Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кравченко Елена Евгеньевна

 

   Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.
  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Консультация для педагогов

 Тема: «Развитие познавательной активности детей посредством                  

                              проектной деятельности»
                                                                                                    Подготовила:

                                                                                   учитель – дефектолог

                                                               МАДОУ «ДС № 15 «Солнышко»

                                                                                              Кравченко Е.Е.

                                                         Краснодарский край, ст. Староминская 


   Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), который  перед педагогами ставит задачу -  воспитать творческую личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением и развитой познавательной активностью.

   Изменение системы дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации образовательного процесса в решении проблемы развития познавательной активности детей, что ведет к необходимости  выбора более эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и интегративных технологий.

   

   Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные  в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека. Ребенок жаждет новых впечатлений, его любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения.

    Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициируемая самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение  своих интересов и прав, решение собственных проблем, а так же на саморазвитие и образование. Поддержка детской инициативы  в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема.

   Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.
 

    В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях  является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы.

 

Проект  - это метод педагогически организованного освоения  ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.


    С точки зрения Н.В. Виноградовой, Е.П. Панковой, под проектной деятельностью понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий  обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Проектная деятельность – это создание таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.


«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци.

   Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной из целого ряда проблем, показать практическое применение полученных  знаний.

   Особенностью  проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому  в  воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

   

   Метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей,  деятельностный  подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

    Отечественные учёные: М.В Крупенина, Н.Е. Веракса, Л.А. Венгер и другие считали, что проектная деятельность может обеспечить развитие познавательной, творческой активности и самостоятельности в обучении. Л.С. Выготский, З.М. Богуславская, М. И. Лисина, А. А Люблинская считают, что метод проектов – это один из методов, способствующих развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
В исследованиях А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной раскрыты концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников.

   Участвуя в проекте, ребенок  ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

   

    Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

   Проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

   Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, нормативные, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой.

   Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми ребенок оказывается более приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Так как проектная деятельность является культурной формой деятельности, то у детей формируется способность к осуществлению ответственного выбора и способа поведения. Технология проектирования делает детей активными участниками воспитательнообразовательного процесса, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность, формирует навык поиска самостоятельного пути решения проблемы.

   Метод проектной деятельности необходимо использовать в работе дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым, вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников и педагогов. В ходе совместной деятельности дошкольники приобретают социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Участие в проекте - это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к радостной, хоть и напряженной работе.

   Таким образом, проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе - игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. При организации проектной деятельности в ДОУ, проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя - определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знания, умения и навыки на занятиях.

   Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностноориентированного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через поисково-иследовательную деятельность"

Дети любят эксперементировать и иследовать. Для них это самый интересный момент когда они познают мир....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование ".

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование "....

Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование".

Цель: Познакомить с эффектимным методом работы поисковой деятельности а, именно экспериментированием....

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование"

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как...

Консультация для воспитателей:«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через интеллектуальные, сенсомоторные и игровые тренинги»

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчи...