следующие рекомендации для сверстников:
- Необходимо поставить четкую цель и стремиться к ней.
Для этого можно разбить большую цель на маленькие действия и выполнять их каждый день, чтобы получать удовольствие от проделанной работы.
- Выполнять все вовремя.
Лучше выполнять задачи по мере их поступления и не накапливались долги по учебе.
- Вести ежедневник.
Четкое формулирование планов поможет лучше распределять время и анализировать свои поступки.
- Спать не менее 7-8 часов.
Организму нужен отдых, чтобы нормально функционировать.
- Вести здоровый образ жизни.
Физические нагрузки, свежий воздух и правильное питание помогают держать себя в форме, быть в гармонии с окружающим миром.
- Уделять время хобби.
Занятие любимым делом помогают расслабиться и переключить внимание.
- Проводить время с интересными людьми.
Это поможет расширить свой кругозор и взглянуть на проблемы под другим углом.
Не опускайте руки, будьте оптимистами и у вас все получиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры повышающие мотивацию дошкольников к учебной деятельности
Для формирования мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста мной подобран и апробирован комплекс специальных упражнений в течении девяти месяцев. Этот кмплекс мож...
Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности».
Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности»....
Мастер-класс для родителей «Организация игр во время прогулки»
Мастер-класс для родителей «Организация игр во время прогулки»...
Мастер класс "Использование информационно - коммуникационных технологий во время организованной образовательной деятельности и на праздниках в ДОУ"
Мастер класс, фотоматериалы....
Мастер-класс «Использование различных приемов мотивации при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Цель мастер-классаПовышение уровня компетенции педагогов в вопросе создания мотивации детей при организации поисково-исследовательской деятельности.Задачи:Систематизировать знания педагогов о ме...
План работы по предупреждению травматизма с воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса, бытового травматизма
План работы на учебный год...
Мастер-класс для воспитателей по экологическому воспитанию «Времена года»
Обобщить и закрепить экологические знания детей дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)