Сообщение из опыта работы
методическая разработка (старшая группа)

Методическая разработка

 

« Развивающая среда в старшей группе по ФГОС ДО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

« Развивающая среда в старшей группе по ФГОС ДО»

                                                                              Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди неё ребёнок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева

 

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

Грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Даёт дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, способствует утверждению уверенности в себе.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. 
Моделируя развивающую предметно-пространственную среду в своей группе, я учитывала психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Цель: Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
С учетом поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:

• изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО; 

• смоделировать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

• создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;

• содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;

• приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Я, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка. 

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. Содержательно-насыщенной
2. Полифункциональной
3. Трансформируемой
4. Вариативной
5. Доступной
6. Безопасной 

Групповая комната функционирует на базе МОУ детский сад № 317. Моя группа работает по программе «Детство». Основной смысл программы заключен не в максимальном ускорении развития ребенка и не в подготовке к обучению в школе. Её главная задача состоит в том, чтобы создать условия, наиболее соответствующие возрастным особенностям и возможностям развивающейся личности.

Групповая комната оснащена наглядно – методическим материалом, мебелью, пожарной сигнализацией.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования я придерживаюсь следующих принципов (по В.А. Петровскому)

·   принцип дистанции при взаимодействии;

·   принцип активности, самостоятельности, творчества;

·   принцип стабильности - динамичности;

·   принцип комплексирования и гибкого зонирования;

·   принцип эмоциогенности среды;

·  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

·   принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;

·   принцип открытости - закрытости;

·   принцип учета половых и возрастных различий детей.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности. развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Организация развивающей среды в моей группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих мою группу.

Увлекательно-сказочная атмосфера яркого мира детства царит в моей группе, где предметно-развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое развитие
5. физическое развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Центр экологии и экспериментирования.

Для познавательно-исследовательской деятельности в центре экологии и экспериментирования представлены материалы для проведения опытов с водой, воздухом, светом, магнитами и т.д. В центре есть коллекции насекомых, семян, камней, магнитиков, значков с животными.

Для развития трудовой деятельности в группе есть уголок дежурств. В набор для труда входит лейка, тряпочка, кисточка, опрыскиватель, фартучки. Есть картотека по уходу за растениями. Подобраны растения по возрасту.

Представлен иллюстрационный, дидактический материал; календари погоды, природы, картинки по сезонам, модели суток, дней недели, года; энциклопедии; альбомы с зарисовками по проведению опытов, наблюдений; словотворчество детей об объектах живой и неживой природы; дидактические игры, мнемотаблицы, модели. Альбомы «Растения луга, поля, леса». «Красная книга», оформленная совместно с детьми и взрослыми. Макет «Планеты солнечной системы».

На подоконнике развернут «огород», на территории ДОУ проводим наблюдение за посадками в теплице, на грядках, за цветами на клумбах.

В открытом доступе разнообразный природный материал, который может использоваться и в центре художественного творчества для поделок, и в центре математического развития для счета, развития моторики.

Для организации самостоятельной деятельности детей вносятся пооперационные карты для детей с разным уровнем развития, и в зависимости от их потребностей.

Центр математического развития.

Для формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития представлены объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, вкладыши Монтессори, блоки Дьенеша, д/и «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Дроби», мозаики, домино, тактильные дощечки, наборы для сериации, лабиринты, шашки, шахматы, математические наборы, кубики с цифрами, пособия на обогащение сенсорного опыта при знакомстве с величиной, формой и цветом).

В центре конструктивной деятельности представлены конструкторы разных модификаций: крупный, средний, плоскостной, магнитный, «Лего», мозаики, пазлы для детей с разным уровнем развития; нетрадиционный материал: подборка из бросового материала, катушки, коробки, бутылки, пробки и т.п.; алгоритмы выполнения построек, схемы, игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей, животных, машинки разных размеров и предназначения.

