Онлайн мастер класс "Влияние мелкой моторики на развитие речи"
консультация

Агишева Оксана Владимировна

В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Онлайн мастер-класс для родителей  

В 18 марта в рамках ранней помощи с родителями был проведен мастер-класс. На тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи». Мы выяснили, что не все родители придают большое значение развитию моторики, но при этом все переживают за речь ребенка. Мы попытались объяснить родителям, что речь и мелкая моторика взаимосвязаны.

И рассказали им, что развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. 

Еще В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом». C:\Users\User\Desktop\ОНЛАЙН 18 МАРТА\1616492110600.jpg

Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. 

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. 

Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. 

Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми необходимо проводить активные игры:

  • складывание кубиков;
  • игры с песком и водой;
  • простейшими сборными игрушками;
  • учить лепить из пластилина,;
  • работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить;
  •  определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д.
  • необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. 

К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы.

В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму.

Использование  упражнений, пальчиковых игр позволяет: 

  • регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей; 
  • совершенствовать внимание, память; 
  • облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма; 
  • установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует: 

  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 
  • сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической. 
  • повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 
  • вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными. 
  • начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе). 
  • упражнения выполняются непродолжительно.
  • все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять. C:\Users\User\Desktop\ОНЛАЙН 18 МАРТА\IMG_20210318_173437_resized_20210318_053710141.jpg

По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. 

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Из личного опыта с уверенностью можем сказать, что чем раньше выявляются отклонения в психомоторном развитии у детей с речевыми нарушениями и начинается работа по устранению, тем быстрее положительный результат и сокращаются сроки работы с этими детьми. 

Детям 5-7 лет мы предлагаем «поиграть на рояле», выполнить: «кулак, ладонь, ребро», показать «ножницы», «козу», «кольцо», скрестить указательный и средний пальцы, поочередно разгибать пальцы обеих рук, проверяю навыки работы с карандашом, ручкой с целью выявления патологии мелкой моторики рук. 

10 комплексов пальчиковой гимнастики

Начинается она с разминки пальцев рук — сжимание в кулак и разжимание пальцев. Затем используем упражнения для расслабления пальцев и кистей рук. Далее даются задания на удержание позы кисти руки. 

Сначала все упражнения выполняются медленно. Можно помогать детям принять необходимую позу, поддержать руку. Постепенно задания усложняются. Мы приступаем к работе двумя руками одновременно. 

Упражнения по удержанию позы проводятся по подражанию, по речевой инструкции. Важно, чтобы указания взрослого были ясными, четкими, содержали элементы ободрения, оценки действия детей. Каждый комплекс разучиваем в течение недели, затем повторяем. 

Один комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. 

1 комплекс пальчиковой гимнастики 

  1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.) 
  2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»). 
  3. «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) 
  4. «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу). 
  5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно). 

Потешка «Мальчик-Пальчик» 

Мальчик-Пальчик, где ты был? (показать большой палец правой руки, обращаясь к нему) С этим братцем в лес ходил. (прикасаться кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца) 

С этим братцем щи варил. 

С этим братцем кашу ел. 

С этим братцем песни пел. 

2 комплекс пальчиковой гимнастики 

  1. «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки). 
  2. «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук). 
  3. «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). 
  4. «Зайцы» (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить). 
  5. «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). 

Потешка «Белка» 

Сидит белка на тележке, (левой рукой загибать по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца) 

Продает она орешки, Лисичке-сестричке, 

Воробью, синичке, 

Мишке толстопятому, 

Заиньке усатому. 

Кому в роток, кому в зобок, 

А кому в лапочку. 

3 комплекс пальчиковой гимнастики 

  1. «Флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе). 
  2. «Птички» (поочередно большой палец соединяется с остальными). 
  3. «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать). 
  4. «Цветок» (то же, но пальцы разъединены). 
  5. «Корни растения» (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз). 

Потешка «Этот пальчик..» 

Этот пальчик – дедушка, (согнуть пальцы левой руки в кулачок, по очереди разгибать пальцы, начиная с большого) 

Этот пальчик – бабушка, 

Этот пальчик – папочка, 

Этот пальчик – мамочка, 

Этот пальчик – я, 

Вот и вся моя семья. 

4 комплекс пальчиковой гимнастики 

  1. «Пчела» (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг). 
  2.  «Пчелы» (то же упражнение выполняется двумя руками). 
  3. «Лодочка» (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их). 
  4. «Солнечные лучи» (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы). 
  5. «Пассажиры в автобусе» (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх). 

