Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.
статья

В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.

    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются информацией, знакомятся с окружающим их миром.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция

«Актуализация проблем современного образования: воспитание человека средствами дошкольного, общего и дополнительного образования»

Направление «Инновационный потенциал современного образования в области воспитательных технологий»

Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.

Автор: Ковалева Сандугаш Токтаровна,

воспитатель, I квалификационная категория;

Келлер Валерия Сергеевна,

воспитатель, I квалификационная категория.

                                       

Оглавление

Введение   ……………………………………………………………………………3

  1. История возникновения квест – технологии…………………………………  4
  2. Задачи, приемы и значение квест – игр……………………………………….  5
  3. Методика организации и проведения квеста…………………………………. 6
  4. Применение квест – игр в работе с дошкольниками………………………… 9
  5. Заключение. …………………………………………………………………..  10
  6. Литература ……………………………………………………………………. 11
  7. Приложение ………………………………………………………………… ...12

Введение

    В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.

    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются информацией, знакомятся с окружающим их миром.

     Однако с развитием компьютеров, смартфонов, традиционная игра, перестала быть интересной для детей, детям все больше и интереснее стало играть в компьютерные игры, ведь они более красочны, сопровождаются спецэффектами и звуком.

     В системе образования тоже произошли изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников.  С внедрением ФГОС в деятельность дошкольных учреждений плотной группой вошли инновационные технологии, помогающие развивать детскую инициативу, творчество, любознательность, самостоятельность.

      Именно одной из таких актуальных инновационных технологий является квест-технология, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

    Данная технология способствует развитию игровой деятельности и у детей не пропадает интерес к игре, полностью отвечает современным требованиям информационного общества ведь она   направлена на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

      С другой стороны, форма проведения образовательной деятельности в виде квест-игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей

Ведь детям всегда интересно что – то новое, неизведанное, им нравятся приключения, поиск. Этим необычны, и увлекательны квест-игры.

   Поэтому, в своей группе мы решили апробировать современную – технологию – квест-игру, с целью: развития у детей дошкольного возраста интереса к игровой деятельности, любознательности, самостоятельности, сплочению детского коллектива.

 

 

  1. История возникновения квест – технологии.

   Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?

     Понятие квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно.

     Если мы обратимся к словарю, то само понятие Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее. [4]

   Сами же квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

      В принципе, изначально тогдашняя квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игры. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике.

  Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое нововведение, но несмотря на это оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением.

   Большую роль сыграли и реформы в сфере образования и модернизации современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми и взаимодействии с родителями. Так появился образовательный квест или квест-технология, который стремительно набирает популярность не только у воспитанников, но и у взрослых (родителей и педагогов), позволяющий индивидуализировать процесс обучения, задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для развития и самореализации участников образовательных отношений.

 

2.Задачи, приемы и значение квест – игр

     Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

  1. Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся)
  2. Развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей)
  3. Воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие). [6, c.22]

   Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

  • игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);
  • социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);
  • художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.);
  • познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.);
  • театрально-музыкальной;
  • восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

  С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приёмы:

- дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;

- арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);

- интеллектуальные викторины;

- задания творческого характера;

- загадки, кроссворды, ребусы;

- конструирование, моделирование;

- экспериментирование.

3.Методика организации и проведения квеста.

 

    Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

1.Все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево). Помните, безопасность превыше всего!

2. Задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям. Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.

3. Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.

4. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут.

5.Задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными.

6. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес.

7.Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря. Используемые материалы, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.

8. Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.

9.Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

10. В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

   Проводить игры можно как в помещении детского сада, так и на улице. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах.

   Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:

20–25 минут для младших дошкольников;

30–35 минут для воспитанников средней группы;

40–45 минут для старших дошкольников.

Типология квестов:

Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.

Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.

Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели. [7, с.3]

    Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а также решением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.

План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты:

  1. Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций).

