Главные вкладки

    Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи «Фрукты и ягоды»
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

    Куликова Лия Геннадьевна

    Предпосылки: пополнение речевого центра в группе; обогащение развивающей среды.

    Вид: учебно- методическое пособие.

    Предназначение: для детей дошкольного возраста.

    Актуальность.

    Основой перспективного и календарного планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение,- что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционной работы.

    Дидактические игры по теме «Фрукты и ягоды» отбираются и разрабатываются с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

    Дидактические игры по данной теме позволят решить коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой форме. То, что ребенок воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность.

    Учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательные развитие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи «Фрукты и ягоды»

    Предпосылки: пополнение речевого центра в группе; обогащение развивающей среды.

    Вид: учебно- методическое пособие.

    Предназначение: для детей дошкольного возраста.

         Актуальность.

    Основой перспективного и календарного планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение,- что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционной работы.

    Дидактические игры по теме «Фрукты и ягоды» отбираются и разрабатываются с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

    Дидактические игры по данной теме позволят решить коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой форме. То, что ребенок воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность.

    Учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательные развитие.

    Цель: способствовать развитию связной речи; ознакомить и закрепить знание детей о фруктах и ягодах.

    Задачи.

    Образовательные:

    Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;

    Способствовать развитию умения употреблять в речи названия ягод и фруктов, понимать обобщающее слово «ягоды» и «фрукты»;

    Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями;

    Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

    Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

    Развивающие.

    Способствовать развитию речи как средства общения;

    Развивать диалогическую форму речи (вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций);

    Развивать логическое мышление при отгадывании загадок ;

    Воспитательные

    Развитие умения выслушивать сверстника, действовать сообща;

    Воспитывать любовь к природе.

    Содержание пособия включает:

    Красочные иллюстрации;

    Познавательные информации;

    Развивающие задания;

    Дидактические игры.

    Описания пособия.

    • Познавательная информация:

    «Фрукты» «Ягоды» «Лесные ягоды»

    • Загадки про фрукты.

    • Загадки про ягоды.

    • Веселые стихи про фрукты.

    • Физкультминутки.

    • Пальчиковые игры.

    • Речевые игры.

    • Скороговорки.

    • Дидактические игры:

    «Карлсон ест варенье»

    «Что где растет?»

    «Подбери картинку» (на классификацию)

    «Собери картинку»

    Основные достоинства:

    Методическое пособие по теме «Фрукты и ягоды» по содержанию и качеству художественного оформления незаменимый материал для организации:

    Организационной образовательной деятельности;

    Самостоятельной игровой;

    Познавательно – исследовательской;

    Коммуникативной деятельности в повседневной жизни;

    Совместная деятельность взрослых и детей.

    Приложение1

    Дидактические игры по развитию речи

    «Угостим Карлсона вареньем»

    1 вариант «Угостим Карлсона фруктовым вареньем»

    Задачи:

    формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с воспитателем короткий описательный рассказ;

    закрепить обобщающее понятие «фрукты»;

    способствовать формированию умения образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.

    Ход.

    Прилетает Карлсон. У него в руках корзина с фруктами.

    - Посмотрите, что я вам сегодня принес. Как можно назвать одним словом? (фрукты)

    Карлсон предлагает каждому ребенку взять один фрукт и рассказать о нём.

    - Адель, что у тебя в руках? (яблоко). Какое оно? (круглое, красное, большое и т. д.).

    - Дети, давайте, приготовим из этих фруктов варенье и угостим Карлесона.

    Варенье из яблок, как называется? (Яблочное)

    Варенье из груш? (Грушевое)

    Варенье из лимонов? (Лимонное)

    Варенье из мандаринов? (Мандариновое)

    Варенье из апельсинов? (Апельсиновое)

    Наш Карлсон поел варенье и облизнулся, вот так (язык двигается по верхней и по нижней губам - дети повторяют «Ах, какое вкусное варенье!»

    2 вариант «Угостим Карлсона вареньем из лесных ягод»

    Задачи.

    Способствовать формированию умения внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога;

    Побуждать детей к участию в беседе и связным высказываниям;

    Закрепить представление о понятиях «ягоды»;

    Способствовать развитию умения образовывать прилагательные и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными.

    Ход.

    Прилетает Карлсон с корзиной в руках.

    - Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что есть у меня? (корзина) Как вы думаете, зачем мне нужна корзина? Что можно в неё положить? (ответы детей)

    -С этой корзиной мы с вами сегодня отправимся в лес за ягодами. На чём мы поедем? (дети выбирают вид транспорта) Мы поедем на машине. Машина отправляется, звенит колокольчик: динь- динь-динь. Как звенит колокольчик? (Дети повторяют: динь- динь- динь)

    Машина едет и гудит: ду-ду-ду. (дети повторяют)

    - Вот мы и приехали. Чем же угостить нас лес? (ягодами)

    Какие ягоды растут в лесу (земляника, черника, малина, брусника)

    (Карлсон вместе с детьми выкладывает картинки)

    На полянку мы заходим,

    Много ягод здесь находим.

    -Молодцы. Вот и ягод мы с вами набрали. А теперь пора возвращаться домой и приготовит из ягод варенье.

