Консультация для родителей «Использование русского фольклора в раннем дошкольном возрасте в музыкальной деятельности»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Михайлова Ирина Витальевна

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность. Многочисленные жанры фольклора — предания, былины, сказки, песни и так далее повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранение и укрепление национальной культуры. Русский фольклор — кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни — всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В течение многих веков народные песенки, прибаутки, потешки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить. С большим удовольствием дети поют песни «У ворот сосна зеленая», «А я по лугу», «Во кузнице», «Как у наших у ворот», «Здорово, у ворот Егорова». Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания. В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры, приобщение детей к истокам русской национальной культуры является одним из главных направлений общего художественно — эстетического воспитания дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispol._rus._folklora.docx965.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Алёнушка» п.МКК г.Рудни Смоленской области

 Консультация  для воспитателей «Использование русского фольклора в раннем дошкольном возрасте в музыкальной деятельности»

                                       Музыкальный руководитель: Михайлова И.В.

                                       

C:\Users\мкк\Desktop\Ирина Вит\Масленица\IMG_20180214_102326.jpg C:\Users\мкк\Desktop\Ирина Вит\Масленица\Масленица\IMG_20180214_104651.jpg

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность. Многочисленные жанры фольклора — предания, былины, сказки, песни и так далее повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранение и укрепление национальной культуры. Русский фольклор — кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни — всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В течение многих веков народные песенки, прибаутки, потешки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить. С большим удовольствием дети поют песни «У ворот сосна зеленая», «А я по лугу», «Во кузнице», «Как у наших у ворот», «Здорово, у ворот Егорова». Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания. В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры, приобщение детей к истокам русской национальной культуры является одним из главных направлений общего художественно — эстетического воспитания дошкольника. Воспитывать любовь к русскому народному искусству и с его помощью развивать музыкальные способности дошкольников — такую задачу поставила перед собой и я. Для более интересного общения и изучения данной темы, решила собрать материал об устном и музыкальном фольклоре, о прикладном искусстве, о народном быте, о народных костюмах, играх, о народном творчестве Смоленской области, ее обычаях и традициях.  Все это пригодилось в дальнейшей моей работе. Опираясь на методические разработки, собственные знания, программу «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» составила свою систему работы в данном направлении. Дошкольники от каждой новой встречи получали радость и удовольствие. Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивает личность ребенка. На занятиях кружка и музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом,  ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски. После того, как дети освоили танцевальные движения, стала включать их в пляски «Русская зима», «Самовар», «Кадриль», «Семечки» и другие. Кроме плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы, и потешки с движением. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Ладушки — ладошки», «Пирог», «Барашеньки — крутороженьки», «Петушок проказник», а в дальнейшем они же использовались на обрядовых праздниках.

C:\Users\мкк\Desktop\Ирина Вит\Праздник русской берёзки\IMG_20180731_101556.jpg C:\Users\мкк\Desktop\Ирина Вит\Праздник русской берёзки\IMG_20180731_102228.jpg

Дети это делают с большим удовольствием. Использование в повседневной жизни потешек, приговорок, закличек раскрывают возможности детского голоса. Сила голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность помогает дошкольнику легче справиться с поставленными перед ним задачами. Здесь ведется работа над точным интонирование с музыкальным сопровождением и без него. Развиваются первоначальные творческие проявления детей в пении, умение находить ласковые интонации в пении. Цель считалок, дразнилок, частушек — использование их в игровой деятельности, развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логические ударения в музыкальных фразах все это позволяет более эмоционально и выразительно исполнять ту или иную песню. Различные виды народных игр широко используются нашими педагогами ДОУ в продуктивной деятельности, при оздоровительных мероприятиях, при закаливании и т. д. Особенно детям нравится играть на музыкальных инструментах.  В нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (деревянные ложки,  свистульки, трещотки,  бубенцы, бубны), которые используются постоянно. Итогом работы с русским фольклором явились наши праздники: «Весна - красна», «Праздник русской берёзки», «Масленица», « Осень,  осень в гости просим», « Рождество». На праздниках  использовались сюрпризные моменты, характерные для  русских праздников: карусель, кукла Масленица, скоморохи.

Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей родного края. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков. Так было всегда, даже в далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им добра и хлебов обильных, когда устраивали игрища и забавы.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Дети участвуют в конкурсах и занимают призовые места. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, о народном быте, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору, к занятиям в кружке. Ребята лучше, чем раньше поют русские народные песни, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованы, более выразительными, а это значит — развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома ребята с удовольствием поют и играют на детских музыкальных инструментах. Можно с уверенностью сказать, что музыкальный фольклор является средством развития музыкальных творческих способностей дошкольников.  

C:\Users\мкк\Desktop\Ирина Вит\День защиты детей 2018\IMG_20180601_101808.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста».

Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в...

Консультация для воспитателей: «Использование русского фольклора с детьми дошкольного возраста»

Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном....

Консультация для родителей "Активные игры с детьми раннего дошкольного возраста"

Чем занять ребенка 1,5 - 2-х лет? Ведь он и так полон энергии. Самый очевидный ответ - физически активными занятиями....

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста»...

Сборник консультаций для родителей для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме​няется кардинальным образом. В привыч​ный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются с...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...