организация игры и упражнений с песком
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Носова Мария Валерьевна

снятие напряжения , расслабление.

сапознание и развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_organizatsiya_igr_s_peskom.docx260.64 КБ

Предварительный просмотр:

https://sun9-43.userapi.com/impf/g-FqcDyLcEhDcd-7HHpP8fx9h6CV_JCiHo49yQ/pKNFZaB10fk.jpg?size=1200x1600&quality=96&sign=19a975ce4898536e549f2971289e9564&type=albumСоветы и рекомендации для родителей

Организация игры  и упражнений с песком

Песок - это замечательный материал для детского творчества на занятиях и досуге.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения.

Игры с песком хороши своей универсальностью. Для ребенка любого возраста найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии - песочная терапия. Но магия песка и сама по себе оказывает нужное воздействие.

Положительные эффекты игр с песком:

- развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);

- развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);

- развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);

- развитие целенаправленного действия (создаю план-реализую задумку);

- развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);

- развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);

- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);

- по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.

Прикасаясь к песку, чувствуется  его тепло, его текучесть, его движение. Игры с

песком - отличный способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение, страхи.

Песок – это дар природы, каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы, поэтому этот материал так привлекает ребёнка. Это доступный материал для каждого.

Рекомендации по организации   игр с ребенком в песок в домашних условиях.

Ящик для игр с песком должен быть определённого размера: 50*70*10. Бортики и донышко выкрашены в голубой цвет. Бортики - это небо, дно – это вода.

• кинетический песок или чистый просеянный песок (можно проколоть его в духовке); песок должен заполнять ящик на треть.

• наборы миниатюрных предметов, игрушек, различных деталей, имитирующих растительный мир, можно использовать различные природные предметы: кристаллы, камни, куски дерева, металл, семена, перья; фигурки людей, животных (в том числе мифических, обитателей водного мира, различные варианты жилища: домики, замки, заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки, транспорт, посуда и т. д.

Правила игры с песком

(ритуал повторения правил поведения в песочнице):

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить,

И друзей своих любить!

Ну, а после игр милых

Вымыть руки нужно с мылом!

https://sun9-58.userapi.com/impf/mZs1achbXBENWjWLjdX1KpIXkQYldW9TcUD0Pg/Lg-MxUdz2Jo.jpg?size=1200x1600&quality=96&sign=6fb4e7dbe9a5646a302fdf55c5521da2&type=albumУпражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Тактильная разминка

Ручки, как жучки летают.

И в песок они ныряют.

Песочек лапками перебирают

Горку строят и ровняют

А ещё пересыпают

Через сито пропускают

Между ладошками потрут и на место уберут.

Во время разминки ребенок   выполняют следующие действия: перебирает в песке пальчиками, строит горку, ровняет песок, пропускает песок через сито, протирает песок между ладошками.

Упражнение «Песочный ветер».

 Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок. Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру или рисовать.

Упражнение «Песочный дождик»

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем  они меняются ролями.

Игра «Картина из загадок».

Предложить ребенку разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда (трава)

А теперь выберите из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, вы (родители) должны проговаривать предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за…

Игра «Ориентировка в песочнице» (время суток, время года)

У песочницы есть верх, низ, правая и левая сторона и два угла: левый верхний и левый нижний, правый верхний и правый нижний. Чтобы ребёнок научился легко в ней ориентироваться  проведите несколько игр. И начните с того, что по сторонам и по углам прячьте такие карточки, они у меня отвечают временным отрезкам. (петушок пропел – значит утро, солнышко ярко светит – значит день, мальчик укладывается отдыхать, за окном уже темнеет – вечер, луна, звёзды – ночь).

В каком углу живёт петушок? – в верхнем правом.

А мальчик – в нижнем левом. И так мы работаем: стороны – верх, низ, право, лево и уголочки. Усложняете игру тем, что эти карточки прячете в песочек. Ребёнок сам находит карточки в песке и радостно сообщает, что солнышко живёт в верхнем правом уголочке. Так он закрепляет знания о сторонах и углах. Для более старших детей можно приготовить карточки с видом города в разное время суток.

Рисование на песке.

Сгладим поверхность и поставим игрушечку в самый центр. И вот наша игрушка пошла в заданном направлении: то она идёт вверх, то идёт вниз, то в стороны, и возвращается в середину.

Игрушки можно использовать только те, которые хорошо моются и безопасные для детей или же утилизируются. Н-р, картонный кораблик пришёл в негодность, мы его изъяли из игры ребёнка и сделали новый.

Начинаем рисовать с детьми:

-  рисуем прямые линии, потом волнистые линии, но чтобы было интересно рисовать сделаем ребёнку кораблик.

- рисуем одним пальчиком, всеми пальчиками в разных направлениях.

-  изучаем эталоны длины. Сглаживаем поверхность, поставим игрушку и предлагаем для этой игрушки сделать дорожку – широкую (всей ладошкой) узкую, длинную или короткую. Можно эти дорожки сравнить.

- теперь рисуем лесенку (ступенька, ещё одна, ещё.) вот наша игрушка пошла по ступенькам. Можно посчитать ступеньки.

-  рисуем   предметы, состоящие из округлых форм. И так по поверхности, для интереса, мама разбросала, например, бабочек. И для каждой бабочки ребёнок рисует листок. Листочки могут быть разные (округлые, волнисты).

Также можно предложить нарисовать много шариков. Ребёнок упражняет руку, потом он и карандашом будет хорошо рисовать округлые формы.

- рисуем геометрические фигуры.

Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» (ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок), «Прыгают зайцы» (ребенок кончиками пальцев ударяет  по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» ( ребенок расслабленными/напряженными  пальцами  рук делает поверхность песка волнистой ( в разных направлениях) и т.д.

Можно на песке  безгранично фантазировать, создавая песочные города, космические станции, аэродромы, железные дороги, комнаты для кукол.

ПОМНИТЕ!

Взаимодействия с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Консультацию подготовила педагог-психолог Носова Мария Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения с песком и водой

Картотека игр с песком и водой...

Игры и упражнения с песком.

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. ...

Игры и упражнения с песком

В данном материале представлены игры и упражнения  для развития зрительного восприятия, пространственной ориентации, развития внимания, памяти, мыслительных процессов, формирования слоговой струк...

Игры и упражнения с песком.

В песочнице созданы оптимальные условия для развития творческого потенциала ребенка, активизации его пространственного воображения, образно-логического мышления, тренировки мелкой моторики рук. Так же...

Игры и упражнения с песком

Игры и упражнения с песком...

Игры и упражнения с песком для детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...