    (Звенит колокольчик: динь- динь- динь. Машина отправляется: ду- ду- ду.)

    -Вот и приехали. А теперь, давайте сварим варенье.

    Варенье из малины: малиновое.

    Варенье из черники: черничное.

    Варенье из брусники: брусничное.

    Варенье из земляники: земляничное.

    Вариант 3 «Поможем Карлсону»

    Задачи.

    Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;

    Развивать навыки общения.

    - Ребята, вы слышите, что-то гудит? Кто-то в гости к нам спешит. Отгадаете загадку тогда и узнаете.

    Он веселый, озорной,

    И пропеллер за спиной.

    Поднимает настроение

    Любит сладкое варенье

    Кто же это?

    Дети: Карлсон! (влетает Карлсон)

    Я спешил к вам друзья

    С жутким нетерпеньем

    И моторчик не зря

    Смазывал вареньем

    Вы узнали меня?

    Карлсон: Давно я за вами наблюдаю с крыши, как вы играете, занимаетесь, веселитесь. А мне так скучно одному. Ой-ой я устал, мне бы подкрепиться.

    - Ребята угостим Карлсона? Что любит Карлсон?

    — Варенье!

    Игра «Какое бывает варенье» (Дети угощают Карлсона вареньем.)

    Карлсон: Какое вкусное варенье! Спасибо вам ребята. Ну, теперь я набрался сил и хочу домой.

    Воспитатель: Вот и улетел наш Карлсон. Вам понравилось с ним играть? (да) Что понравилось больше всего? Какой к нам прилетел Карлсон?

    Дети: Грустный

    — А улетел какой?

    — Веселый.

    Вариант 4 «Разложи банки по полочкам»

    Задачи

    Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;

    закрепить представления о понятиях «Ягоды», «Фрукты».

    Ход.

    Прилетает Карлсон и говорит, что перепутал все банки с вареньем. Банки с вареньем нужно правильно расставить по полкам: на верхнюю полку варенье из фруктов, а на нижнюю полку: из ягод.

    Вариант 5 «Угадайте, какое варенье любит Карлсон»

    Задача.

    Способствовать развитию логического мышления;

    Закрепить в активном словаре обобщающее понятие «ягоды», «фрукты»;

    способствовать развитию умения правильно называть фрукты и ягоды.

    Ход.

    Прилетает Карлсон и предлагает угадать, какие же варенья он больше всего на свете любит. Загадывает загадки про фрукты и ягоды.

    Вариант 6 «Поможем Карлсону сварить варенье на зиму»

    Задачи

    Расширять словарный запас, развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы;

    Способствовать развитию умения сопереживать и желание помочь Карлсону;

    Формировать представление о фруктах и ягодах;

    Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;

    Карлсон: (входит с огорчением) Я самый несчастный в мире Карлсон, потому что я люблю разные сладости, а особенно варенье, но у меня уже ничего не осталось, я не запас вовремя фруктов и ягод, и у меня на зиму ничего нет! О, несчастный, бедный Карлсон!

    Воспитатель: Карлсон, посмотри сколько здесь детей, они тебе помогут.

    Карлсон: Здравствуйте, ребята вы правда мне поможете? Тогда мы отправляемся с вами в сад, и должны найти чудо - дерево на котором растут фрукты и кусты с ягодами и грядка с клубникой.

    По дорожке мы идем

    И в чудесный сад придем.

    груши, яблоки, бананы

    для варенья соберем.

    Проводится дидактическая игра” Что растет на дереве, на кустике”.(дети называют фрукты и ягоды)

    Например: апельсин, какой? (круглый, оранжевый, сочный) .

    груша, какая? (сладкая, желтая) .

    Яблоко, какое? (красное, сладкое)

    Пальчиковая игра «Варенье»

    Будем мы варить варенье.

    Фруктов нужно много, вот.

    («Варят» - мешают пальчиком на ладошке)

    Будем яблоки крошить,

    грушу будем мы рубить,

    (ребром ладони стучат по другой ладошке)

    Варим, варим мы варенье («Варят» - мешают пальчиком на ладошке)

    Получился, вкусный - вот!

    Карлсон: Какие аппетитные получились варенья. Какие варенья мы сварили? (из вишни - вишневое вареье; из яблок- яблочное; из клубники- клубничное варенье ит. д.)

    (Карлсон забирает с собой банки с вареньями)

    Спасибо, что вы помогли, сварили для меня варенье, мне сейчас надолго хватит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В методической разработке представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей. Методичка адресована воспитателям ДОУ...

    Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия по развитию речи.

    Конспект совместной деятельности с детьми первой младшей группы по теме "Транспорт"....

    Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

    Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

    Методическая разработка совместного педагогического проекта по развитию речи и формированию художественно – эстетического развития на тему «Приобщение детей к сказке» воспитателя МБДОУ Д/С N41 п. Приморский Есипко Антонины Александровны.

           Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка - это перва...

    Методическая разработка ознакомление с окружающим миром, развитие речи и формирование элементарных математических представлений «Фрукты или мы считаем до 5»

    Задачи.обучающие задачи: • учить составлять описательный рассказ о каком-либо фрукте; • учить отгадывать загадки; • учить отвечать полными ответами; • учить отк...