Адаптация к ДОУ
методическая разработка (младшая группа)
Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_adaptatsiyu.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время появилась тенденция к росту количества детей, которые поступают в ДОУ в раннем возрасте. Детям для любого возраста непросто начинать посещать детский сад, каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчинятся незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношением. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Как родители могут помочь своему ребенку адаптироваться к детскому саду.
1. Приблизить домашний режим к режиму детского сада (режим сна; время кормления; время прогулки и т.д.). Условия уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
2. Как можно раньше, до поступления в дошкольное учреждение провести профилактические, оздоровительные мероприятия для ребенка рекомендованные врачом (если есть рекомендации, посетить детского невропатолога).
3. Отучить ребенка от привычки: укачивание перед сном; сосать грудь, соску, бутылочку; носить памперсы.
4. Расширять культурно-гигиенические навыки: кушать аккуратно, не обливаясь; при умывании тереть ладони, части лица; вытираться с помощью взрослого; пользоваться носовым платком (при напоминании взрослого); контролировать физиологические потребности.
5. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий: проситься на горшок, самостоятельно садиться на стул, самостоятельно пить из чашки, пользоваться ложкой, активно участвовать в одевании, раздевании.
6. Расширять круг общения ребенка во дворе, на детской площадке: поощрять игры со сверстниками (гулять с другими, малознакомыми детьми, делиться игрушкой, жалеть плачущего). Коммуникабельность ребенка во многом определяет успешный исход адаптации.
7. Регулярные предметные игры с детьми в течение 10-15 минут сформируют потребность в них и интерес к игре это дает возможность ребенку самостоятельно занять себя в детском саду.
8. Вовлекать детей в совместные игры с взрослыми (папой, бабушками и др.) – это позволит ребенку налаживать деловые контакты с воспитателями в детском саду.
9. Требования к ребенку должны быть последовательными и доступными. Тон, которым сообщаются требования ребенку, должен быть спокойным, приветливым.
10.Нужно постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку его действиям хотя бы за попытку выполнения просьбы. Быть внимательным к ребенку, заботливым и терпеливым.
11.Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными, возрастными возможностями ребенка. Родителям необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться родителями при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
КАК ПРОХОДИТ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ. Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте от 1,5 до 3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, дается более или менее легко, и через месяц они привыкают к детскому саду. Для других же процесс адаптации превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким ухудшением здоровья, плохим настроением, а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению психологических и неврологических нарушений. Легко адаптируются дети старше 1,5 лет с хорошим состоянием здоровья, благоприятным биологическим и социальным анамнезом (протекание беременности матери и процесс родов без осложнений; условия, обеспеченные ребенку после рождения – соблюдение режима дня, сбалансированное питание, эмоционально-положительное общение, игры с ребенком; и др.). При условии слабого здоровья ребенка, ошибок семейного воспитания процесс адаптации растягивается на 2-3 месяца (средняя степень адаптации) - в этот период настроение у детей неустойчивое (отмечается слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, агрессивные проявления и др.). Причинами тяжелой адаптации являются имеющиеся у детей нарушения здоровья; а так же несоблюдение родителями возрастных режимов сна; наличия у ребенка своеобразных привычек: засыпание на руках, сосать бутылочку, соску; не сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков (пользоваться ложкой, проситься на горшок и др.); неумение занять себя игрушкой; отсутствие опыта общения у детей со сверстниками и другими взрослыми. Все это приводит к длительным и тяжелым заболеваниям детей. У ребенка могут ярко проявляться агрессивно-разрушительные реакции (упрямство, гневливость); плачь во сне, во время бодрствования, негодующий крик; либо отсутствие активности, тихий плачь, хныканье, подавленность. Чтобы обеспечить оптимальное течение адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям, необходим постепенный переход (за несколько месяцев до поступления в детский сад) из семьи в дошкольное учреждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация и прогноз адаптации
В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста и «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...
Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...