Подобно тому, как тело ребенка развивается и растет, давая ему все больше свободу, так и интеллект ребенка требует постоянного и самостоятельного удовлетворения своей тяги к знаниям. Вот почему дети все время открывают и закрывают дверцы, замки и ящики, включают и выключают свет, требуют все новых игрушек.

Для решения этой цели, мною была создана в группе развивающая игровая доска "бизиборд"

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Так, как игра занимает главную роль в развитии ребенка, ему необходимо общение со сверстниками, взрослыми, при этом происходит формирование основ безопасного поведения в быту, природе, социуме.

В группе для развития игровой деятельности мальчиков предусмотрены наборы солдатиков, военная техника, различные виды транспортных средств, каски, пилотки, фуражки, ремни, бинокли, паркинги, столярные инструменты, игрушки-заместители; для девочек наборы красоты, куклы разной величины и пола, одежда для них, постельное белье, макеты домов, дома с мебелью, бытовой техникой, уголки ряженья, игрушки-заместители. Гендерная специфика просматривается и в сюжетно-ролевой игре «Салон красоты», где есть и женский, и мужской залы, с соответствующей подборкой игровых атрибутов, альбомами причесок. В старшей группе атрибуты к сюжетно-ролевым играм хранятся в пластиковых контейнерах со смысловыми маркерами. Их также удобно использовать в качестве выносного материала на улицу.

Одним из маркеров игрового пространства у нас является ширма универсальная, которая может служить и местом уединения, а по желанию детей, стать кабинетом врача, прилавком магазина, парикмахерской, кинотеатром, стоит лишь обозначить эти места соответствующими смысловыми маркерами. Имеется в наличии игровые переносные модули «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «Дома с разными наборами мебели».

Центр безопасности. Центр безопасности оснащен игровыми наборами по правилам дорожного движения: ковриками с изображением дорог, домов, пешеходных переходов; макетами домов, элементами ландшафта, знаками дорожного движения, светофорами, наборами транспортных средств, картой микрорайона. В центре есть различный иллюстрированный материалом по теме, картинки с проблемными ситуациями, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры «Пожарный», «Водитель», «ПДД», а созданный альбом «Правила безопасного поведения в группе» предостерегает ребят от неправильных поступков в общении со сверстниками в группе. Есть подборка художественной литературы по теме безопасности. Я разработала развивающую игру: «Магнитные ситуации. Правила Дорожного движения» и дидактическое пособие лэпбук- книга «Правила Дорожного Движения»

В центре социально-эмоционального развития. В центре социально-эмоционального развития представлен уголок настроения, фотоальбомы детей со своими родственниками на отдыхе, за границей, альбомы, отражающие жизнь в группе, ДОУ, наглядные пособия, отражающие разные занятия детей и взрослых, их родственную принадлежность, генеологические древа, иллюстрированный материал и дидактические игры по изучению разных эмоциональных состояний, аудио и видео материалы.

Образовательная область «Речевое развитие»

В центре развития речи представлены картотеки словесных игр; речевые игры, дидактические игры; подборка стихов, загадок, пословиц на разную тематику; картинки по лексическим темам, разрезные картинки, сюжетные картинки для составления рассказов; игры на развитие мелкой моторики, шнуровки, печатные игры, кубики, пособия для развития дыхания, мнемотаблицы для заучивания стихов.

Центр книг. В центре книги размещается иллюстрация данного времени года; оформляются выставки книг писателей с их портретами; подборки литературы на разную тематику; материалы для знакомства с художниками иллюстраторами и их творчеством; любимые книги детей, умные книги, энциклопедии; созданные руками детей и родителей мини книжки (в рамках проекта); альбомы с иллюстрациями к любимым сказкам и словотворчеством детей, впечатления детей о прочитанных произведениях.

В наличии фонотека произведений разных писателей по возрасту, сказок, необходимой литературы для данной образовательной области, а также аудио и видеоматериалы.

Образовательная область «Художественно-эстетического развития»

Содержание центра изобразительной деятельности: Наборы бумаги разных форматов, цветов, фактуры; наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель); кисти для рисования, клея; палитра, емкости для воды, красок, клея; глина, пластилин; трафареты, лекало, печатки, губки, ватные палочки; салфетки для вытирания рук, красок; книжки-раскраски; альбомы с иллюстрациями народно-прикладного искусства; скульптуры малых форм; изделия народных промыслов; репродукции картин по программе; наборы природного и бросового материала для изготовления поделок и образцы к ним, а также пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры на знание жанров живописи, народных промыслов, цветовое восприятие. Стенд для демонстрации и организации выставок детских рисунков и поделок.

Содержание центра музыки: Портреты композиторов; альбомы с иллюстрациями музыкальных инструментов; пятиступенчатая и семиступенчатая песенные лесенки; дидактические музыкальные игры; немая клавиатура; игрушечные музыкальные инструменты: барабаны и бубны разных размеров; трещотки, треугольники, маракасы, колокольчики, ложки, металлофоны, пианино, гармошки, гитары. Нотный стан. Плоскостные варианты музыкальных инструментов. Альбом с иллюстрациями песенных картинок, мнемотаблицы для разучивания песенок. Альбом с рисунками и словотворчеством детей после прослушивания музыкальных произведений и просмотренных выступлений артистов филармонии.

Аудио и видео средства, каталог с фонотекой и видеотекой.

Содержание центра театра: Различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, перчаточный, плоскостной, театр масок, теневой; наборы резиновых игрушек, деревянных к разным сказкам; игрушки для режиссерской игры; ширмы напольная, настольная; элементы костюмов и атрибуты для театрализации; созданные руками детей театральные афиши и билеты к разным спектаклям; альбом театральных терминов и литература с иллюстрированным материалом. Альбом с рисунками и словотворчеством детей после просмотра спектаклей. Аудио и видео средства.

Образовательная область «Физическое развитие»

В центре физического развития представлено нетрадиционное физкультурное оборудование для различных видов ходьбы, бега, равновесия, прыжков, ползания, лазания, бросания, ловли, для выполнения общеразвивающих упражнений ( флажки, султанчики, мячики, веревочки). Мешочки для метания, кольцебросы, кегли, мячи разных размеров, скакалки, обручи, воротики для подлезания, элементы полосы препятствия, маски, ленточки, вожжи, эспандеры. Картотека подвижных игр, картотека «Игры, которые лечат», картотека игр для детей с разным уровнем двигательной активности, картотеки гимнастики для глаз, физминуток, психогимнастики, пальчиковой гимнастики, бодрящей после сна и др.

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Виды спорта», «Замри», «Запоминай - изображай» и др.

Иллюстрированный материал по видам зимних и летних видов спорта и олимпийским играм.

В центре здоровья представлены дидактические игры валеологического содержания «Полезно-вредно», «Составь портрет», «Собери фигуру человека», «Чудесный мешочек», «Кубик» с предметами гигиены и т.п. Иллюстрированный материал о значении гигиенических процедур, пользе движений, закаливании, соблюдении распорядка дня и т.п., схема «Как правильно чистить зубы», альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и др.) Пособия для развития дыхания. Массажные мячики. Дорожки здоровья.

Вывод:

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе  играет большую роль в  развитии и воспитании ребёнка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Изменения в предметно-пространственной среде группы вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения), и создании условий для использования игрушек (компоновка игрушек для режиссёрской игры в соответствии с их сюжетообразующей функцией, дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.

Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды позволяет:

- изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);

- равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;

- упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;

- облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;

- способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;

- обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;

- воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.

 

Используемая литература:

1. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.

2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

3.Жукова О.Г. Предметная среда. М.:Аркти,2007.

4.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993.

5. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2004

 6. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....