Презентация к семинару-практикуму по блокам Дьенеша
презентация к уроку (средняя группа)

Баландина Вера Юрьевна

Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_bloki_denesha.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар —практикум «Логические блоки Дьенеша» Составила: Баландина В.Ю

Слайд 2

«Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Китайская народная мудрость

Слайд 3

Венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика ». Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр . Золтан Пал Дьенеш (1916-2014)

Слайд 4

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур, характеризуется четырьмя признакми : четырех форм (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник); трёх цветов (красный, желтый, синий); двух размеров (большой, маленький ); двух видов толщины (толстый, тонкий ). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Слайд 5

Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют решать такие задачи: Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать речь. Успешно овладеть основами математики.

Слайд 6

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Организованная образовательная деятельность ( комплексная, интегрированная), обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”); в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

Слайд 8

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, надо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Дети сначала осваивают умения выявлять в предметах : -одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. -сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д .), - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) -по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине ). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей .

Слайд 9

В помощь педагогу выпущены альбомы со схемами и заданиями по возрастам

Слайд 10

Игры для детей среднего возраста Знакомятся с символами свойств форма размер цвет толщина

Слайд 11

Знакомятся с понятием «НЕ» не круг не квадрат не жёлтый не тонкий не большой Покажи Попросите детей показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п . Найди все фигуры Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине). Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету

Слайд 13

Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный, не тонкий и т.д. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать вспомогательный материал - игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

Слайд 15

Практическая часть мастер-класса Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе. Поэтому предлагаю обзор игр. Игры для детей младшего возраста Угости игрушку Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

Слайд 16

Что лишнее Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

Слайд 17

Цепочка.

Слайд 18

«Покажи блок такого же цвета как этот». «Найди блок такой же формы». «Найди такой же блок по цвету и форме». «Найди не такой блок по цвету». «Найди такой же блок как этот по цвету и форме, но другого размера». «Помоги животным разделить блоки».

Слайд 19

Игры для детей старшего возраста Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой нужно объяснить ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча.

Слайд 20

Игра«Рыбки в пруду» Договоритесь с ребенком, что все большие (маленькие, желтые, красные и т.д.) блоки – это рыбки, их нужно «запустить в пруд» (в обруч). Игра «Печенье для Мальвины и Буратино» Для игры приготовьте логические блоки и обручи, отличающиеся цветом (красный и синий). Разместите на твердой поверхности обручи, чтобы они имели общую часть после пересечения. Детям предлагается разделить печенье (блоки) между Мальвиной и Буратино. У Мальвины - все круглые, а у Буратино - все красные. Игры с обручами помогают малышам развивать внимание, память, образное мышление, обучают операциям синтеза и анализа, также мы ненавязчиво подводим детей к изучению одного из вопросов математики и информатики в школе – Кругов Эйлера

Слайд 21

«Украсим елку бусами»

Слайд 22

«Выкладываем дорожки»

Слайд 25

В завершение нашего мастер – класса предлагаю сочинить « Синквейн » по определенному алгоритму: 1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна . 2 строчка – 2 прилагательных. 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару - практикуму для родителей с использованием логических блоков З. Дьениша и палочек Дж. Кюизенера.

.Презентация к семинару - практикуму для родителей с использованием логических блоков З. Дьениша и палочек Дж. Кюизенера....

Презентация : " Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша"

Развивать логическое мышление, представление о множестве,операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация,абстрагирование, кодирование и декодирование информации)....

Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация "Система игр с логическими блоками Дьенеша как средство развития мыслительных операций дошкольников"

В презентации отображён опыт работы с детьми по развитию мыслительных операций посредством использования логических блоков Дьенеша на занятиях и в свободной деятельности детей. Материал расположен на ...

презентация к семинару-практикуму “Логические блоки Дьенеша”.

Семинар-практикум “Логические блоки Дьенеша&rdquo...

Семинар-практикум "Умные игры: Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера"

Семинар-практикум "Умные игры: Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера"...