Использование фольклора в свободной деятельности дошкольников
материал

Шамина Светлана Владимировна

практический материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_russkogo_folklora.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Использование русского фольклора

в свободной деятельности

детей дошкольного возраста

                                                                                  Разработала:

                                                        музыкальный руководитель

                                                                                С. В. Шамина

город Пыть-Ях

2020

Пояснительная записка

        Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

Цель: развитие ребенка, формирование средствами фольклорной  музыки, ритмических движений, произведений устного народного творчества, пальчиковых игр, просмотром русских народных сказок разнообразных умений, способностей, качеств личности.

В соответствии с поставленной целью использование русского фольклора в свободной деятельности воспитанников дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие музыкальности.

1) развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

2) развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

3) развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

4) развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

1) развитие ловкости, точности, координации движений;

2) развитие гибкости и пластичности;

3) воспитание выносливости, развитие силы;

4) формирование правильной осанки, красивой походки;

5) развитие умения ориентироваться в пространстве;

6) обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.

1) развитие творческого воображения и фантазии;

2) развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4.Развитие и тренировка психических процессов.

1) развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике;

2) тренировка подвижности нервных процессов;

3) развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5.Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности.

1) воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

2) воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Использование фольклора в работе с дошкольниками

Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней, доставлять радость. А радость – это эмоция, выражающая ощущение большого душевного удовольствия. Она возникает лишь тогда, когда человек удовлетворяет свои потребности. Следовательно, ребенок должен испытывать ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, самоутверждаться, становиться личностью, способной творить, творчески мыслить.

Важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Запорожец А.В., Комарова Т.С., Логинова В.И., ильнона Н.П., Халезова Н.Б., Шпикалова Т.Я.) и наши исследования, наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:

• воспитание и обучение в полном соответствии уровне трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей;

 • сотрудничество педагога и ребенка;

• использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

В центре внимания эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия, творческой активности, формирование эстетической оценки. Наши исследования показали, что целесообразно строить эту работу поэтапно.

На первом этапе необходимо отобрать произведения музыкального и изобразительного народного творчества, учитывая:

  • доступность по содержанию и форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности;
  • привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызывает положительные эмоции и интерес;
  • наглядность;
  • возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности;
  • индивидуальный подход.

Дополнительное игровое время (особенно в период неблагоприятных погодных условий) дает возможность осуществлять просмотр мультфильмов, созданных отечественными авторами и на основе русских народных сказок и былин. Мы считаем, что он имеет большой потенциал для воспитания  детей. Во-первых, дети просматривают сказки в присутствии взрослых, то есть материал отбирается педагогами, носит не только развлекательный, но и большой познавательный характер. Малыши могут в любое время задать вопрос о непонятном, на который получит квалифицированный ответ. Педагог может познакомить детей и с  национальными костюмами. Они  видят русских народных сказочных героев, одетых в национальные костюмы, рассматривают части одежды, знакомятся с элементами русского костюма: сарафан, кокошник, косоворотка — и сами могут наряжаться и одевать кукол. Обращается внимание на предметы быта, орудия труда, чтобы дети имели представление о названиях предметов, которые часто используются в фольклорных играх, песнях, сценках. Часто  дети не знают даже имен героев русских народных сказок. Мы решили заполнить эту пустоту.

Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста является музыкальное искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспитывает у дошкольников эмоциональную чуткость, способность сопереживания, создает настроение радости, подъема.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся в практике дошкольных учреждений на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги — словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие.

Наиболее распространенное и доступное средство — песня. Народная песня — одно из ярких произведений музыкального фольклора — входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота — характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, высоко художественны. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает особую притягательность.

Своеобразно и ладовое строение русской народной песни. Особенно часто применяется так называемый переменный лад — сочетание мажора и минора.

Большинство детских игровых песен построены на устоях с интервалом кварты, например «Дождик», «Солнышко», «Зайчик ты, зайчик», «Петушок» и другие. Игровые, плясовые песни радуют своим веселым, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются четким ритмом, задорной мелодией.

Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Маленькие дети с удовольствием слушают эти песни: подпевают, эмоционально откликаются на них.

Народный песенный материал помогает эффективно решить задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

В процессе знакомства с русскими народными песнями дети осознают и усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество. К ним можно отнести мелодическое движение, ладовую организацию звуков, метроритмические соотношения, некоторые нюансы при исполнении песен. Остановимся на каждом из этих средств более подробно.

1. Общая линия мелодического движения (ограниченный диапазон мелодии, неяркая кульминация, неширокие интервальные ходы, поступательные движения).

2. Зачатки ладовой организации: пение в заданной тональности (по заданному звуку, по тональной настройке фортепианного вступления), протяжность при заключении мелодии, сочетание устойчивых и неустойчивых звуков, доминирование первых, простейшие народные звукоряды (секундные, торцевые, квартовые), мажорные (преимущественно) и минорные.

3. Метроритмические соотношения: метрическая четкость мелодии, сочетание ударных и безударных звуков, преимущественно двудольные размеры, определенность ритмического рисунка, законченность мелодии в ритмическом отношении.

