Доклад на тему: «Использование коворкинг зоны в работе учителя-логопеда»
статья

Вожова Ирина Александровна

работа с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovorking_zona.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:  «Использование коворкинг зоны в работе учителя-логопеда»

     Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей обучающихся. Помимо комфортного места для обучения, здесь созданы возможности для общения, обмена опытом и даже отдыха. Это может быть одним из ресурсов повышения качества образования.

       В условиях детского сада метод организации «коворкинг зон и центра» конечно новшество. Важно, что коворкинг-зона позволяет поставить общение ребенка и родителя на новый уровень.

        Новизна и оригинальность  заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. А основная идея: направить потенциал семей на воспитание и социализацию воспитанников детских садов.

        Образовательные коворкинг - зоны - это  добровольное объединение  родителей, детей и педагогов для позитивного общения, получения дополнительных знаний.

        Организация «коворкинг зон и центра» требует тщательной организаторской деятельности педагогов, т.к. призвана стать интересным местом провождения времени ребенка с семьей и детьми разного дошкольного возраста. Если ребенку интересно, он привлекает родителя – это закономерность.

При создании в  детском саду данного центра можно выделить отдельную группу.  

«Коворкинг центр» предполагает оснащение пространства разнообразными формами активности, т.е. разделение группы на несколько зон. Например, в«коворкинг центре» можно выделить следующие зоны:

  1. Зона «Сказочная поляна», которая оформлена яркими сказочными мотивами. Здесь также имеется библиотека сказок, место для чтения и рисования по сказочным сюжетам. Родители и дети могут читать, рассказывать друг другу сказки, более старшие дети могут более  младших удивить новыми историями и сюжетами. Организован также обмен книгами, рисунками, раскрасками.
  2. Зона «Театральная». Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, а также масками и куклами. Дети совместно с родителями могут разыграть знакомый сюжет, мастерить маски для домашнего театра, подружиться в процессе всего этого действа с новыми людьми. Возможна организация импровизированного театра, когда актеры выбираются по считалочке, а остальные исполняют роль зрителей. Хорошей мотивацией актеров может стать подарок видеозаписи всего происходящего «на сцене».
  3. Зона «IT-технологий» оснащена компьютером, телевизором, музыкальным центром, проектором и доступом к интернету. Данная зона предназначена для просмотра и защиты презентаций, просмотра детских обучающих мультфильмом и передач, проведения интеллектуальных игр по типу «Что? Где? Когда?» или «Поле чудес». Также возможности данной зоны используются для проведения музыкальных пауз и физминуток. Очень интересна идея организации общего хора, когда и дети, и родители поют знакомые песни вместе. Для родителей возможно организовать пение по типу караоке. Кульминацией всего действа, как правило, становится создание клипа, флешмоба или просто аудиозаписи, которые пополнять семейные архивы.
  4. Зона «Логопедия», непосредственно кабинет учителя-логопеда, который сам по себе является ярким пятном детского сада. В кабинете собраны картотеки различных игр, много наглядных пособий, полезных идей и задумок, которые родители могут взять на вооружение. Работа логопеда в коворкинг центре направлена на  консультирование родителей по интересующим их вопросам.

Важно, что в коворкинг центре нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство.

Коворкинг центр создает возможность для развития личности и ребенка, и родителя через знакомство с новыми людьми, с новыми способами общения и взаимодействия. Это прекрасный способ социализации ребенка.

В коворкинг центре проводятся различные тематические мероприятия, мастер-классы, круглые столы, семинары встречи со специалистами ДОО и тренинги.

И главное, такие коворкинг центры можно создать в любом образовательном учреждении, кардинально его не изменяя.

Логопедический кабинет может быть и самостоятельным  коворкинг центром, в котором выделены следующие зоны:

• Зона коррекции звукопроизношения оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры. Все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.

Учебно-образовательная зона оборудована стендом «Букваград», магнитной доской, (игрой с буквами, словами, звуковые символы, схемы предложений, букварь Н.В. Нищевой, наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения.

Зона развития мелкой моторики (игровой материал для развития мелкой моторики): шнуровки, игры, массажные мячи и т.д.

Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом стулом,  компьютером.

В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры) ; наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.

Зона взаимодействие учителя-логопеда с родителями (консультативно-информационная зона)

Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.  В этом мне помогает коворкинг зона: «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» (стенд для родителей).

        При построении  эффективного взаимодействия  с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

1. Создание у  родителей объективного  положительного образа ребенка. Учитель-логопед  никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе  с  педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен  сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда  найти такой подход  к каждому родителю  и так   донести эту информацию  до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

2.  Передача  родителям знаний о ребенке, о его  жизни  в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях   развития их  ребенка в группе комбинированной направленности, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с  результатами коррекционной  деятельности.

3. Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если  родители  начинают доверять педагогу  свои  проблемы  и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная  от родителей информация строго конфедициальна и её можно   использовать  только для организации позитивного взаимодействия.

4.  Совместная работа по   формированию и развитию  личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей  может  давать советы  и рекомендации родителям

Стенд содержит полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стенда используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.

Преимущество такой формы  взаимодействия логопеда с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой учителя-логопеда и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что специалист всегда поможет в решении педагогических проблем и в тоже время не навредит. Так как будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Учитель-логопед, в свою очередь, заручается пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ  результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данная форма работы позволяет привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между логопедом и родителями доверительных партнерских  отношений, осознание родителями своей роли  в обучении и воспитании ребенка. В итоге  достигается главная цель этого взаимодействия  – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего  развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"

ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...