Требования к сценарию:

  • первое задание не должно быть слишком сложным, его задача   заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;
  • поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;
  • зоны игрового маршрута не должны пересекаться;
  • игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;
  • целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).
  • задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.
  1. Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:
  2. Продумать методику проведения игровых испытаний;
  3. Подготовить презентацию для вводной части;
  4. Продумать музыкальное оформление;
  5. Подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.
  6. Разработать маршрут передвижений, которые должен быть, во-первых, непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в-третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков».

При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.

 Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

   Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы с дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.

Этапы прохождения квеста:

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

  • Задание, или пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества. Организационная часть квеста также включает:

распределение детей на команды;

знакомство с правилами;

раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

  • Процесс, или экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
  • Завершение, или эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:

Что вызвало наибольший интерес?

Что узнали нового?

Что показалось трудным?

  1. Применение квест – игр в работе с дошкольниками.

          Изучив структуру, виды, форму проведения образовательного квеста мы стали применять квест – игры в своей группе. Разработали и провели с детьми средней группы (4-5 лет) несколько квестов – в группе, на улице, с использованием ИКТ. (см. Приложение с.12)

   Особый интерес у наших воспитанников вызвали такие квесты, как «Путешествие со снеговиком» (Приложение, с.13), «Знай правила движения, как таблицу умножения» (Приложение, с.12), и с применением ИКТ «Отважные путешественники» (Приложение, с. 14)

  Играя дети полностью погружались в происходящее, им было интересно разыскивать, разгадывать головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания, находя подсказки и этот интерес сохранялся на протяжении всей игры.

  С применением квест - технологии мы предполагаем, появиться возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, познавательный интерес, таланты и в то же время сплотить детский коллектив, воспитателя с детьми.

Заключение.

     Использование такой формы работы как квест - технология в образовательной деятельности очень актуально.

    Важным преимуществом технологии является то, что она не требует дорогостоящих инвестиций, главное — искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми. Однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. И стоит помнить, что квесты нельзя повторять часто, не чаще 1 раза в месяц. Игра, устраиваемая взрослыми для детей, но не игра взрослых с детьми.

      В квесте воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.

   С помощью квест - игр дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

   В каких бы условиях ни проводился квест, он оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

 

Литература

1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999.

2. Дубцова Г.М. Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/ Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) primienieniie-kviest-tiekhnologhii-v-obrazovatiel.html (дата обращения: 08.02.2018).

3. Детские квесты для детского сада и дома: задания, сценарии [Электрон-

ный  ресурс]. –Режимдоступа:  http://fb.ru/article/240752/detskie-kvestyi-dlya-detskogo-sada-i-doma zadaniya-stsenarii (дата обращения: 21.11.2017)

4. Квест (значения) // Википедия [2015—2015] (дата обновления: 25.03.2015). - URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=69566952 (дата обращения: 25.05.2015).

5. Киселок У. Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 68-69. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2727/ 2. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015 3.

6.Корзникова Т.П.,.Просоедова Н.В, Степанова М.М.. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016 Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника

7.Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.

8. Харченко Татьяна Егоровна. Издательство: Детство-Пресс, 2021 г.

Серия: Физическая культура
Подробнее: 
https://www.labirint.ru/books/783884/

Приложение

Квест – игра «Знай правила движения, как таблицу умножения»

C:\Users\User\Downloads\IMG-20210315-WA0055.jpg

Квест - игра «Путешествие со снеговиком»

C:\Users\User\Downloads\IMG-20210315-WA0056.jpg

Квест – игра с применением ИКТ «Отважные путешественники»

C:\Users\User\Downloads\IMG-20210315-WA0051.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрывается значение игры в развитии коммуникативного поведения детей дошкольного возраста. Родителям рекомендованы разнообразные игры для развития речи детей в домашних условиях....

Практикум для педагогов «Применение социо – игровой технологии для развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Практикум для педагогов«Применение социо – игровой технологии для развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»...

Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются информацией, з...

Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.

  В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются ...

«Использование игровых технологии в воспитание и обучении детей дошкольного возраста»

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра явля...