4. Простейшая нюансировка песен: нахождение нужного темпа и динамики при импровизации песен определенного содержания, сохранение темпа при исполнении сочиненной песни, осмысленное изменение темпа и динамики б зависимости от литературного текста песни и мелодии.

5. Первичная структура песни: нахождение цезур, построение коротких музыкальных фраз, предложений, сквозное движение мелодии или квадратность структуры, своевременная реакция на фортепианное вступление и заключение. 

6. Значение изобразительно-выразительной функции в песенном творчестве очень велико. Без овладения ее простейшими   средствами   невозможно   успешное формирование песенного творчества. Это освоение происходит только в процессе творческой деятельности. Ребенок, руководствуясь поставленным перед ним творческим заданием, оперирует звуками, напевает мелодию, видоизменяет ее и ищет способы изображения в ней тех чувств, мыслей, которые он хотел передать. Такая деятельность складывается в условиях уже полученного музыкального опыта на занятиях.

Овладение перечисленными способами действий при создании собственных мелодий возможно при целенаправленной педагогической работе.

Произведения устного народного творчества бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше прикасается с ним человек, тем лучше. Об этом стоит задуматься всем, кто причастен к трудному делу формирования личности, — родителям, педагогам.

Детский  фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле народу. М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость. И печален жребий того, кому не дано ее испытать.

Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему важно, чтобы колыбельная песня, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.

Большое значение в развитии ребенка, в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества имеют и такие жанры детского фольклора, как потешки, прибаутки, заклички, приговорки. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщение ребенка к народному творчеству — очень важная и благородная задача, решить которую можем  мы.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

— учат напрягать и расслаблять мышцы;

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

— учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. 

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

— развивают точную координацию движений;

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Пальчиковая гимнастика:

1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

3. Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый — самый лёгкий.

4. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

2. «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала взрослый придумывает рассказ, затем предлагает сочинить свою историю малышу.

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания. Она помогает лучшему усвоению программных навыков.

В методике дошкольного музыкального воспитания определены 2 вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача – передать музыкально- игровой образ персонажа, и  несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания.

Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Своеобразной   формой   музыкально-ритмических   движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.

Исходя из общего содержания их группируют на: пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения. Например, двухчастной пьесе соответствует двухчастная пляска;

пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчастные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера, но сходные по стилю. В одной из частей детям предлагается «сплясать, кто как хочет».

Свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии.

Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями.

Музыкально-  ритмические  навыки  усваиваются  в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

Группы общеразвивающей направленности с 3 до 4 и с 4 до 5 лет

Устное народное творчество

Игры, хороводы

Просмотр мультфильма

«Прилетели гули»;  

«Сорока»;

«Кот Мурлыка»;

«Котик серый»;

«Тики-так»;

«Барабан»;

«Котик серый»;

«Кормушка для птиц»;

«Пальчики-ручки»;

«Сапожки»;

«Веселый хоровод»;

«Кошки-мышки»;

«Ходит Ваня»;

«Васька-кот»;

«Колобок»;

«Маша и медведь»;

«Зимовье зверей»;

«Мишка-задира»;

«Заячья избушка»;

«Жил-был пес»;

«Кот и лиса»;

«Волшебная птица»;

«Летучий корабль»;

«Снегурочка»;

«Кто расскажет небылицу»;

«Заяц и лиса»;

«Волк и семеро козлят»;

«Заячья избушка»;

Группы общеразвивающей направленности с 5 до 6 и с 6 до 8 лет

Устное народное творчество

Игры, хороводы

Просмотр мультфильма

«Шла торговка»;

«Бегал заяц по болоту»;

«Осинка»;

«Пошел котик»;

«Лисичка-сестричка»;

«Семья могучая»;

«Ёжик»;

«Люли-люли»;

«Маланья»;

«Плетень»;

«Узнай по голосу»;

«Карусель»;

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

«Зимовье зверей»;

«Таежная сказка»;

«Как лиса волка судила»;

«Мишка-задира»;

«Огневушка-поскакушка»;

«Зимняя сказка»;

«Волк и теленок»;

«Дядюшка Ау»;

«Жадный богач»;

«Летучий корабль»;

«Василиса Прекрасная»;

«Царевна-лягушка»;

«Волк и семеро козлят»;

«По щучьему веленью»;

«ПРИЛЕТЕЛИ ГУЛИ»

Прилетели гули,                            Махать руками, как крылышками             

Гули-голубочки.                   

Сели на головку,                    Положить руки на голову

На головку дочке.

Ты, моя дочка,                            Махать кистями рук, «прогоняя гулю»

Помаши ладошкой.

Кыш-кыш-кыш!

        

«КОТ МУРЛЫКА»

ВОТ КОТ Мурлыка ходит,        Легкими свободными 

Он все за мышкой бродит.        Кистями рук выполнять         движение «кошечка».

Мышка, мышка, берегись,        Погрозить пальчиком

Смотри, коту не попадись!        левой руки, затем правой.

