Доклад «Виды детской деятельности в центрах активности» к педсовету «Создание центров активности и организация свободной деятельности дошкольников»
статья на тему

Петрова Елена Сергеевна

                          Цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного обучения.Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная

разнооб             разными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdou1.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Виды

детской деятельности

в центрах активности» 

к педсовету

«Создание центров активности и организация свободной деятельности дошкольников»

                                                                                         

                                                                                                 Подготовила:

воспитатель Онорина К.В.

Главная цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ненасильственного обучения.

 Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами (Ф. Фребеля, В. Воскобовича и др). В центрах материалы всегда «избыточно достаточны», полностью доступны детям (в группах практически отсутствуют высокие шкафы, не имеют прямой возрастной закрепленности. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты (по технологическим причинам, например, центр кулинарии; или центр искусства, если другим способом оттуда нельзя никак «выгнать завсегдатаев»)

 Работа в центрах активности заменяет традиционные занятия в детском саду (обучение по программе носит индивидуальный характер или проводится малыми группами по 2-3 человека) и осуществляется в соответствии с выбором ребенка. Принятие ребенком решений является основным элементом педагогического лично-ориентированного процесса. Выбирая себе центр, деятельность, материалы, дети практикуются в принятии решений, причем это происходит в безопасной и организованной обстановке. Даже самые маленькие дети учатся делать выбор и осознавать последствия своих действий. Ребенок должен спрашивать себя: «Если я буду играть в кубики, я пропущу занятие по приготовлению салата. Что для меня важнее? » Когда дети практикуются в осуществлении выбора, им становится легче принимать решения в этом все более сложном мире. (слайд 28) Выбор центра - это обязательная процедура с использованием технологии выбора, которой заканчивается Утренний сбор. Для осуществления выбора педагогами в каждой группе оформлена, так называемая, доска выбора, на которой ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор с помощью условных обозначений, фото и тд.

 Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.

 Воспитатели периодически модифицируют центры, заменяя материалы, которые уже стали привычными и неинтересными, на новые, а также в зависимости от темы проживания или проекта. Материалы в центрах можно индивидуализировать, исходя из интересов конкретных детей.

Какие же виды детской деятельности в центрах активности?

 -Речевая (знакомство с книгой, слушание, драматизация, книгоиздательство).

 -Манипулятивная (настольно – печатные игры, дидактические игры и пособия, настольные конструкторы, ЛЕГО).

 -Математическая (измерение, взвешивание, работа с карточками, картографами, сортировка, классификация предметов по свойствам и т. д.) .

 -Ролевая (сюжетно – ролевые, строительные игры).

 -Изобразительная (рисование, лепка, аппликация, коллаж).

 -Экспериментальная (игры с песком и водой, наблюдения и деятельность в центре Природы и науки).

 -Музыкальная (изготовление элементарных музыкальных игрушек, игры с музыкальными игрушками).

 -Приготовление пищи (работа с меркой, наблюдения за изменением состояния веществ, усвоение последовательности действий, получение социально значимого результата).

 Развитие в дошкольном возрасте — это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.

 Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.

 Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

 В центре строительства дети имеют возможность конструировать из различных деталей.

 Строительство помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

 В этом центре можно проявить творческий подход и приучиться концентрироваться на выполняемой работе.

 В центре литературы дети могут спокойно посидеть и посмотреть книжку, почитать друг другу, или воспитатель может почитать им вслух.

 Детям предлагают делать книжки-самоделки, придумывать и разыгрывать сюжеты, слушать рассказы.

 В центре сюжетно-ролевой игры находятся костюмы и другие предметы, которые пробуждают в детях желание разыграть сценки из реальной жизни.

 Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

 В центре манипуляции дети могут собирать и разбирать головоломки и конструкторы, а также играть в игры, которые помогают научиться сопоставлять одинаковое, классифицировать разное, считать.

 Занятия в этом центре развивают интеллектуальные способности, тонкую моторику, координацию.

 Необходимость делиться материалами, договариваться и решать проблемы приводит к развитию социальных навыков.

 Центр науки используется для поддержки увлечения детей природными явлениями, найденными на улице предметами, а также для исследований этих маленьких <сокровищ>

 Открытая площадка — это важное дополнение к группе. Улица предлагает детям неограниченные возможности исследования окружающего мира и нахождения своего места в нем. На улице можно заниматься чем-нибудь необычным: выращивать цветы, участвовать в соревнованиях, играть в подвижные игры и многое другое

 Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.

 В процессе работы в центрах у детей активно развивается речь, математические представления, дошкольники быстро учатся читать и писать.

 Как мы увидели в этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем именно ему заниматься. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку гарантирован успех.

 Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических ключей способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый центр активности такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Конечно, это можно сделать лишь на основании наблюдения и планирования.

 Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям разрешается брать любые материалы, размещенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Воспитатели выступают лишь в роли помощников ребенка. Так как программа предусматривает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, дети и педагоги вступают в равноправное партнерское общение.

 Организованная таким образом в дошкольных группах личностно-ориентированная среда, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков как инициативность, самостоятельность, творчество. Воспитатели, работающие по традиционной программе, могут активно использовать предложенные элементы личностно-ориентированной среды в своих группах.

 Группы, построенные как единое сообщество, отличает динамизм: в них присутствует стимул и царит дух энергии. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интегративный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности в центрах активности группы и на свежем воздухе"

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАХ  АКТИВНОСТИ ГРУППЫ И НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ....

«Театр» образовательная деятельность в центрах активности для детей среднего дошкольного возраста

Форма занятия: деятельность в центрах.Цель: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей:Социально-коммуникативное развитие (умение общаться, мотивация к познанию, игровой сюжет занятия)...

презентация "ИНТЕГРАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ"

Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающ...

Принципы создания центров активности и организация свободной деятельности дошкольника.

Актуальность создания ценров активности,принципы создания ценров активности ...

Сценарий образовательной деятельности в центрах активности "Какие разные ткани"(подготовительная группа)

Сценарий образовательной деятельности в центрах активности по теме "Такие разные ткани" в рамках тематического проекта "Мир одежды" (в подготовительной группе)...

Сценарий образовательной деятельности в центрах активности "Я здоровье сберегу,сам себе я помогу"(подготовительная группа)

Сценарий образовательной деятельности в центрах активности по теме "Я здоровье сберегу,сам себе я помогу"в рамках тематического проекта "Здоровый образ жизни"...

сценарий образовательной деятельности в центрах активности "по теме «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» в рамках тематического проекта "Здоровый образ жизни"

Сценарий образовательной деятельности составлен для детей подготовительной группы. Воспитательно -образовательный процесс в группе реализовывается по программе "Мир открытий под редакцией Л.Г. Пе...