Методическая разработка «Ягоды земли Ямальской»,
методическая разработка (старшая группа)

Алиманова Алия Юнусовна

В 2020 году  нашему округу ЯНАО исполнилось 90-лет.  И я со своими воспитанниками старшей группы и их родителями тоже не остались в стороне от этого праздника. С детьми изучали и закрепили материал по темам: «Родная семья», «Родной город», «Моя малая родина», «Моя страна», «Родная природа». В ознакомлении детей с родным краем  наряду с традиционными технологиями обучения использую и дистанционные: детям и родителям в доступной форме предлагаю учебный материал (видео-занятия, игры, викторины и др.) и, находясь дома, они вместе с детьми изучают и выполняют рекомендованные им задания. Одну из тем о родной природе, предложила родителям вместе с ребенком изучить самостоятельно. Разработала презентацию «Ягоды земли Ямальской» с целью формирования познавательного интереса воспитанников к природе Ямала, посредством изучения ягодных дикоросов. В результате целенаправленной работы по патриотическому воспитанию   дети узнали много  познавательного о родном крае и его истории, его достопримечательностях, культурных традициях, родной природе; сформировались такие нравственные качества как гордость и уважение к родному краю.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «КРЫЛЫШКИ»

(МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 7 «КРЫЛЫШКИ»)

ул. Чапаева, д.12, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, 629003,тел. 4-85-74, 4-80-86, тел./факс: 4-85-74, E-mail: mdou7@edu.shd.ru

 

Методическая разработка

 «Ягоды земли Ямальской»,

 

Разработчики:

Ахметжанова Алия Юнусовна, воспитатель

Салехард, 2021

Методическая разработка «Ягоды земли Ямальской»

Патриотическое воспитание представляет собой одной из важнейших условий сохранения и развития государственности. Патриотизм связан с высшими ценностями, формируемыми в течение всей жизни человека.

Актуальность формирования представлений о малой родине у детей дошкольного возраста обозначена в целевых ориентирах современного дошкольного образования, как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и семьи с учетом этнокультурной ситуации развития. В старшем дошкольном возрасте у детей развивается желание познание особенностей своей социальной среды, родного региона, формируется «образ мира – образ окружающей среды».

В 2020 году  нашему округу исполнилось 90-лет.  И я со своими воспитанниками старшей группы и их родителями тоже не остались в стороне от этого праздника. С детьми изучали и закрепили материал по темам: «Родная семья», «Родной город», «Моя малая родина», «Моя страна», «Родная природа». Рассматривали иллюстрации, фотографии с памятными местами города, достопримечательностями нашего региона, читали произведения национальных поэтов: Р. Ругина, Л. Лапцуя, слушали песни в исполнении Е. Лаптандер, Н. Сэроттэто, С. Няруй, Н. Няруй.

В ознакомлении детей с родным краем  наряду с традиционными технологиями обучения использую и дистанционные: детям и родителям в доступной форме предлагаю учебный материал (видео-занятия, игры, викторины и др.) и, находясь дома, они вместе с детьми изучают и выполняют рекомендованные им задания. Одну из тем о родной природе, предложила родителям вместе с ребенком изучить самостоятельно. Разработала презентацию «Ягоды земли Ямальской» (приложение 1), с целью формирования познавательного интереса воспитанников к природе Ямала, посредством изучения ягодных дикоросов. В презентации поместила краткую информацию о ягодах (морошка, брусника, можжевельник, голубика, водяника), загадки, стихотворения и ссылки на интернет-ресурсы. Опубликовала презентацию на сайте детского сада и в общей группе приложении-мессенджера «Viber». Родители изучив тему,  совместно с ребенком разгадали кроссворд, в выделенных клетках прочитали название ягоды и  нарисовали ее (приложение 2). Рисунки детей, они  отправили электронной почтой и по «Viber». Из присланных детских  творческих работ я смонтировала видеоролик «Ягоды земли Ямальской» (приложение 3). Так же со своими воспитанниками повторила эту тему в группе, и они с удовольствием нарисовали свою любимую ямальскую ягодку.   Использование технологии дистанционного образования наиболее приемлема и актуальна в данный период и доступна всем педагогам. Предоставляет возможность получить образование на дому, повторить пройденный и изучить новый материал, это в первую очередь относится к детям, которые отсутствуют по причине болезни, карантина или отпуска родителей.  

