Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы
статья

Дарсавелидзе Жельмира Джумберовна

     Быть добрым – счастье. Человек с  добрым сердцем непременно окружён детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя, как  по-разному они относятся друг другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях постоянно. Но как это сделать, как утвердить в детских сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому?

    Помогли нам в этой работе книги. «Книга - величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее  средство воспитания» - писал К.Д. Ушинский. Слушая художественное произведение, ребенок  живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определенное  отношение к  явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Воспитание у детей положительных черт характера

                       средствами художественной литературы

Быть добрым – счастье. Человек с  добрым сердцем непременно окружён детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя, как  по-разному они относятся друг другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях постоянно. Но как это сделать, как утвердить в детских сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому?

Помогли нам в этой работе книги. «Книга - величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее  средство воспитания» - писал К.Д. Ушинский. Слушая художественное произведение, ребенок  живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определенное  отношение к  явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.

Свою работу мы начали с отбора книг; наше внимание привлекли сочинения  А. Барто, Е. Благининой, С.Есенина, Г. Снегирева, К. Чуковского и др.

Мы воспитатели, заметили, что некоторые дети из младшей группы ссорятся друг с другом, вырывают у сверстников игрушки, бросают их на пол, поэтому решили начать с них. Чтобы дошкольники могли лучше воспринять и осмыслить текст, старались подбирать книги с яркими и красочными иллюстрациями.

Перед чтением книги рассматривали рисунки и предлагали детям рассказать, что на них нарисовано, объясняли непонятные слова. Эффект от чтения был очень действенным. С целью воспитания бережного отношения к игрушкам читали детям «Мой мишка» З. Александровой, «Алёнушка»

Е. Благининой, «Зайка» из книги  А. Барто «Игрушки». После чтения произведения С. Капутикян «Маша обедает» организовали игры с куклами - кормили их, укладывали спать, брали с собой на прогулку.

К концу пребывания в младшей группе дети стали более бережливыми.

Дошкольники средней группы учили оценивать поступки героев книг. Сильное впечатление оказал на них рассказ Л. Толстого «Трус».

Во время обсуждения дети говорили, о том, что герой рассказа мальчик - Саша  трус. А вот девочка Катя оказалась очень сильной и смелой.

В течений года не раз возвращались к ранее прочитанным произведениям. Повторное  чтение способствовало закреплению и уточнению нравственных представлений у детей.                    

 В «Айболите»  К. Чуковского дети уловили основную черту характера доктора – доброту. Книга так понравилась ребятам, что они начали играть в игру «Айболит». Роль доктора исполнял мальчик, он старался быть внимательным и ласковым.

На прогулке ребята давали крошки воробьям и наблюдали, как они их клевали; прочитала им стихотворение  С. Есенина:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые

Прижались у окна.

Дети долго смотрели,  как воробьи клюют корм, а вечером оживленно рассказывали родным, как они помогали голодным птичкам.

Чтобы продолжить воспитание  заботливого, чуткого отношения к птицам, ко всему живому, посоветовала родителям сделать дома кормушку.

В старших группах организовали книжный уголок; прочитали книги «Скворец» Г.Снегирева и «Птички» Л.Толстого. Особое впечатление произвела быль «Птички». Произведение пронизано чувством глубокой жалости к погибшему птенцу и искренней печали героя рассказа-виновника его гибели.

Содержание рассказа Г. Снегирева «Скворец» пробудило у ребят желание быть отзывчивыми, отвечать добром на добро. Прослушав это произведение, они должны были решить, как девочка, к которой с такой готовностью пришли на помощь (помогли в зимний день  поймать улетевшего скворца), могла выразить свою признательность.

Прочитанные книги учат детей сопереживать героям, оценивать их поступки, мыслить логически,

Так, после чтения сказки  «Цветик - семицветик» В. Катаева, на вопрос: «Какое из желаний Жени вам больше всех понравилось и почему?» ребята отвечали: самое интересное желание – побывать на Северном полюсе, потому что там можно увидеть белых медведей; самое хорошее желание – вылечить больного  мальчика.

Это доброе желание, потому что хорошо быть здоровым, бегать, прыгать и играть.

В заключение я объяснила дошкольникам основную мысль автора: стремление сделать другому добро приносит  человеку огромную радость. Вот почему самое лучшее желание Жени было последним.

Свои впечатления от прочитанных произведений дети отражали в изобразительной деятельности. Всё чаще в рисунках и лепке стали встречаться герой произведений  А. Барто,  Л.Толстого, В. Катаева, и  др. В своих рисунках они передавали более яркие впечатления, выражая своё отношения к героям и событиям.

В уголке книг оформили выставку иллюстраций из произведений, а также рисунков детей. Встреча со знакомыми книгами всегда доставляет детям радость;  рассматривая их, они вспоминают и пересказывают друг другу содержание, выражают свое отношение к персонажам произведения, дают ему оценку.

Проведенная работа позволяет сделать вывод, что важным помощником в воспитании добрых чувств у детей является книга. У детей появилось желание подражать хорошим поступкам, делать добро людям, радовать взрослых и товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы

Наблюдая за поведением детей, видя ,как  по-разному они относятся друг другу, к животным, и даже к игрушкам, мы все больше убеждались в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях п...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

из опыта работы "Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств средствами художественной литературы"

Консультация посвящена воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста и тесно связано с формированием у них этических представлений, в  том числе гуманных качеств личности....

дипломная работа на тему " Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

в  дипломной  работе  отражен  опыт  по  созданию  художествеенно -  эстетических  условий  для  развития  детей  в  соответствии ...

Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы.

Быть добрым счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружен детьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя, как по-разному они относя...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеч...