Дидактические игры с предметами
консультация (старшая группа)

Притворова Елена Викторовна

учить выделять признаки предметов. Развивать память , внимание, логическое мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_s_predmetami.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая задача: с целью развития осязательного восприятия учить выделять признаки предметов по структуре поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дере­во, пластмасса).

Активизировать словарь; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило: класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предмет.

Игровые действия: угaдывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка иx по качеству; использование «чудесного мешочка».

* * *

Для этой игры подбирают предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Педагог проводит краткую беседу да начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; предлагает вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

 

Затем педагог предлагает новую игру, В ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Объясняет правила: нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать а нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его.; напоминает,

что мешочек открывается лишь в там случае, если и тот, кто описывал предмет, и тот, кто отгадывал, не ошиблись.

Чтобы все играющие учились определять предметы па материалу, вторую половину игры педагог проводит с другим содержанием. Для этого ан предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и распределить их следующим образом: металлические положить на поднос, сделанный из металла, деревянные - на деревянную дощечку, пластмассовые - на поднос из пластмассы и т.д.

 

В конце игры педагог отмечает тех, кто был наблюдательным, внимательным и помог своему товарищу найти нужный предмет. Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также их неярко выраженное качество.

 

«Кто что слышит?»

[Дидактическая задача: развивать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

Игровое правило: показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.

Игровые действия: оперировать звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.

* * *

На столе у педагога находятся различные предметы, издающие звуки: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, щелкают ножницы, льется вода, звучит пианино (игрушечное) и т.д. Все, что может издавать звуки, можно использовать в игре.

 

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, что звучало, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают.

 

Если они затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих - слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат», - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и

показывает, как он действовал. Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз (только тише или громче). Такую игру можно проводить и на прогулке. Педагог обращает внимание ребят на звуки: птицы поют, листья шелестят, автомобиль сигналит и др.

 

«Узнай, что изменилось»

Дидактическая задача: вырабатывать навык в определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; развивать наблюдательность, активное запоминание, речь и активизировать словарь.

Игровое правило: изменения в расположении предметов называют только те дети, на кого укажет Петрушка.

Игровые действия: за ширмой переставляют предметы так, чтобы дети не видели. С использованием кукольного персонажа дети отгадывают перестановки.

 

* * *

 

В игре используется кукольный персонаж Петрушка. Веселый и озорной, он все время что-то переставляет, передвигает, а потом забывает и просит ребят  подсказать ему, куда он поставил

свои игрушки.

Петрушка. Дети, сейчас мы  будем с вами играть. Я принес  сюда игрушки: матрешку, пирамидку и куклу Катю. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Катя?

Д е т и. Посередине стола.

П е т руш к а. А пирамидка?

Дети. Справа от нее.

П е т р у ш к а. А как можно сказать, где стоит матрешка?

Д е т и. Она стоит слева от Кати.

 

Петрушка. Запомнили, где стоят игрушки? Ваня, скажи, где стоит матрешка?

В а н я. Она стоит слева от Кати.

П е т ру ш к а. Правильно. А где  стоит пирамидка? Правильно. А кукла Катя между ними. Так, ребята? А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?

Педагог закрывает ширмой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади нее оказались рядом пирамидка и матрешка.

Что здесь изменилось? Где сейчас стоит Катя? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы! Полина, скажи, где сейчас стоит Катя?

П о л и н а. Она стоит впереди.

П е т ру ш к а. А матрешка с пирамидкой где? Скажи, Настя!

Н а с т я. Они стоят сзади куклы Кати.

Петрушка. Правильно, ребята. А сейчас я опять что-то переставлю, и вы отгадаете.

Опять закрывается ширма, но        перестановка не сделана.

А сейчас кто скажет, что изменилось? Что я переставил?

Д е т и (недоумевают). Ничего не переставил.

П е т ру ш к а. Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше.

Д е т и. Они так и стояли: Катя впереди, а матрешка и пирамидка сзади.

Петрушка за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а пирамидка с матрешкой остаются посередине стола. Дети отгадывают, произнося слова «сбоку», «посередине», «слева».

Игру можно проводить В том случае, если у детей имеются определенные знания и умения в пространственной ориентации. Петрушка повышает интерес к выполнению правила: отгадать изменение в расположении игрушек, помочь ему найти нужную игрушку.

Усложняя игру, педагог увеличивает число игрушек, а также предлагает рассказать обо всех изменениях, которые произошли с игрушками (в одежде, положении рук, ног куклы, величине. пирамидки, матрешки и др.).

 

«Магазин»

Дидактическая задача: учить устанавливать величинные отношения множеств, использовать в речи слова, обозначающие величину предметов, выполнять движения по их словесному обозначению, продолжать учить ребен­ка рассуждать; развивать внимание.

Игровое правило: дети выпол        няют только те действия, о которых говорит педагог.

Игровые действия: в игре следует использовать только настоящие продукты (не муляжи), чтобы дети почувствовать «тяжелое» и «легкое».

* * *

П е д а г о г. Скажите, ребята, кто из вас ходил с мамой в магaзин? Мы с вами сейчас тоже пойдем в магазины, только сумку с собой возьмем. Скажите, когда сумка пустая, она тяжелая или легкая? Конечно, легкая! Покажите, какая у вас легкая сумка, поднимите ее, покрутите ею над головой, она же легкая!

Сумку взяли и идем в магазин. Идем, идем и пришли в булочную. Что мы там купим? Правильно, хлеб. Купили батон хлеба и положили его в сумку. Какая сумка? Чуть тяжелее. Покажите. Молодцы, отправляемся дальше. Идем, идем, несем сумку и пришли в овощной магазин. Что купим в овощном магазине? Правильно, овощи, и положим их в сумку.

 

Дети показывают все действия.

 

Сначала положим морковку - сумка стала еще тяжелее, вот как руку оттягивает.

Педагог показывает, дети повторяют.

Потом положим большой кочан капусты - сумка стала очень тяжелая. Ой, как тяжело! И медленно возвращаемся домой. Так тяжело нести сумку! Рука устала! Пришли домой. Выложили из тяжелой сумки капусту - какая стала сумка? Чуть полегче. Выложили морковку - еще легче стала сумка. Что осталось в сумке? Батон хлеба. Выложим его из сумки. Какая стала сумка? Легкая. Покажите ваши легкие сумки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Дидактические игры с предметами"

Тема: "Дидактические игры с предметами, используемые при подготовка к обучению грамоте"...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ с предметами

Дидактические игры с предметами...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Дидактическая игра "Опиши предмет"

МИР ПРИРОДЫ И РУКОТВОРНЫЙ МИРумение различать и описывать предметы природного и рукотворного мира...

Дидактические игры "Опасные предметы"

Дидактические игры для детей на тему "Опасные предметы дома"...

Дидактическая игра "Найди предметы"

Игра на развитие внимания...