 В результате целенаправленной работы по патриотическому воспитанию   дети узнали много  познавательного о родном крае и его истории, его достопримечательностях, культурных традициях, родной природе; сформировались такие нравственные качества как гордость и уважение к родному краю.

Используемые интернет-ресуры:

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13203/2/10Sadovnikova.pdf https://moluch.ru/th/4/archive/176/5438/ 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ягоды земли Ямальской » Разработчик: Ахметжанова Алия Юнусовна , в оспитатель МБДОУ Детский сад №7 «Крылышки».

Слайд 2

Цель: формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к природе Ямала посредством изучения ягодных дикоросов. Задачи: Изучить особенности ягодных растений тундры; Р азвивать внимание, умение анализировать; Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Методическая разработка «Ягоды земли Ямальской »

Слайд 3

Брусника

Слайд 4

Брусника ( по-ненецки ензедей или ендьей ) -– растение необычное: стебель у брусники древесный как у всех деревьев, а листья у неё как у кустарников. Внешний вид растения почти не меняется на протяжении всего года. Когда бы вы ни посмотрели на бруснику - она всегда стоит с тёмно- зелёной, блестящей, будто глянцевой листвой. Во многих народных говорах слово « брусн » означало красный цвет или румянец. Значит брусника - «румяная ягода».

Слайд 5

Сестрички - бруснички сказка Татьяна Северова Загадки Стихотворение Свежа, красна, полезна, вкусна: И морозить, и мочить, и варенье варить, И в морс годится - не даст простудиться. В лес иди-ка - там ягодка... (Брусника) . Она ведь севера царица, Вкусна, красна, ну, просто класс, Зимой холодной пригодится, Баланс веществ поддержит в нас. (Брусника) Природы удивительная книга! Такую вы читали или нет: Весною – прошлогодняя брусника, А поздним летом – прошлогодний снег. В. Сорокажердьев «Брусника»

Слайд 6

Водяника

Слайд 7

Водяника (вороника, дорогая ягода или,) - ветви растения похожи на веточки какого-то хвойного дерева, так как покрыты мелкими листьями, напоминающими хвоинки. Растение может жить до 100 лет и более. В течение года цвет этого вечнозелёного растения может меняться. Так с наступлением холодов, листья водяники темнеют, приобретая фиолетово-чёрную окраску, а с наступлением тепла снова становятся зелёными.

Слайд 8

Загадки Стихотворение Среди сосен, среди елок Кустик маленький растет. Летом ягодка родится. Словно ворон чернолика, Но, конечно, не черника, С водянистым, чудным соком, Что бодрит и сил дает.(Водяника) Водяника на болоте, Что черника во бору, Ею лакомиться можно И в прохладу и в жару. Водяника- водяниста. А черника- сахариста…. В.Г. Рубцов

Слайд 9

Голубика

Слайд 10

Голубика (гонобобель, иногда её называют «синим северным виноградом», а ненцы называют ее – лынзермя ) – отличительный признак этого растения- голубоватый оттенок листвы. Отсюда и название у растения. В отличие от брусники голубика сбрасывает на зиму листву (является листопадным кустарничком). Кустарник голубики - многолетник, способный плодоносить десятки лет. Ягоды у голубики синие или сизовато-чёрные, с сизоватым налётом, при созревании они легко осыпаются.

Слайд 11

Сказки бабушки Неко «Голубика» Н.М. Терещенко Загадки Стихотворение Что за ягода такая —голубая голубая? На болоте, там и тут эти ягоды растут. Ягодка как капелька, чуть продолговатенька , На кустике качается, как она называется? (Голубика) Там, где роща лесная тениста, Где земля кочковата и мшиста, Голубика роскошно растет – Так и просятся ягоды в рот! Но цветет с голубикою рядом Там багульник, напитанный ядом, И струит, испуская свой яд, Одуряющий свой аромат (Н.А. Холодковский )

Слайд 12

Можжевельник

Слайд 13

Можжевельник обыкновенный (верес, северный кипарис) - назвали можжевельником потому, что он растет между елей. Древесина кустарника, хоть и прочная и красивая, используется разве что для каких-нибудь небольших поделок... Э то хвойный вечнозелёный кустарник. Ветви его покрыты колючими иголками. Иногда он имеет вид настоящего деревца, хорошо выраженным тонким стволом и длинной узкой кроной. Это единственный родственник теплолюбивых кипарисов, живущий у нас. Он неприхотлив: ни засухи не боится, ни мороза.

Слайд 14

Елена Сусой «Во время сбора морошки» Загадки Стихотворение У маленькой елочки Колкие иголочки, шарики синие, Словно бы в инее. (Можжевельник) У маленькой елки Колкие иголки, Шарики синие, Словно бы в инее. Синевою твёрдых ягод Можжевельник притворялся Кровным братом голубики. Только мы им цену знали! ( Я.Ругоев )

Слайд 15

Морошка

Слайд 16

Морошка (по– ненецки называется маранга ) — ближайший родственник малины (другой вид того же рода), многолетнее травянистое растение. Она желто-оранжевого цвета и по форме похожа на костянику. Вкус ягоды чем-то напоминает печеное яблоко. Каждую весну от тонкого корневища, находящегося в почве, вырастает невысокий прямостоячий стебель с несколькими листьями и только одним цветком. К зиме вся надземная часть растения погибает, а весной вновь вырастает очередной побег.

Слайд 17

Скороговорка - Справа от дорожки – Заросли морошки. Я сверну с дорожки – Соберу морошки. Рассказ - Елена Сусой «Во время сбора морошки» Загадки Стихотворение Похожа на малину, Живу в низине, Люблю болото! Коль сорвать охота — Не ленись, наклонись, Желтой ягодкой насладись. Подумай немножко: Как меня зовут? (Морошка) На болоте уродилась, В мягкой травке притаилась. Желтенькая брошка — Ягодка… (Морошка) Бежит по дорожке Царевна-морошка В оранжевых туфлях На босую ножку, В оранжевой блузке, В цветном сарафане По тропочке узкой Между цветами. Бежит она, Бусинки в травы роняя, А я эти бусинки В рот собираю. (В. Линькова )

Слайд 18

Черника

Слайд 19

Черника ( по-ненецки - ламтуй ) - это небольшой полукустарничек, с ягодами чёрно- фиолетового цвета с сизым налётом. Мякоть их пурпурная, семена мелкие. Ягоды имеют приятный вкус, хотя и окрашивают рот и губы в синий цвет.. Цветёт черника в мае- июне зеленовато- белыми цветами с розовым оттенком. Черника образует среди блестящих мхов целые заросли. В ягодах черники витамины С и В, провитамин А.

Слайд 20

Загадки Стихотворение Ягодка нежная Прячется в валежнике, Сине-черная сладкая, Смотрит украдкою . Рви да знай — Руки не замарай! (Черника) Много темно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины —… (Черника) Вот ельник мохнатый, Мохом зелёным богатый. А вокруг- комаристо , И дремуче и мглисто. А черники тут черной- Как насыпано словно! Собирай, не дави, Да с корнями не рви. Сладки ягоды, спелы, Темно- синий бочок Ой, вкусна ты, черница! Ты совсем как царица! (Т. Смертина )

Слайд 21

Список литературы Сказки бабушки Неко «Голубика» Н.М.Терещенко . Стр161. 2004 г. «Северные Родники» , Елена Сусой «Во время сбора морошки» стр.253. 1995 г. «Северные Родники» , Прокопий Явтысый «Легенда о морошке» стр.272 http://gcbs.ru/cbs/pub/yagody_yamala/Soderjanie.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поэма о земле Ямальской" Авторская разработка

поэма представлена на русском и ненецком языке...

Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи «Фрукты и ягоды»

Предпосылки: пополнение речевого центра в группе; обогащение развивающей среды.Вид: учебно- методическое пособие.Предназначение: для детей дошкольного возраста.Актуальность.Основой перспективного и ка...

Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи «Фрукты и ягоды».

Основой перспективного и календарного планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение,- что позволяет организо...

Путешествие по земле ямальской

НОД по познавательному развитию: ознакомство дошкольниками с особенностями природы Крайнего Севера, расширять представления о малой родине...

Методическая разработка "День Земли"

laquo;История о том, как гномы узнали про День Земли»Игровая деятельность для детей младшего дошкольного возраста на развитие творческого воображения и формирование...

Презентация для детей 4-7 лет "Ягоды тундры - богатство земли Ямальской"

Формирование у дошкольников представлений о ягодах, растущих на Ямале, их разнообразии, значении для человека, воспитание бережного отношения к ягодным растениям....