Потешка «Белка» 

Этот пальчик хочет спать, (поднять левую руку ладонью к себе) 

Этот пальчик – прыг в кровать! (загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца) 

Этот пальчик прикорнул, 

Этот пальчик уж заснул. 

Тише, пальчик, не шуми, (обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики) Братиков не разбуди … 

Встали пальчики, ура! 

В детский сад идти пора. 

5 комплекс пальчиковой гимнастики 

  1. «Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»). 
  2. «Лиса и заяц» (лиса «крадется» – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» – перебирая пальцами, быстро движутся назад). 
  3. «Паук» (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу). 
  4. «Бабочка» (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе). 
  5. «Счет до четырех» (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными). 

Потешка «Hу-ка, братцы, за работу!»   

Hу-ка, братцы, за работу! (дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы) 

Покажи свою охоту. 

Большому – дрова рубить, 

Печи все – тебе топить, 

А тебе – воду носить, 

А тебе – обед варить, 

А малышке – песни петь, 

Песни петь, да плясать, 

Родных братьев забавлять. 

6 комплекс пальчиковой гимнастики 

  1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу). 
  2. «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку). 
  3. «Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально). 
  4. «Ворота» (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь). 
  5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук). 

Потешка «По грибы» 

1, 2, 3, 4, 5, (дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца) 

Мы грибы идем искать. 

Этот пальчик в лес пошел, 

Этот пальчик гриб нашел, 

Этот пальчик чистить стал, 

Этот – в миску все кидал, 

Этот пальчик все-все съел, 

Оттого и потолстел! 

7 комплекс пальчиковой гимнастики 

  1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны). 
  2. «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка). 
  3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет: 1-2. 

Потешка «Алые цветки» 

Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана) 

Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются) 

Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук) 

Лепестки колышет. 

Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка) 

Закрывают лепестки. 

Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка) 

Головой качают. 

8 комплекс пальчиковой гимнастики 

  1. «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их). 
  2. «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху). 
  3. «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх). 
  4. «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх). 
  5. «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх). 

Потешка «Мы делили апельсин» 

Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы)

Много нас, а он один. 

Эта долька — для ежа, 

Эта долька — для чижа, 

Эта долька — для утят, 

Эта долька — для котят, 

Эта долька — для бобра, 

А для волка – кожура. (показать пустую ладошку) 

Он сердит на нас, беда! 

Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину) 

9 комплекс пальчиковой гимнастики 

  1. «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами). 
  2. «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им). 
  3. «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой рук). 
  4. «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие). 
  5. «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней). 

Потешка «Прятки» 

В прятки пальчики играли (сжимание и разжимание пальцев рук) 

И головки убирали. 

Вот так, вот так, И головки убирали. 

10 комплекс пальчиковой гимнастики 

1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения вверх, вниз). 

2. «Птички клюют» (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами). 

3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши). 

Потешка «Сорока» 

Сорока, сорока, кашу варила, (ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) 

Деток кормила, 

Этому дала, (сгибает поочередно каждый палец, кроме мизинца) 

Этому дала, 

Этому дала, 

Этому дала, 

А этому не дала 

– Ты дров не рубил, 

Ты воду не носил? 

Нет тебе ничего! 

Игры:   «Кто скорее свернет ленту?»

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.

Взрослый говорит:  «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. «Раз, два, три - крути». Вначале мама показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем предлагает ребенку.

 «Путешествие пальцев»

Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

2. все пальцы должны участвовать;

3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

 «Сделай бусы»

Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки )

Ребенку раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины Вначале показываем  образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объясните, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать трубочки.

«Месим тесто»

Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи».

 «Возьми горошины»

Оборудование: горох, блюдце.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом беретследующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в форме мастер-класcа на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

В данной теме раскрывается влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей и даются практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук....

Мастер-класс для родителей и детей: «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»

Цель проведения мастер-класса: 1. расширить знания родителей о значении пальчиковых игр в развитии ребенка; 2. заинтересовать проблемой; 3. приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи...

Мастер-класс с родителями на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка»

Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук. Побудить родителей, через развитие мелкой моторики, способствоват...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы. Тема: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель:  - повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников;- заинтересовать родителей  актуальностью данной темы, вовлечь род...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...

Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"

Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"...