«А-а-а-ам!»        Сделать резкое движение          пальцами обеих рук и сжать

пальцы в кулаки (цап-царап)

«СОРОКА»

Сорока-белобока        Скрестить кисти рук и         помахать ими, широко         разведя пальцы.

Кашку варила,        Указательным пальцем

Детишек кормила        одной руки выполнять         круговые движения по         ладошке другой руки.

Этому дала,        По очереди загибаем         

Этому дала,        пальчики.

Этому дала,

Этому дала,

Этому не дала:        Большой палец не загибается,

Ты воды не носил,        указательный ему «грозит».

Дров не рубил!

«ОСИНКА»

Ой-ой-ой! – листва трясется,                        «дрожащие» кисти рук перед собой                

Дрожь ветвям передается.        кисти по сторонам опускаются вниз мелкими      рывками

Кто осинку напугал?                                        руки вперед, наклон

Ветер холодом обдал!                                  слегка присесть, обхватив руками плечи

        

«ШЛА ТОРГОВКА МИМО РЫНКА»

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму – бух.

Раздавила сорок мух.

«БЕГАЛ ЗАЯЦ ПО БОЛОТУ»

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

«КУЗНЕЦ»

Идет кузнец из кузницы,

Несет кузнец два молота.

Тук, тук, тук.

Да ударил разом вдруг.

        

Котик серый, хвостик белый.

Приди, котик, ночевать,

Мою Ирочку качать,

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока

Да кусок пирога.

Пошел котик во лесок,

Принес Тане поясок.

Пошел котик по лавочке,

Принес Тане бараночки.

Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

                 Стали гули ворковать,

       Стал мой Юра засыпать.

«ТИКИ-ТАК»

Все пальцы собраны в кулачок. Во время выполнения упражнения высота голоса меняется.

Тики-так, тики-так,                        Произносим в высоком регистре.

Наши часики стучат.                       Указательные пальцы поднять вверх и                      

                                                     ритмично покачивать ими вправо-влево.

Туки-так, туки-так,                                Произносим в среднем регистре. 

Так вагончики стучат                      Пальцы обеих рук широко раздвинуты.

                                                           Ладони прижаты друг к другу, выполнять                   скользящие движения пальцами от себя к себе.    

Туки-ток, туки-ток,                      Сжать пальцы в кулачки. Стучать 

Так стучит молоток.                       кулачком по кулачку. Произносим низким голосом.

Лисичка-сестричка

Сидит за кустом,

Лисичка-сестричка

Машет хвостом.

А бедный зайчишка

Глядит из куста.

У зайчика нет

Такого хвоста.

«Копытца»

И.П.: пальцы рук в «замке». Ритмичные хлопки («щелчки») основаниями ладоней у запястья, не разъединяя пальцев.

Еду, еду на лошадке                        по 4 «щелчка» запястьями на сильную долю

Еду, еду – путь не гладкий

Скок,                                         «щелчок» – руки перед собой

Скок,                                                «щелчок» – руки вверх

Пере-                                        «щелчок» – руки вниз                                        

Скок!                                                «щелчок» – руки вверх

Через речку на мосток!                Удары запястьями на каждый слог, постепенно

                                                          вытягивая руки вперед

        

«Семья могучая»

В одном лесу могучем                показать руками над головой «деревья»

Жила семья дремучая                        сложить  ладони в «замок»

У них был дом огромный                соединить ладони, сделать «крышу»

И крыша с трубой темной                поднять средние пальчики – «труба»

Из трубы в колечки дым                сделать «колечки» из пары пальцев:1-2,1-3,

                        1-4, 1-5

Плим-плим-плим                        выполнять щелчки пальцами

«Ёжик»

Добрый ёжик жил под ёлкой,                пальцы сцеплены в замок, сложены

Проверял свои иголки        поднимать поочередно пальцы, начиная с мизинцев

Чистил и точил, как ножик:

Защищаться должен ёжик                        пошевелить сцепленными пальцами

«Барабан»

Бум-бум, барабан                        Указательный палец одной руки стучит

Что за шум и что за гам.                по ладошке другой руки, а затем меняются.

Бум-бум, барабан,                        

Просыпайтесь по утрам!                

«Кормушка для птиц»

Тук, тук молотком,                        стучим кулачком о кулачок 

Мы построим птичкам дом.        

Прилетайте птицы:                        «зовем, приглашаем» к себе птиц

Воробьи, синицы.

Приготовим крошки,                        «крошим», « сыплем».

Семечек немножко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника...

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Неоценимую помощь в экологическом воспитании дошкольников оказывет фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитани...

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края...

Доклад «Виды детской деятельности в центрах активности» к педсовету «Создание центров активности и организация свободной деятельности дошкольников»

                       Цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного...

Принципы создания центров активности и организация свободной деятельности дошкольника.

Актуальность создания ценров активности,принципы создания ценров активности ...

Учебно – методический комплект карточек по технологии СИНКВЕЙН для использования воспитанниками в свободной деятельности.

Учебно – методический комплект карточек по технологии  СИНКВЕЙН для использования воспитанниками в свободной деятельности....